ГлавнаяЧитателюПравила пользования и записи в библиотекуПравила пользования Национальной библиотекой Беларуси

Правила пользования Национальной библиотекой Беларуси

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила пользования государственным учреждением «Национальная библиотека Беларуси» (далее – Правила) разработаны в соответствии с законодательством, уставом государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси» (далее – Библиотека) и регламентируют взаимоотношения Библиотеки и ее пользователей в процессе библиотечного, информационного и социокультурного обслуживания пользователей.

2. Библиотека является государственной республиканской публичной библиотекой, республиканским информационным и социокультурным центром. Фонд Библиотеки отражает информационный, культурный, образовательный и научный потенциал общества. Информационные ресурсы Библиотеки являются общедоступными. Ограничения по их использованию определяются только в целях сохранности особо редких и ценных документов, а также в случаях, предусмотренных законодательством.

3. Право получать доступ к информационным ресурсам библиотеки через систему читальных залов предоставляется гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства с 14 лет. В исключительных случаях – до 14 лет при наличии паспорта и на основании письменного обращения с места учебы, оформленного на фирменном бланке учреждения образования с обязательным обоснованием необходимости пользования информационными ресурсами библиотеки, а также в присутствии и с письменного согласия родителей или иных законных представителей.

4. Право посещения объектов социокультурного центра Библиотеки предоставляется гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Для посещения мероприятий социокультурного направления дети до 14 лет допускаются в Библиотеку только в сопровождении взрослых.

5. Библиотека обеспечивает библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в читальных залах, через межбиблиотечный абонемент, путем виртуального обслуживания.

6. Библиотека обеспечивает социокультурное обслуживание пользователей через разнообразные формы работы галерейно-выставочного, экскурсионного, культурно-просветительского и физкультурно-оздоровительного направлений.

7. Библиотека оказывает пользователям основные услуги:

  • бесплатное предоставление полной информации о составе фондов и информационных ресурсах Библиотеки;
  • бесплатную консультационную помощь в поиске источников информации;
  • бесплатную выдачу документов из фондов Библиотеки для временного пользования в соответствующих читальных залах;
  • выдачу документов или их копий по межбиблиотечному абонементу и электронной доставке документов;
  • предоставление доступа к электронным информационным ресурсам.

Библиотека оказывает иные виды услуг, в том числе платные, согласно «Прейскуранту платных услуг, оказываемых государственным учреждением "Национальная библиотека Беларуси" физическим и юридическим лицам» (далее – Прейскурант).

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

8. Право доступа к информационным ресурсам Библиотеки через систему читальных залов обеспечивает читательский билет, который выдается при регистрации в Библиотеке.

9. Для регистрации в качестве пользователя Библиотеки гражданину необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца.

Для распределения пользователей по читальным залам при регистрации необходимо также предъявить:
учащимся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – билет учащегося;
студентам учреждений высшего образования – студенческий билет;
ученым – диплом о присуждении ученой степени, аттестат о присвоении ученого звания.

10. Читательский билет выдается за плату. Льготы по оплате читательского билета не предусмотрены. В случае утери, при наличии механических повреждений (изгибов, заломов, царапин и др.), повреждений чипа и штрихкода, при смене фамилии, имени, отчества пользователя выдается новый читательский билет за плату на общих условиях.

11. Пользователь должен ознакомиться с данными Правилами и засвидетельствовать согласие по их выполнению личной подписью.

12. Регистрация коллективных пользователей (юридических лиц) осуществляется на основании договора, определяющего порядок предоставления информационно-библиотечных услуг.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

13. Пользователю предоставляется возможность обращаться в Библиотеку как путем непосредственного посещения, так и в режиме удаленного доступа.

14. Для пользователей, непосредственно посещающих Библиотеку, функционирует система читальных залов, дифференцированных по уровню образования и профессиональной деятельности пользователей, областям знаний и видам документов.

15. Обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с данными Правилами и другими локальными правовыми актами Библиотеки, уточняющими взаимоотношения Библиотеки и пользователей.

16. Каждому пользователю при регистрации рекомендуется соответствующий читальный зал.
В общем читальном зале осуществляется обслуживание учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, специалистов со средним, средним специальным и высшим образованием, в том числе бакалавров, магистрантов, аспирантов, соискателей на получение ученой степени.
В научных читальных залах осуществляется обслуживание лиц, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, ученое звание, научных сотрудников и заведующих лабораториями научно-исследовательских учреждений, заведующих кафедрами, преподавателей учреждений высшего образования, лиц с ослабленным зрением и лиц, лишенных зрения.
В читальном зале белорусской литературы, специализированных залах документов по искусству, нотных и аудиовизуальных документов осуществляется обслуживание учащихся учреждений среднего специального образования, студентов учреждений высшего образования и специалистов по профилю, соответствующему специализации читального зала.
В читальном зале рукописей, редкой книги и старопечатных изданий, зале диссертаций обслуживание отдельными видами документов (рукописями, в том числе диссертациями, редкими книгами и старопечатными изданиями до 1830 г.) осуществляется при наличии у пользователя ходатайства от научной организации.
В читальном зале межбиблиотечного и индивидуального абонемента осуществляется обслуживание коллективных пользователей межбиблиотечного абонемента; пользователей библиотеки, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, соискателей, аспирантов, преподавателей высших, средних специальных и общеобразовательных учебных заведений, сотрудников научно-исследовательских учреждений, производственных предприятий, занимающихся научно-исследовательскими разработками.

17. Обслуживание всех категорий пользователей осуществляется в читальных залах периодических изданий, правовой информации, документов международных организаций, справочно-информационного обслуживания, на выставке новых поступлений, в интернет-центре, а также путем электронной доставки документов и выдачи документов из подсобных фондов во всех читальных залах Библиотеки.

18. Документы, заказанные пользователем из фондохранилища, выдаются при предъявлении читательского билета на кафедрах выдачи читального зала, рекомендованного ему при регистрации.

Отдельные виды документов (ноты, электронные, аудиовизуальные и изобразительные документы, газеты и др.), заказанные из фондохранилища, выдаются в читальный зал соответствующего профиля:

  • изобразительные документы – в зал документов по искусству;
  • газеты – в зал периодических изданий;
  • диссертации – в зал диссертаций;
  • ноты, аудиовизуальные документы, документы на электронных носителях – в зал нотных и аудиовизуальных документов.

19. При отсутствии необходимого документа в фондах Библиотеки пользователь имеет право оформить заказ на его получение из других библиотек Беларуси и зарубежья через межбиблиотечный абонемент и доставку документов.

20. Выдача документов и предоставление платных услуг прекращается за 15 минут до закрытия Библиотеки.

21. Библиотека обслуживает пользователей в следующем режиме:

ежедневно (с 1 сентября по 31 мая):
понедельник – пятница: с 10.00 до 21.00;
суббота, воскресенье: с 10.00 до 18.00.
В летний период (с 1 июня по 31 августа):
понедельник – пятница: с 10.00 до 20.00;
суббота: с 10.00 до 18.00;
воскресенье: выходной день.
Накануне государственных праздников Библиотека работает с 10.00 до 18.00.

По отдельному графику, утвержденному генеральным директором Библиотеки, осуществляется обслуживание:

22. Библиотека не работает в дни государственных праздников, праздников Пасхи (православной, католической) и санитарные дни (последний понедельник месяца).

23. В исключительных случаях (при проведении мероприятий государственного уровня, технологических сбоях комплекса информационно-технологических систем и др.) Библиотека имеет право вносить изменения в режим работы. Информирование пользователей об изменениях осуществляется заранее через интернет-портал и информационные стенды Библиотеки.

24. Виртуальное обслуживание пользователей осуществляется преимущественно через интернет-портал Библиотеки (https://www.nlb.by), дополнительно – с помощью социальных сетей и других веб-сервисов.

ГЛАВА 4
ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

25. Пользователи Библиотеки имеют право:

  • посещать Библиотеку в соответствии с режимом ее работы;
  • получать во временное пользование документы из фондов Библиотеки для работы в соответствующих читальных залах;
  • получать полную информацию о документах из фондов Библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных и других форм библиотечного информирования;
  • получать консультационную помощь по поиску источников информации и заказу документов;
  • получать доступ к национальным и мировым базам данных, информационным ресурсам Интернета;
  • получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу, в том числе путем электронной доставки документов;
  • получать бесплатно временный билет читателя для одноразового посещения Библиотеки в случае, если постоянный читательский билет отсутствует в данный момент. Временный билет читателя выдается не более 5 раз в течение года;
  • бронировать документы на определенное время и продлевать срок пользования документом при отсутствии запросов со стороны других пользователей на данный момент;
  • проносить в Библиотеку ноутбук в чехлах (без дополнительных вложений и соответствующих размерам ноутбука), или в специально предназначенной сумке, полученной в гардеробе Библиотеки;
  • проносить в Библиотеку музыкальные инструменты в футлярах;
  • посещать мероприятия и занятия, проводимые для пользователей в Библиотеке;
  • оставлять детей дошкольного и младшего школьного возраста в детской комнате во время посещения Библиотеки;
  • получать другие виды услуг, в том числе платные, перечень которых определен Библиотекой и утвержден согласно законодательству Республики Беларусь;
  • получать иные виды услуг, в том числе платные;
  • обращаться к руководству Библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по вопросам, связанным с обслуживанием пользователей.

ГЛАВА 5
ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

26. Пользователи Библиотеки обязаны:

  • выполнять настоящие Правила, другие локальные правовые акты Библиотеки;
  • придерживаться режима работы Библиотеки;
  • проходить перерегистрацию один раз в пять лет в соответствии с установленным Библиотекой порядком. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, Библиотекой не обслуживаются;
  • вовремя сообщать сотрудникам сектора записи пользователей отдела записи информирования пользователей о потере или краже читательского билета, временного билета читателя;
  • возвращать временный билет читателя в сектор записи пользователей отдела записи информирования пользователей, а в случае его потери или повреждения – оплатить его стоимость;
  • сдавать в гардероб верхнюю одежду, головные уборы, сумки для ноутбуков;
  • оставлять в камере хранения зонтики, сумки, портфели, рюкзаки и другие вещи размером более 30х30х20 см;
  • предъявлять для просмотра на контрольно-пропускном пункте сумки, тетради, пакеты, футляры из-под музыкальных инструментов и другие вещи, разрешенные к вносу в Библиотеку;
  • бережно относиться к полученным в пользование документам и имуществу Библиотеки; сообщать библиотекарю о выявлении повреждений в документе;
  • сохранять тишину, порядок, чистоту в помещениях Библиотеки;
  • вежливо относиться к сотрудникам и посетителям Библиотеки;
  • в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и др.) исполнять требования сотрудников Библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

27. Пользователям Библиотеки запрещается:

  • передавать читательский билет другим лицам и пользоваться читательскими билетами других лиц;
  • выносить документы из фонда Библиотеки за её пределы, кроме документов, выданных в читальном зале межбиблиотечного и индивидуального абонемента при наличии пропуска;
  • вносить в Библиотеку печатные материалы (книги, журналы, газеты, учебно-методические материалы, изобразительные документы, ноты и другие документы), видеоаппаратуру, колющие и режущие предметы;
  • проходить в читальные залы Библиотеки с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  • проходить в Библиотеку в неопрятном внешнем виде;
  • посещать Библиотеку в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических, психотропных, токсичных средств;
  • входить в Библиотеку с животными, за исключением пользователей с ослабленным зрением и лишенных зрения в сопровождении собаки-поводыря;
  • осуществлять действия, причиняющие вред документу (вырывать или вырезать страницы, делать пометки, подчеркивать, калькировать рисунки и карты, писать на листах бумаги, положенных на документ, самостоятельно осуществлять ремонт документов и т. д.);
  • делать пометки на каталожных карточках и вынимать их из каталожных ящиков;
  • брать без разрешения документы, полученные другими пользователями;
  • находиться с документами Библиотеки в буфете, помещении для курения и в туалете;
  • принимать еду и цветные напитки в читальных залах;
  • использовать мобильные телефоны, фотоаппараты и другие технические средства для видеосъемки и фотографирования документов из фондов Библиотеки, информации с экранов мониторов, кроме случаев, когда фотосъёмка проводится на платной основе согласно Прейскуранту;
  • выполнять системные операции в компьютерной сети Библиотеки, переустанавливать программные средства, отключать от сети техническое оснащение, уничтожать и редактировать файлы, созданные другими пользователями;
  • самовольно размещать в помещениях Библиотеки объявления, афиши и другие материалы, заниматься предпринимательской, агитационной и рекламной деятельностью;
  • нарушать общественный порядок;
  • курить в помещениях Библиотеки, кроме мест, специально предназначенных для этого.

ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

28. Пользователи Библиотеки, нанесшие вред документам или имуществу Библиотеки (компьютерам, оргтехнике, мебели, электрооборудованию и др.), покрывают потерю согласно законодательству.

29. Пользователи, нарушающие общественный порядок, проявляющие неуважение к сотрудникам и пользователям Библиотеки, несут ответственность согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.

30. За нарушение настоящих правил пользователям может быть временно ограничен доступ к информационным ресурсам и услугам библиотеки на срок не более одного года.

ГЛАВА 7
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ

31. Библиотека имеет право:

  • вносить дополнения и изменения в данные Правила в установленном порядке;
  • определять условия использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а также режим доступа к ним;
  • определять в соответствии с законодательством виды и размеры компенсации вреда, нанесенного пользователями;
  • определять срок ограничения (не более одного года) доступа к информационным ресурсам и услугам библиотеки пользователям, нарушившим настоящие правила.

32. Библиотека обязана:

  • формировать информационные ресурсы, обеспечивать их сохранность и рациональное использование в соответствии с законодательством в области библиотечного дела и уставом Библиотеки;
  • создавать благоприятные условия для работы пользователей в Библиотеке;
  • обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей;
  • сохранять конфиденциальность сведений о пользователях;
  • информировать пользователей о:
    • дополнениях и изменениях, вносимых в эти Правила;
    • изменениях в режиме работы Библиотеки;
    • видах услуг, предоставляемых Библиотекой.
111