ГлавнаяНовостиНовости библиотек
12 ноября – 150 лет со дня рождения первой женщины-геолога Анны Миссуна
Джонни Депп в роли Радзивилла, экзамен для подростков и партизанский детектив

Многосерийный фильм «Обитель»: бумеранг всегда возвращается

Многосерийный фильм «Обитель»: бумеранг всегда возвращается
Другие новости

Режиссер Александр Велединский снимает фильм по роману Захара Прилепина.

Захар Прилепин не написал бы роман «Обитель», если бы не его бывший сосед, режиссер Александр Велединский. Сейчас Велединский снимает по этой книге многосерийный фильм для телеканала «Россия».

1_5529376b80cfe4ce779de5259a791f9f.jpg

Евгений Ткачук (зэк Артем Горяинов) и Александра Ребенок (Галина, его возлюбленная)

На дворе 1920-е годы. У Артема Горяинова, отправленного в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) за убийство отца, вспыхивает роман с надзирательницей и любовницей начальника лагеря Галиной, и они решаются на побег. Рассказав такую невероятную, но основанную на реальных событиях историю в романе, Захар Прилепин получил в 2014 году премию «Большая книга». А этот замысел возник в 2011 году…

«Соловки для меня всегда были особой темой, – рассказывает режиссер Александр Велединский. – Мой отец учился там в школе юнг в 1942 году, сбежав на фронт 16-летним пацаном. Однажды продюсер Вадим Горяинов спросил, не интересуют ли меня Соловки. Я ответил: «Конечно, это мое!» Причем на момент разговора я там ни разу не был. Я позвонил Прилепину и предложил ему написать рассказ или повесть про Соловки.

На дворе 1920-е годы. У Артема Горяинова, отправленного в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) за убийство отца, вспыхивает роман с надзирательницей и любовницей начальника лагеря Галиной, и они решаются на побег. Рассказав такую невероятную, но основанную на реальных событиях историю в романе, Захар Прилепин получил в 2014 году премию «Большая книга». А этот замысел возник в 2011 году…

«Соловки для меня всегда были особой темой, – рассказывает режиссер Александр Велединский. – Мой отец учился там в школе юнг в 1942 году, сбежав на фронт 16-летним пацаном. Однажды продюсер Вадим Горяинов спросил, не интересуют ли меня Соловки. Я ответил: «Конечно, это мое!» Причем на момент разговора я там ни разу не был. Я позвонил Прилепину и предложил ему написать рассказ или повесть про Соловки. Мы с Захаром были знакомы: оба из Нижнего Новгорода. Причем оттуда же отец нашего оператора Никиты Рождественского, с которым я ходил в детский сад и в школу».

2_5855a8cd6e9b46302e0ed65f247d6acb.jpg

Яков Шамшин (поэт) и Евгений Ткачук

Хотя режиссер и писатель росли на одной улице, это происходило в разное время: Велединский старше Прилепина на 14 лет. Они познакомились только лет 10 назад. Когда в 2011 году режиссер предложил писателю слетать на острова, набраться впечатлений и написать рассказ или повесть, по которым можно было бы снять кино, Прилепин ответил: «Нет, это же не совсем мое, я ведь пишу только о том, что сам переживаю. Но я подумаю недели две-три…» Однако перезвонил уже на следующий день: «Это все-таки хорошая тема, полетели».

«И мы полетели на Соловки, – продолжает Велединский, – с Захаром, продюсером Горяиновым и моими двумя сыновьями, которые, кстати, сейчас снимают вместе со мной «Обитель». Прожили там неделю, пропитываясь атмосферой, я увидел фотографию юного отца в Музее юнг, это очень трепетно… Мы с Захаром решили, что надо писать про конец 1920-х годов, потому что о 1930-х уже много снято. Прилепин пообещал, что до сентября напишет мне рассказ или небольшую повесть. А потом говорит: «Знаешь, не пишется. Не могу понять, что это будет». Но я тогда приступил к съемкам фильма «Географ глобус пропил», мне уже было не до того. Отснял зимний блок «Географа», когда Захар мне прислал первые главы. Говорю: «Но это не повесть». А он: «Да, это будет большой роман. Жалко мне из такого материала повесть делать». И три года он писал книгу. Кстати, главному герою он дал фамилию продюсера, с которым мы летали на Соловки, – Горяинов».

В роли начальника лагеря режиссер сразу видел Сергея Безрукова, с которым познакомился благодаря сериалу «Бригада».

«Мы с Александром давно хотели вместе поработать, поэтому я сразу согласился на его предложение, – говорит Сергей Безруков. – У многих героев «Обители» есть исторические прототипы, у моего тоже. Моего героя зовут Федор Эйхманис, а его прототип носил фамилию Эйхманс. Его жизненный путь впечатляет: он был латышским стрелком, комендантом «поезда Троцкого», воевал в Туркестане, был первым начальником ГУЛАГа, а в 1938 году его как троцкиста расстреляли. Я попросил Велединского: «Саш, очень хочется заглянуть в глаза этого человека в 1938 году». Я очень много читал о тех временах. Перестройка пришлась на мои старшие классы, тогда журналы публиковали материалы о репрессиях, и судьбы людей вроде Бухарина, Каменева, Зиновьева вызывали у меня большое сочувствие. Но позже я узнал больше, смог взглянуть на вещи шире и понял, что раньше эти люди сами переступили черту. Что их постигло наказание за совершенное ранее преступление. Мой герой убивал – и в 1938 году его самого поставили к стенке, бумеранг к нему вернулся».

Играющий Артема Горяинова Евгений Ткачук тоже сразу согласился на предложение сняться в фильме. «Я ответил «да» еще до чтения сценария, – рассказывает Ткачук. – Я снимался у Велединского в драме «В Кейптаунском порту», и тогда мы с Александром много говорили про «Обитель», про то, как было бы здорово, если бы я сыграл Артема. Самая сложная сцена для меня, отправная точка – убийство отца. А все, что идет дальше, – осознание того, как влияет одно неправильное действие на всю историю семьи, на несколько поколений потомков. Мой герой готов понести наказание, но он не готов умереть. А все в лагере построено на том, чтобы узник не просто был наказан – требовалось подавить в нем все человеческое. Там живут безвольные существа, готовые делать, что угодно, лишь бы выжить. И Артем приходит к тому, что лучше смерть: это его осознанный выбор…»

333_f9158dea70e2cf8b5b24215b5c3bf6ba.jpg

Режиссер Александр Велединский и Сергей Безруков. Рабочий момент съемок

Яков Шамшин снимался у Велединского не только в фильме «В Кейптаунском порту», но и в «Ладоге». «На роль моего героя, поэта Афанасьева, посаженного за создание публичного дома, пробовались и другие актеры. Мой персонаж – плохой поэт, хотя сам он считает себя вторым Есениным. Ради этой роли я начал писать плохие стихи. Раньше вообще никаких не сочинял – но читал-то хорошие! Некоторые двустишия я читаю в кадре. Сочиняются изумительно легко. Только подумаю: сюда бы двустишие какое-то вставить, а оно уже в голове. Мы смеемся, что к окончанию съемок я таким макаром напишу поэму «Мастырка», о которой Афанасьев все время говорит».

Конечно, создатели фильма о Соловках думали о возможности снимать его именно там. Но действие происходит летом, когда на Соловках много туристов. Монастырь действующий, снимать в нем не получилось бы, и пришлось бы на Соловках строить декорацию Соловецкого монастыря! Поэтому там сняли лишь общие планы, а более подходящей локацией стал расположенный в Вологде Кирилло-Белозерский монастырь. С ролью Белого моря справился Финский залив, а самое страшное место ГУЛАГа – Секир-гору, где находился карцер, – снимут в ноябре в Ярославле.

Автор публикации: Елена Фомина, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ.

Источник: СБ – Беларусь сегодня

Новости

«Сонеты» Янки Купалы: перевоплощение от Максима Замшева

23 Янв 2019

У поэзии народного песняра Беларуси Янки Купалы – десятки переводчиков на русский язык. Имена поэтов России, кто в XX веке соприкоснулся с творчеством белорусского классика, хорошо известны. Но переводят Янку Купалу и сегодня.

Новости библиотек

Переписка с Пушкиным и прижизненные издания: литературное наследие Адама Мицкевича в фондах Национальной библиотеки

22 Янв 2019

В декабре исполнилось 220 лет со дня рождения первого белорусского поэта-романтика Адама Мицкевича. Национальная библиотека Беларуси присоединилась к празднованию и представила в Минске и Москве яркие книжные выставки.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

«Лісты да Жазефіны»: научная и романтическая книга на основе рукописей из фонда Национальной библиотеки Беларуси

21 Янв 2019

Библиотекой подготовлено и выпущено научное издание «Лісты да Жазефіны: ваенныя шляхі французскага афіцэра. 1805–1812». Основным историческим источником послужили письма французского офицера Шарля-Филиппа Фита де Суси к своей жене, хранящиеся в фонде Национальной библиотеки Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Новый видеоурок по базе данных «Ученые Беларуси»

21 Янв 2019

Для пользователей, не имеющих возможности посетить нашу библиотеку, подготовлен видеоурок по работе с базой данных «Ученые Беларуси», знакомящий с ресурсом и основным алгоритмом поиска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Имена переводчиков

23 Янв 2019

Я почитала книжки, которые самостоятельно выбрали дети, поохала над уровнем перевода и вернулась к нормальным детским книгам, которые читаю сама для дела. Тут же растаяла от просто блестящих переводов и захотела поговорить о чтении переводных книг. На уровне капитана Очевидности.

Новости библиотек

Институт Польский в Минске – партнер в организации ХV Международных книговедческих чтений

18 Янв 2019

Институт Польский в Минске подтвердил поддержку в организации ХV Международных книговедческих чтений, благодаря которой ожидается приезд в Минск выдающихся представителей современного польского книговедения.

Новости Национальной библиотеки Беларуси