Узоры белорусской души

орнаменты родного края


Многие из нас хотели бы услышать голоса своих предков, узнать, о чем думали и о чем мечтали в древности поколения белорусов, что они любили, чего боялись, кого уважали и что хотели бы рассказать нам, своим потомкам. Это возможно благодаря старинным тканым и вышитым изделиям, сохранившимся до нашего времени. Если внимательно присмотреться к волшебным узорам, в них много что можно «прочесть». Орнамент – это своеобразная книга народной мудрости. В посланиях наших предков сконцентрированы просьбы, мечты, надежды, добрые пожелания родным и близким, чувства счастья или печали и многое другое.

В каждом вытканном сантиметре ткани, в каждом стежке узора был заключен глубокий смысл. В древние времена считали, что орнамент оберегал от зла, был обращением к богам с просьбой о благоприятствовании и защите, неместным рассказывал, какие люди живут в той или иной местности и какая система представлений о мире главенствует у них, да и вообще позволял белорусам выделяться среди других народов.


Традиционный белорусский орнамент

Белорусские ткани имеют преимущественно ритуальные и эстетические функции. В своем декоре они содержат особую знаковую систему. Этнографы, культурологи, искусствоведы в работах анализируют самые разные аспекты возникновения и развития орнаментальной традиции белорусов. Поле исследований ученых весьма широкое: от палеолитических изображений до совершенных образцов декоративно-прикладного искусства ХХ в.

Ткачество и вышивка

Ткачество – наиболее развитый вид народного творчества в Беларуси. Издревле мастерицы украшали ткаными узорами одежду, салфетки, занавески, наволочки, скатерти, постилки, ковры, дорожки. В Беларуси необычайно богатое наследие узоров народного орнамента. Художественные изделия радуют своей красотой. Эстетические чувства были присущи еще нашему далекому пращуру. Как показывают археологические раскопки, он не только создавал утилитарные, нужные в быту вещи, но и украшал их узорами. Изделия, созданные народными мастерами, воплощают в себе богатые традиции орнаментального искусства.


Рушники

На іх ад розных бед замовы,
Ва ўсе часы для нас яны –
Як сімвал матчынай любові,
Як знак людское дабрыні.

А. Нефранович


Белорусский рушник относится к предметам народного искусства, принадлежащим и прошлому, и настоящему. В быту белорусов рушник присутствовал не одно столетие. Ткут и расшивают его и сегодня, продолжая совершенствовать красоту, над которой работало множество предыдущих поколений. Популярность рушника неизменна, потребность в нем ощущается и в наши дни. По-прежнему он сопровождает человека в наиболее важные, переломные этапы его жизненного пути. Без традиционного рушника не обходятся теперь и выставки народного искусства, потому что именно рушник наиболее ярко воплощает национальные черты орнаментального искусства и высокое мастерство ткачества и вышивки.


Костюм

Орнаментика традиционного белорусского костюма удивительно разнообразна и выразительна. Но при своей внешней декоративности она представляет собой сложное и многозначное явление народной культуры. С одной стороны, орнамент является наиболее яркой отличительной чертой каждого стилистического направления в искусстве и позволяет точно выделить белорусский народный костюм среди других культурных традиций, полнее раскрыть особенности национальных костюмов. С другой стороны, наличие орнамента ограничивает практическое применение костюма, возвышая его над повседневностью. Способность наделять предмет эстетической значимостью, превращать его из предмета быта в предмет искусства – основная характеристика орнамента, определяющая его как вид искусства.

Слуцкие пояса

Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сцяной смяецца поле,
Зіяе неба з-за акна, –
І думкі мкнуцца мімаволі
Туды, дзе расцвіла вясна;
Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі;
Цямнее край зубчаты бора…
І тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.

Максим Багданович. «Слуцкія ткачыхі»


Настоящей гордостью Беларуси, всемирно признанным достижением ее многовековой культуры являются слуцкие пояса. Изделия ткацкой мануфактуры, работавшей в Слуцке во второй половине XVIII – начале XIX века, по праву считаются крупнейшим достоянием отечественного и европейского декоративно-прикладного искусства.

Благодаря таланту и работе белорусских ткачей, сложился характерный вид пояса, получивший мировую славу как слуцкий. Важнейшим достижением слуцких мастеров стало использование уникальной техники ткачества, позволившей создавать четырехлицевые пояса с богатой орнаментацией и цветовой гаммой с преобладанием золотисто-желтых, оранжевых, розовых, голубых, зеленых, коричневых и красных тонов. Авторов рисунков узоров и орнаментов вдохновляли мотивы цветущей родной природы – близкие их сердцу васильки, незабудки, розы, гвоздики, пионы, цветки и листья клевера, веточки дуба и березы.

В мировой культуре слуцкие пояса имеют значение национального символа Беларуси, воплощающего в себе художественный талант белорусского народа.

111