ГлавнаяЧитателюЧасто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

  • Как работает библиотека?
    Библиотека работает по следующему графику:
    Понедельник – пятница: 10.00–21.00;
    Суббота, воскресенье: 10.00–18.00;
    Последний понедельник месяца – санитарный день.

    Летний график (1 июня – 31 августа):
    Понедельник – пятница: 10.00–20.00;
    Суббота: 10.00–18.00;
    Воскресенье – выходной день;
    Последний понедельник месяца – санитарный день.

    По отдельному графику работают:

  • Кто может записаться в библиотеку?
    Любой гражданин, достигший 14 лет и имеющий паспорт.
  • Какие документы нужны для записи в библиотеку?
    Документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь или удостоверение беженца. При записи желательно также предъявить:
    • билет учащегося – учащимся профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений;
    • студенческий билет – студентам высших учебных заведений;
    • диплом о присвоении ученой степени – научным сотрудникам.
  • Сколько стоит читательский билет?
    Cтоимость билета и его дубликата составляет  2 руб. 12 коп. Оформление производится бесплатно.
  • Может ли записаться в библиотеку ребенок?
    Нет, в библиотеку записывают только с 14 лет при наличии паспорта.

    В исключительных случаях – до 14 лет при наличии паспорта и на основании письменного обращения с места учебы, оформленного на фирменном бланке учреждения образования, с обязательным обоснованием необходимости пользования информационными ресурсами Библиотеки.
  • Можно ли записаться в библиотеку, не имея минской прописки?
    Можно при наличии документа, удостоверяющего личность: паспорта, вида на жительство в Республике Беларусь или удостоверения беженца.
  • Можно ли записаться в библиотеку иностранному гражданину или лицу без гражданства?
    Можно при наличии документа, удостоверяющего личность: паспорта, вида на жительство в Республике Беларусь или удостоверения беженца.
  • Можно ли записаться в библиотеку по водительскому удостоверению?
    Нет, основным документом, необходимым для получения читательского билета, является паспорт.
  • Можно ли получить разовый читательский билет при отсутствии паспорта или документов, его заменяющих?
    Нет, в библиотеке не существует разовых билетов. Временный билет выдается пользователям, имеющим постоянный читательский билет, которым временно невозможно воспользоваться (например, билет забыт дома).
  • Каков срок эксплуатации читательского билета?
    При соблюдении правил эксплуатации читательского билета срок его действия составляет 5 лет.
  • Как поступать при потере читательского билета?
    В случае потери читательского билета необходимо:

    • незамедлительно сообщить об этом лично или по телефонам (8 017) 293 28 54, 293 25 84 в отдел записи и информирования пользователей для блокировки билета;
    • получить новый читательский билет, предъявив документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца), и заплатив стоимость билета. Номер читательского билета сохраняется.
  • Кому необходимо проходить перерегистрацию?
    В 2018 году в Национальной библиотеке Беларуси проходят перерегистрацию читатели, записавшиеся в 2006–2013 гг., согласно Порядку проведения перерегистрации для читателей Национальной библиотеки Беларуси.
  • Я иностранный студент. Могу ли я пользоваться услугами библиотеки?
    Да, в соответствии с процедурой записи. Для этого необходим студенческий билет и документ, удостоверяющий личность (паспорт).
  • Можно ли пройти в библиотеку с ребенком?
    Проходить в читальные залы библиотеки с детьми дошкольного возраста запрещается. Для детей в возрасте с 3 до 10 лет свои услуги предоставляет детская комната. Справки по телефону: (8 017) 293 25 34.

    Для посещения мероприятий социокультурного направления (художественные выставки, обзорная площадка и пр.) дети допускаются в Библиотеку только в сопровождении взрослых.
  • Можно ли пройти в библиотеку вдвоем по одному билету?
    Нет. В соответствии с п. 27 Правил пользования Национальной библиотекой Беларуси «запрещается передавать читательский билет другим лицам и пользоваться читательским билетом других лиц».
  • Как можно попасть на экскурсию и посетить обзорную площадку?
    Экскурсии проводятся по предварительной записи. Запись по телефонам: (8 017) 293 28 53, 293 29 66 (вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00). Обзорную площадку можно посетить самостоятельно (услуга платная).
  • Выдается ли в библиотеке литература на дом?
    Литература на дом выдается читателям библиотеки, проживающим и имеющим регистрацию в г. Минске: кандидатам и докторам наук, соискателям, аспирантам, преподавателям высших и средних специальных учебных заведений, сотрудникам научно-исследовательских учреждений. Остальным читателям литература выдается только в читальные залы.
  • Есть ли в библиотеке книги в электронном виде?
    В настоящее время ведется работа по оцифровке библиотечных фондов. В электронном виде в библиотеке есть публикации сотрудников библиотеки, архив национальной периодики, библиотека дисков, базы данных. Ведется работа по созданию электронной библиотеки Национальной библиотеки Беларуси.
  • Как подобрать литературу по теме?
    Для поиска литературы по теме есть несколько путей:
    • -Можно искать литературу по каталогам, картотекам и базам данных Библиотеки самостоятельно и/или обратиться за помощью к дежурным библиотекарям в консультационном пункте, читальных залах, в зале каталогов.
    • -Можно обратиться в читальный зал отдела справочно-информационного обслуживания (2-й этаж, пом. 257) и оформить заказ на подбор литературы по теме. Услуга платная, выполняется в течение 3–10 рабочих дней. Стоимость одного библиографического описания документа, включенного в список, определяется действующим прейскурантом. Оплата заказа производится после выполнения работы. Справки по телефону: (8 017) 293 27 38.
    • -Можно задать вопрос в виртуальные службы «Спроси библиотекаря» и «КОРУНБ» (Корпорация универсальных научных библиотек) на портале Библиотеки. Количество источников в ответе не превышает 10 названий.
  • До какого времени можно сделать заказ на литературу «сегодня на сегодня»?
    Прием заказов «на сегодня» прекращается за час до закрытия библиотеки. Но заказы на последующие дни принимаются до окончания работы библиотеки.
  • Как долго выполняется заказ на литературу?
    Заказы выполняются в течение 30 минут.
  • Как можно уточнить наличие конкретного издания в фонде библиотеки?
    Наличие издания можно уточнить:

    • - в пункте информирования у библиотекаря-консультанта лично или по телефону (8 017) 266 37 37;
    • - в зале каталогов и картотек лично (2-й этаж, атриум) или по телефону (8 017) 293 28 56;
    • - с помощью электронного каталога на портале библиотеки
    • - с помощью виртуальной справочной службы «Спроси библиотекаря».
  • Можно ли заказать литературу через сайт или по телефону?
    Да, можно заказать литературу на читальные залы через Интернет (электронный каталог). Заказ литературы по телефону не осуществляется.

    Вы можете заказать цифровые копии фрагментов документов из фондов библиотеки и получить их на свой e-mail, воспользовавшись услугами службы Электронная доставка документов.



  • В каком зале находится литература на иностранных языках?
    Литературу на иностранных языках необходимо заказывать на читальный зал, рекомендованный Вам при записи.
  • Как узнать, какие журналы получает библиотека?
    В электронном каталоге библиотеки отражены журналы за период с 1918 года по настоящее время.
  • Какие газеты получает библиотека?
    Библиотека получает все газеты, выходящие в Беларуси. Кроме этого, можно обратиться к списку газет стран СНГ и дальнего зарубежья, поступающих в НББ.
  • Как узнать, когда и где был опубликован закон, указ или другой правовой акт?
    По телефону (8 017) 293 27 28 или при личном посещении отдела обслуживания официальными документами, воспользовавшись услугами виртуального центра правовой информации на портале библиотеки, а также на сайте Национального правового интернет-портала Республики Беларусь.
  • Что мне делать, если в библиотеке нет нужной мне книги, статьи или другого документа?
    Необходимо обратиться в отдел межбиблиотечного абонемента и доставки документов. Телефоны для справок: (8 017) 293 27 14, 293 29 14, e-mail mba@nlb.by
  • Как оформить список литературы к диссертации, диплому и другой научной работе?
    Список литературы к диссертации оформляется в соответствии с образцами оформления библиографических описаний, приведенными на сайте Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. Сотрудники отдела справочно-информационного обслуживания (2-й этаж, пом. 257) проводят бесплатные занятия по вопросам оформления списка литературы. Занятия проходят в последнюю среду каждого месяца в пресс-центре (3-й этаж, пом. № 308), начало в 17.00. Справки по телефону: (8 017) 293 27 38.
  • Как уточнить библиографические описания источников в списке литературы к научной работе?
    Вы можете сделать это самостоятельно, используя поисковый аппарат библиотеки, или оставить заказ в отделе справочно-информационного обслуживания. Это дополнительная (платная) услуга, для оформления которой нужно обратиться в читальный зал отдела (2-й этаж, пом. 257) и заполнить соответствующий бланк. Стандартный список (в печатном или электронном виде) в зависимости от объема и сложности работы редактируется от 3 до 10 рабочих дней, оплата услуги производится после выполнения работы. Справки по телефону: (8 017) 293 27 38.
  • Каким образом можно предоставить электронную версию диссертации в библиотеку для получения справки для ВАК?
    В соответствии с пунктом 47 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 № 560 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 № 621) при принятии советом по защите диссертаций положительного решения по диссертации ее электронная копия в 10-дневный срок направляется в государственное учреждение «Национальная библиотека Беларуси».

    Электронная копия диссертации предоставляется одним файлом в формате .pdf на оптическом носителе (CD-R, RW или DVD-R, RW диски + конверт или коробка для диска) в отдел формирования электронной библиотеки. Для выдачи справки необходимы паспортные данные и контактный телефон соискателя. Оформление документов занимает 15–20 мин.

    Предварительную консультацию о порядке приема электронной версии диссертации можно получить по телефону: (8 017) 293 25 86.

    Режим работы отдела:
    Понедельник – четверг: 08.30 – 17.30;
    Пятница: 08.30 – 16.15 (перерыв 13.00 – 13.45);
    Суббота – воскресенье – выходные дни.
  • Каким образом можно предоставить электронную копию автореферата диссертации в библиотеку?
    В соответствии с пунктом 43 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь не позднее чем за месяц до защиты диссертации в Национальную библиотеку Беларуси направляется автореферат диссертации на бумажном и электронном носителях.

    Электронная копия автореферата диссертации может быть передана в библиотеку следующим образом:

    • отправлена на CD или DVD-диске по почте по адресу:
      Национальная библиотека Беларуси
      220114, г. Минск, просп. Независимости, 116,
      отдел формирования электронной библиотеки;
    • направлена по электронной почте: press@nlb.by, press.nlb.by@gmail.com;
    • предоставлена на съемном носителе в отдел формирования электронной библиотеки.

    Телефон для справок: (8 017) 293 25 86.

    Режим работы отдела: Понедельник – четверг: 08.30–17.30. Пятница: 08.30–16.15 (перерыв на обед 13.00–13.45). Суббота – воскресенье – выходные дни.

  • Какой документ необходимо предоставить для обслуживания в зале диссертаций?
    Обслуживание пользователей рукописями диссертаций, защищенных в Республике Беларусь, осуществляется на основе письма-ходатайства, которое должно быть оформлено на официальном бланке, подписано руководителем учреждения (предприятия), где работает (учится) пользователь, и засвидетельствовано печатью. Срок его действия – 1 год.
  • Можно ли пользоваться в библиотеке ноутбуком?
    Можно.
  • Существует ли в библиотеке подключение к Интернету через wi-fi?

    Подключение к Интернету по технологии Wi-Fi на территории библиотеки предоставляется бесплатно только зарегистрированным читателям. Зона покрытия Wi-Fi охватывает помещения атриумов первого и второго этажей, общего читального зала (пом. 105), зала правовой информации (пом. 207b), зала документов международных организаций (пом. 207g), а также интернет-центра (пом. 207f).

    Помимо этого в читальных залах библиотеки предоставляется возможность беспроводного подключения к сети Интернет посредством использования карты Wi-Fi от ByFly любого номинала (60, 180 или 600 минут), приобретенной в сети продаж РУП «Белтелеком».

    Для абонентов сетей мобильной связи МТС и Velcom имеется возможность приобретения аналога карточки доступа (пользовательские реквизиты) путем отправки СМС-сообщений.

    Подробную информацию о правилах использования карт Wi-Fi можно получить на сайте http://www.byfly.by/wifi/wifi. Телефон круглосуточной службы технической поддержки по вопросам работы услуги: (8 017) 306 48 88.

  • На каких условиях можно воспользоваться услугами Интернета?
    Интернет для читателей библиотеки предоставляется на бесплатной основе.
    Доступ осуществляется в каждом читальном зале на отведенных автоматизированных рабочих местах – с целью получения информации научного и образовательного характера. Общее время работы пользователя с интернет-ресурсами ограничивается режимом работы читальных залов библиотеки.
    Помимо этого, в библиотеке для читателей работает интернет-центр, предоставляющий возможность бесплатного доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам, представленным в сети Интернет, а также возможность работы с электронной почтой, социальными сетями и т.д.
  • Где можно научиться пользоваться ресурсами библиотеки?
    Каждый месяц в библиотеке проводятся бесплатные занятия для читателей, на которых можно научиться пользоваться электронным каталогом, базами данных библиотеки и других производителей, формулировать и правильно задавать запрос, овладеть методикой поиска в сети Интернет, узнать, как можно воспользоваться услугами библиотеки из дома. Кроме того, на 1-м этаже атриума работает консультационный пункт, а в каждом читальном зале и атриумах 1-го, 2-го этажей можно проконсультироваться у дежурных библиотекарей.
  • Какие услуги библиотека оказывает платно?
  • Можно ли сделать черно-белую, цветную ксерокопию, сканирование документов?
    Да.
  • Можно ли сделать распечатку из блокнота или архива пользователя?
    Да.
  • Можно ли осуществлять фотосъемку книг?
    Предоставление документов из фондов библиотеки для цифровой фотосъемки осуществляется на платной основе, согласно прейскуранту. Эта услуга предусмотрена не для всех изданий.
  • Можно ли копировать диссертации, защищенные в Республике Беларусь?
    Копирование полных текстов белорусских диссертаций не допускается. Копирование фрагментов белорусских диссертаций позволяется с целью последующего цитирования. Рукописи диссертаций подлежат копированию только путем сканирования по предварительному заказу пользователя.

    Телефон для справок: (8 017) 293 27 20.
  • Можно ли распечатать информацию со своего электронного носителя?
    Распечатать информацию со своего носителя можно в пункте копирования, находящемся в центральном вестибюле библиотеки (оплата производится согласно прейскуранту).
  • Как передать (подарить) книги библиотеке?
    Библиотека принимает в дар любые книги. Принести литературу можно на служебный вход в пункт приема литературы в рабочие дни до 17.00, по будням с 17.00 до 21.00 и по выходным дням – оставить в фойе библиотеки в информационном пункте.