Я бы хотел написать книгу, от которой у людей было бы светло и хорошо на душе.

Михась Зарецкий


Жизнь Михася Зарецкого была недолгой, но чрезвычайно яркой и творчески насыщенной. Основоположник романтического направления в белорусской советской прозе, он обогатил литературу рядом значительных произведений, и сегодня не потерявших своей художественной ценности, т.к. проблемы, поднятые в них, мнения и судьбы героев созвучны нашей современности.

Михась Зарецкий

Михась Зарецкий

Михась Зарецкий (настоящее имя – Михаил Ефимович Косенков) родился 20 ноября 1901 г. в селе Высокий Городец Сенненского уезда Могилёвской губернии (сегодня это Толочинский район Витебской области) в семье деревенского дьякона Ефима Ануфриевича Косенкова и его жены Пелагеи Леонтьевны. Михась был вторым ребенком, после старшего Ивана, а вслед за ним родились младшие брат и сестра – Николай и Лиза. Детство будущего писателя прошло в деревне Заречье под Шкловом, куда его отец был переведен по службе. Именно оттуда, из места с таким поэтическим названием, и пошел его известный литературный псевдоним «Зарецкий».

Значительное влияние на формирование мировоззрения Михася сыграли родители. Ефим Ануфриевич, руководитель церковного хора, сам пытался писать музыку, любил петь, интересовался устным народным творчеством, обладал способностями рассказчика, поэтому мог интересно и образно поделиться пережитым или увиденным. Природным артистическим талантом и любовью к пению выделялась и Пелагея Леонтьевна, мать Михася. Таким образом, творческая атмосфера, царившая в доме Косенковых, способствовала развитию художественного вкуса детей. Михась «уже в детстве умел играть на многих музыкальных инструментах», – вспоминал брат писателя Николай.

В десять лет мальчика отдали постигать науку в Оршанское духовное училище, а уже через четыре года он стал учащимся Могилёвской духовной семинарии. По воспоминаниям писателя, бурса приучила его к самостоятельному критическому мышлению, развила инстинкт товарищества, интерес к общественной жизни.

Покровский монастырь и духовное училище в Орше.

Покровский монастырь и духовное училище в Орше.
Фото начала ХХ века.

Учебный корпус Могилёвской духовной семинарии

Учебный корпус Могилёвской духовной семинарии в начале XX в.


С наступлением революционных событий, юноша бросил семинарию. Некоторое время работал переписчиком в полувоинской части в Орловской губернии, но уже через полгода вернулся в родную деревню, где из-за материальных трудностей был вынужден устроиться церковным сторожем.

В феврале 1919 г. М. Зарецкий получил должность учителя в начальной школе на Могилёвщине, позже возглавлял Шкловский волостной отдел народного просвещения. В 1920 г. участвовал во II Всероссийском съезде работников просвещения, на котором был избран кандидатом в члены ЦК этого союза.

Михась Зарецкий

Михась Зарецкий. 1925 г.

С 1920 по 1927 г. юноша служил в Красной армии, и этот период сыграл решающую роль в его психологии: «Бесконечные скитания с места на место, масса наблюдений и впечатлений, близкое знакомство с десятками и сотнями самых разнообразных человеческих типов – все это обогатило меня неиссякаемым запасом материала, который я использовал впоследствии в целом ряде своих рассказов», – напишет в 1928 г. писатель в своей автобиографии.

«Военный образ» Михася Зарецкого ярко описал Ян Скрыган в книге литературных воспоминаний «Некалькі хвілін чужога жыцця»:

«...удивлял он именно тем, что меньше всего был похож на военного. Облик, жесты, манера говорить, стоять, улыбаться как-то очень уж по-граждански не соответствовали форме, противоречили ей <...> Тонкий, высокий и стройный, он был обязательно виден, но не ростом, а именно вот этой своей особой манерой держаться: и свободно, и вместе с тем скованно <...> сдержанность и непосредственность как бы вечно воюют в нем».
Мария Косенкова

Мария Косенкова, жена Михася Зарецкого.
1929 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

Неординарная личность, непохожая на других, Михась Зарецкий и в литературу пришел очень необычно, благодаря сну: «...мысли стать писателем у меня никогда не было. Дело началось с того, что я однажды увидел очень яркий и необычный сон, впечатление от которого не покидало меня на протяжении целого месяца. Мне захотелось зафиксировать это впечатление, и я стал писать», – вспоминал он.

Молодой автор даже не ожидал, что его рассказ напечатают, но вскоре с 6 января 1922 г. на страницах «Савецкай Беларусі» один за одним начали выходить его произведения, среди которых «Ці ж так?», «Спатканне», «Сёння» («Малюнкі жыцця»), «Цішка Бабыль», «У Саўках» и др. Творческий процесс шел очень интенсивно: только в течение 1923 г. в газете был размещен целый ряд рассказов прозаика. В этот период Михась Зарецкий женился и «к чистым творческим стремлениям прибавилась и материальная заинтересованность», ведь «жил с женой на одном красноармейском пайке».

В 1924 г. писатель стал членом литературного объединения «Маладняк», вошел в центральное бюро организации. Вскоре, кроме газеты «Савецкая Беларусь», имя Михася Зарецкого зазвучало со страниц журналов «Полымя» и «Маладняк». Выходят и сборники рассказов прозаика: «Пела вясна» (1925), «У віры жыцця» (1925), «Пад сонцам» (1926), «42 дакументы і Двое Жвіроўскіх» (1926). Удивляет, что каждый год печатается сразу по два или даже три сборника, что свидетельствует о плодотворной творческой работе автора.


Пела вясна
Пад сонцам
42 дакументы

В ранних рассказах М. Зарецкого соотносятся романтические и реалистические тенденции, характерны острые драматично-напряженные сюжеты, отсутствие бытовой описательности и натурализма. Новаторским по форме художественного материала стало произведение «42 дакументы і Двое Жвіроўскіх», состоящее из текста протоколов, писем, приказов, телеграмм, постановлений, листовок и т.д. Это был оригинальный и смелый шаг молодого прозаика.

В 1926 г. Михась Зарецкий написал повесть «Голы звер», которая сразу стала чрезвычайно популярной. Поэт Моисей Седнёв вспоминал, как книги похищали из шкафов с запрещенными материалами, а в библиотеке только и было слышно: «“Голы звер” Зарецкого есть?». Яркий отрицательный персонаж, смелость автора, сопоставление интересов личности и общества привлекли внимание читателей, а поднятые в повести проблемы и по сегодняшний день являются актуальными.

В конце 1920-х гг. Михась Зарецкий впервые обратился к жанру романа: в 1927 г. на страницах журнала «Полымя» печатаются «Сцежкі-дарожкі». Произведение стало значительным вкладом в белорусский «великий эпос».

Голы звер
Сцежкі-дарожкі

В 1927 г. закончился «маладняковский» период творчества писателя, случились некоторые изменения в его мироощущении. Он становится одним из инициаторов создания нового литобъединения «Полымя». В это время М. Зарецкий много путешествует: в 1927 г. вместе с Т. Гартным и М. Чаротом посещает Латвию, Германию, Францию, Чехословакию. Расширяются его творческие контакты, накапливаются новые впечатления, приобретается новый опыт, происходят встречи с деятелями культуры Запада, мастерами литературы. Интересные воспоминания о совместном путешествии с М. Зарецким по европейским странам оставил Т. Гартный, отметивший, что писатель восхищался неприглядностью Люксембургского сада, говоря: «...парк лучше выглядит тогда, когда он естественный». Примечательно, что и в классической музыке писатель отдавал предпочтение канкану, а не грандиозным операм Вагнера. Во всех проявлениях жизни М. Зарецкий любил гротескную выразительность и экстравагантность, искал противоречия, даже парадоксы, которые отображал и в поведении героев своих произведений.

Позже в составе белорусской писательской делегации, куда входили Я. Купала, Я. Колас и М. Чарот, он посетил Харьков, где присутствовал на торжествах, посвященных памяти Тараса Шевченко. После были и другие поездки, встречи с читателями, выступления в разных уголках Беларуси, в частности, в Оршанском районе, на Могилёвщине, Гомельщине и других местах.

Белорусские писатели вместе со студентами-белорусами

Белорусские писатели вместе со студентами-белорусами высших школ Праги во время посещения Чехословакии.
1927 г.

На юбилее Тараса Шевченко

На юбилее Тараса Шевченко в Харькове.
1927 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

Одновременно со службой в Красной армии и активной творческой деятельностью писатель учился в Белорусском государственном университете, где вместе с ним получали образование «маладняковцы» Андрей Александрович и Алесь Дудар, а после и Ян Скрыган. Последний, вспоминая 1927 г., писал о Зарецком:

«Это был уже в полном смысле слова писатель и интеллигент. Популярности и славе его соответствовал и внешний вид <...> Бывало, на переменах, когда мы все высыпали в коридор, кто-то первый замечал и объявлял негромко: «Зарецкий идет!» И правда, в конце коридора появлялась темно-серая шляпа и над всеми головами проплывала в гардероб».

Однако учеба молодого писателя вскорости была прекращена: в печати появился известный тогда «Ліст трох» («Письмо троих»), в котором А. Александрович, А. Дудар и М. Зарецкий выступили против активистов, собиравшихся совершить «общественный суд» над белорусскоязычными студентами. После этой публикации юноши покинули университет.

Во второй половине 1920-х гг. начинается творческий подъем советской драматургии. Известно, что М. Зарецкий интересовался театром, был инициатором и активным участником театральной дискуссии в 1928 г., утвердил себя как театральный критик, выступавший за развитие национального театра и кино. Еще в начале 1920-х гг., во времена службы в Витебской военной части, писатель организовал «Белорусское культурно-просветительское общество», создал военную любительскую труппу и руководил ею. Вместе с самодеятельными артистами в различных клубах он устраивал спектакли, пользовавшиеся успехом у зрителей. Неслучайно, что в конце 1920-х гг. писатель обратился к драматической жанровой форме.

Артисты БГТ-2 с белорусскими писателями

Артисты БГТ-2 с белорусскими писателями.
Во втором ряду: девятый слева – Михась Зарецкий.
Минск.
1930-я (?) гг.
Из архива М. Хайновской.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

В 1928 г. он написал пьесу «Віхор на балоце», где воспользовался изобразительными средствами мелодрамы с ее традиционным любовным треугольником, трагическими жертвами как результатом неразделенной любви. Позже из-под его пера вышла пьеса «Белыя ружы» (1928–1929), выдержанная в романтическом ключе с элементами приключенчества, с использованием фольклорных преданий и легенд. Неизвестной остается судьба исторической драмы «Рагнеда», которую писатель создал еще в конце 1920-х гг., но текст произведения не найден до сих пор.

Обращался к драматургии М. Зарецкий и в последние годы жизни. В 1935 г. в Государственном русском драматическом театре Беларуси была поставлена пьеса «Сымон Карызна», созданная автором на основе романа «Вязьмо», а в 1936 г. увидела свет пьеса «Ная» – динамичное, остросюжетное произведение, посвященное новой для белорусской литературы теме жизни цыган. Сочинение также получило сценическое воплощение и было поставлено Театром юного зрителя. Спектакль получился яркий, но прошел всего несколько раз и был снят с репертуара.

Сцена из спектакля «Сымон Карызна»

Сцена из спектакля «Сымон Карызна».
Государственный русский театр БССР.
1935 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

Мастер малой прозы, М. Зарецкий пишет всё новые рассказы и в конце 1920-х гг. выходят сборники «На чыгунцы» (1928), «Ракавыя жаронцы» (1929). Интересно, что Ян Скрыган не понимал название последнего произведения, не знал, куда ставить ударение в слове «ракавыя», после чего сам автор пояснил смысл так: в селе, где родился М. Зарецкий, существовало поверье, будто в голове рака есть какая-то таинственная косточка, которая и называется «жаронцамі». Если найти эту косточку, то она, словно цветок папоротника, может открывать людям тайны счастья.

На чыгунцы
Ракавыя жаронцы


В конце 1920-х – начале 1930-х гг. писатель обращается к публицистике и пишет ряд очерков. Среди них «Падарожжа на Новую Зямлю» (1929), ставший результатом поездок М. Зарецкого на Марьинские болота, где проводилась широкая мелиорация заболоченных земель. Размышления М. Зарецкого над увиденным и составили основное содержание произведения. Кроме этого, писатель связал в очерке социальную и национальные темы, подчеркивал необходимость борьбы с высокомерным отношением к национальной культуре, критиковал девушек, которые «сами себя обокрали», т.к. отдают предпочтение городским романсам, а не составляющим богатство национальной культуры народным мелодиям.

В 1930-е гг. в Беларуси начинается коллективизация. Михась Зарецкий не мог остаться в стороне от событий того времени. Их раскрытию посвящен очерк «Вясна 1930 года» (1930), представивший его мысли о судьбе трудовой деревни, правдивый показ трудностей организации колхоза. В 1931 г. печатаются «Лісты ад знаёмага», где выбрана нетрадиционная форма подачи материала в виде писем от человека, «знакомого», который словно со стороны наблюдает за тем, что происходит, и пишет об этом автору. Было невозможно открыто выступать с критикой коллективизации, в которой писатель видел трагедию крестьянства, поэтому он был вынужден устраняться от оценки событий, чтобы отвести от себя обвинения критиков. В 1932 г. он продолжил тему коллективизации и трагедии белорусской деревни в романе «Вязьмо», которому, по сравнению с другими произведениями, больше повезло, так как, по мнению М. Мушинского, критики того времени не сумели постичь глубокий смысл этого произведения.

Лісты ад знаёмага
Вязьмо


Несмотря на творческий подъем, освоение новых жанров, популярность среди читателей, участие в Первом Всебелорусском съезде писателей в 1934 г., период 1930-х гг. отмечен драматическими изменениями в жизни М. Зарецкого. Своими публицистическими произведениями, отрицательным отношением к событиям того времени, критическими выступлениями во время театральной дискуссии против чиновников от искусства, писатель противоречил новым политическим установкам, в результате чего на страницах периодической печати началась кампания против него. Писатель был исключен из партии, его произведения стали запрещаться и вообще не печатались. Незавидная судьба постигла роман «Крывічы», о котором ходят разные легенды. Так, по одной из версий, произведение якобы было завершено и даже вышло из печати, но тираж до читателя не дошел и в продуктовых магазинах Минска покупателям в страницы этого романа заворачивали селедки. Но М. Зарецкий с присущей ему несгибаемой силой духа, упорством, даже в таких тяжелых обстоятельствах прессинга и обвинений, продолжал писать, занимал должность заведующего отделом литературы и искусства в Белорусской академии наук. И все же ни талант, ни популярность автора не уберегли от ареста, который состоялся 3 ноября 1936 г. Михась Зарецкий был приговорен к высшей мере наказания и 28 октября 1937 г. расстрелян. Репрессии не обошли и остальных членов семьи: жена Мария Ивановна также была осуждена на семь лет пребывания в исправительно-трудовых лагерях, в 1941 г. была реабилитирована, а в 1945 г. ее снова осудили на десять лет. Малолетние дети М. Зарецкого – сын Слава и дочь Рада – росли в детском доме «Борки» Калининской области.

Мария Косенкова с сыном

Жена писателя Мария Косенкова с сыном.
Из книги: Зарэцкі, М. Збор твораў: у 4 т. – Минск. – Т. 4. – 1992 г.

Дзеці М. Зарэцкага

Дети писателя – Слава и Рада.
1929 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства



Писателя реабилитировали 7 декабря 1957 г., и его светлое имя вновь вернулось в белорусскую литературу.

И сегодня творчество Михася Зарецкого остается до конца не исследованным. Многие из его рукописей, писем не сохранились. Поиск наследия писателя, переиздание произведений и их доскональное исследование, пересмотр оценок, данных литературоведами в советское время, – дело будущего.


Художник правдивого слова: творческое наследие Михася Зарецкого


Мое увлечение литературным творчеством было частью моего романтического увлечения «белорусскостью», которое захватило меня, увлечения идеей возрождения национальной белорусской культуры.

Михась Зарецкий


Михась Зарецкий прожил очень короткую жизнь – всего 35 лет, но за это время обогатил белорусскую литературу рассказами, повестями и романами, пьесами, очерками и критическими статьями. В 1920–1930-е гг. его произведения были очень популярны как среди ценителей литературы, так и среди широкой публики. Они привлекали своей выразительностью, внутренней свободой, неприятием современной ему реальности, легкой иронией. Созданные М. Зарецким герои вызывали интерес и симпатию, а события, описанные в произведениях, удивляли своей гротескной конкретикой и графичной остротой.

Между тем творчество этого талантливого и самобытного художника мало изучено, так как имя М. Зарецкого на протяжении долгого времени вычеркивалось из истории литературы. Многое из того, что он написал, особенно в последние годы жизни, не сохранилось. В настоящее время наследие писателя требует нового прочтения и более глубокой научной оценки со стороны исследователей.

Творческий путь Михася Зарецкого начался на заре 1920-х годов. Его литературный дебют состоялся 6 января 1921 г., когда в «Савецкай Беларусі» был опубликован материал поз названием «Ці ж так?». С этого времени одно за другим стали публиковаться сначала отдельные произведения молодого автора, а затем и целые сборники рассказов: «У віры жыцця» (1925), «Пела вясна» (1925), «Пад сонцам» (1926), «42 дакументы і Двое Жвіроўскіх» (1926). Ранняя «малая проза» писателя проникнута «маладняковской» романтикой, лирическим настроением, вниманием к простому человеку и его внутренней жизни, стремлением строить произведение на острых, драматичных коллизиях. В рассказах раскрывается проблема взаимоотношений личного и социального, способность видеть черты, порожденные новой, послереволюционной эпохой, такие как искалеченные судьбы людей, не сумевших войти в новую жизнь. Рассказы М. Зарецкого стали не только серьезной школой подготовки писателя к созданию крупных произведений, но и оставили яркий след в отечественной прозе как самостоятельные высокохудожественные произведения, свидетельствующие о его мастерстве в этом жанре.

Постепенно расширился диапазон творчества М. Зарецкого: автор обратился к повестям и романам. Среди них выделяется остропроблемная повесть «Голы звер» (1926), в центре которой отрицательный персонаж – Виктор Яроцкий, человек со «звериной сущностью», носитель философии эгоизма и вседозволенности. Этим произведением и отображением на первом плане такого персонажа писатель выразил свое гражданское мужество и желание не только прославлять действительность, но и показывать ее негативные стороны.

В 1927 г. вышел роман М. Зарецкого «Сцежкі-дарожкі», в котором автор через главных героев раскрыл сложную проблему революции и интеллигенции, правдиво изобразил революционные события и показал истинное «лицо» революции со всей ее безжалостностью и несправедливыми жертвами. Раскрытие такой исторической правды в конце 1920-х гг. было делом новаторским и смелым. Проблема выбора человека, оказавшегося в непреодолимых обстоятельствах, приобрела в романе символическое звучание благодаря сквозному образу «сцежак-дарожак», которые «переплелись переплетом заклятым – не понять, по какой нужно пойти, чтобы выйти на правильный путь».

В конце 1920-х гг. М. Зарецкий обратился к драматической жанровой форме. Среди его пьес – «Вихор на балоце» (1928), посвященная теме мещанства, «Белыя ружы» (1928–1929) о партизанской борьбе во время Гражданской войны. Пьесы свидетельствовали о его драматургическом таланте, показывали его умение строить динамичные сюжеты с увлекательной интригой.

В литературном наследии М. Зарецкого конца 1920-х – начала 1930-х гг. есть ряд малоизвестных белорусской общественности произведений: это критические статьи, очерки «Цені крывавай мінуўшчыны» (1927), «Падарожжа на Новую Зямлю» (1929), «Вясна 1930» (1930), «Лісты ад знаёмага» (1931). По мнению исследователя А. Моисеенко, жанровая форма эссе стала новым шагом писателя в осмыслении жизни.

Одно из самых значительных произведений М. Зарецкого – социально-психологический роман «Вязьмо» (1932), посвященный событиям коллективизации – центральной теме литературы 1920-х – начала 1930-х гг. Это философское, остродраматичное произведение, принесшее писателю широкую известность и получившее высокую оценку современников и последователей. Неслучайно И. Мележ в 1969 г. назвал «Вязьмо», «может быть, самым глубоким произведением того времени о коллективизации». В основе романа – драматичное столкновение человеческих персонажей, трагедия белорусской деревни и трудового крестьянства, которому угрожала насильственная коллективизация и потеря права быть хозяином своей землей.

В последние годы жизни М. Зарецкий снова обратился к драматургии: он написал пьесы «Ная», «Сымон Карызна». В последнем произведении представлены основные события романа «Вязьмо», которые писатель перенес на сцену. Попытался освоить Зарецкий и новую для себя жанровую форму: по мотивам своего рассказа «Пачатак шчасця» создал одноименный киносценарий, а по повести А.С. Пушкина – пьесу «Дуброўскі».

Творчество М. Зарецкого представляет собой чрезвычайно богатый и многогранный мир, познание которого еще впереди. Как отмечал исследователь М. Мушинский: «нам еще долго доведется разгадывать секреты обаятельности художественной прозы Михася Зарецкого, секреты ее воздействия на чувства читателя».




  • Прижизненные публикации Михася Зарецкого в периодических изданиях из фондов Национальной библиотеки Беларуси

    1922

    Пад святымі скляпеннямі Віцебскага сабору / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1922. – 3 лістап. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    Цішка Бабыль : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1922. – 19 лістап. – С. 3; 22 лістап. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    У Саўках : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1922. – 29 снеж. – С. 2–3. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    1923

    Мар’я : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1923. – 1 сак. – С. 2–3; 2 сак. – С. 2–3; 3 сак. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    Як гэта часам трапляецца : [маленькае здарэнне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1923. – 8 сак. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    Ворагі : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1923. – 24 чэрв. – С. 2–3. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    1924

    Бацькаў сын : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Беларус. піянер. – 1924. – № 1. – С. 5–7. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    Адна партыя ў шашкі : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Полымя. – 1924. – № 4. – С. 57–61. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    На маладое : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1924. – 23 кастр. – С. 2; 24 кастр. – С. 3; 25 кастр. – С. 2; 26 кастр. – С. 2; 28 кастр. – С. 3; 1 лістап. – С. 2; 2 лістап. – С. 3; 5 лістап. – С. 5. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    1925

    Пра майго прыяцеля : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Арш. Маладняк. – 1925. – № 2. – С. 3–6. – (Шифр НББ: 3ОК9951)

    Камсамолка : [апавяданне-імпрэсія] / М. Зарэцкі // Маладняк. – 1925. – № 6. – С. 38. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Як Настулька камсамолкай зрабілася : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Маладняк. – 1925. – № 7. – С. 72–78. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    42: (схема літаратурнай ілюстрацыі) : [апавяданне ў форме літ. пратакола] / М. Зарэцкі // Маладняк. – 1925. – № 9. – С. 46–64. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    [Рэцэнзія на кн.: Вольны А. Два. – Минск, 1925] / М. Зарэцкі // Полымя. – 1925. – № 3. – С. 160–162. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Больш увагі канферэнцыям пераменнікаў / М. Зарэцкі // Беларус. вёска. – 1925. – 17 сак. – С. 1. – ( Шифр НББ: 4Н//292)

    Дзіўная : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1925. – 21 лют. – С. 2; 22 лют. – С. 4. – ( Шифр НББ: 4Н//4403)

    У велікодную ноч : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1925. – 18 крас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    1926

    На чыгунцы : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Маладняк. – 1926. – № 9. – С. 31–47. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    [Рэцэнзія на кн.: Вапліте. Зошит перший. – Харків, 1926] / М. Зарэцкі // Маладняк. – 1926. – № 9. – С. 104–106. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Двое Жвіроўскіх : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Маладняк. – 1926. – № 12. – С. 3–19. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Спакуса: [апавяданне] / М. Зарэцкі // Камуніст. – 1926. – 25 крас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//3283)

    Бацькаў сын : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Камуніст. – 1926. – 20 чэрв. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//3283)

    Як Настулька камсамолкай зрабілася : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Камуніст. – 1926. – 25, 27 чэрв. – С. 2; Чырвоная змена. – 23 ліп. – С. 3; 25, 29 ліп. – С. 4.

    Цішка Бабыль : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Камуніст. – 1926. – 15, 17 верас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//3283)

    1927

    Каця : [апавяданне] / пад проз. М. Касянкоў // Беларус. піянер. – 1927. – № 13. – С. 2–6. – ( Шифр НББ: 3ОК312)

    Сцежкі-дарожкі : [раман] / М. Зарэцкі // Полымя. – 1927. – № 1. –С. 3–41; № 2. – С. 12–52; № 3. – С. 43–89; № 4. – С. 30–74; № 5. – С. 3–43; № 6. – С. 9–52; № 7. – С. 20–45. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Ліпа : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1927. – 13 лістап. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    1928

    На маладое : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Беларус. работніца і сялянка. – 1928. – № 1. – С. 7–10; № 2. – С. 6–9; № 3. – С. 10–13. – (Шифр НББ: 3ОК1844)

    Белыя ружы : [драма] / М. Зарэцкі // Маладняк. – 1928. – № 12. – С. 96–117; 1929. – № 1. – С. 55–66; № 2. – С. 54–74. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Віхор на балоце : [п’еса] / М. Зарэцкі // Полымя. – 1928. – № 6. – С. 39–61; № 7. – С. 29–52. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Падарожжа на новую зямлю : [нарыс] / М. Зарэцкі // Заря Запада. – 1928. – 28 окт. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//1820)

    Крывавыя сляды : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Камуніст. – 1928. – 11 ліп. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//3283)

    Два экзамены : (Да пытання аб тэатральнай крытыцы) / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1928. – 18 студз. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    Падарожжа на новую зямлю : [нарыс] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1928. – 21 кастр. – С. 3; 23 кастр. – С. 5; 25 кастр. – С. 3; 27 кастр, 28 кастр. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    Чым пагражае нам Белдзяржкіно : (Да крытыкі тэматычнага плана) / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1928. – 2 лістап. – С. 3; 3 лістап. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    Ліст у рэдакцыю / М. Зарэцкі, А. Александровіч, А. Дудар // Савец. Беларусь. – 1928. – 4 снеж. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    1929

    Ой, ляцелі гусі : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Полымя. – 1929. – № 3. – С. 3–32. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Крывічы : [раман] / М. Зарэцкі // Полымя. – 1929. – № 4. – С. 3–24. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    У сэрцы Савецкай Украіны : [нарыс] / М. Зарэцкі // Савец. Беларусь. – 1929. – 14–16 чэрв. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//4403)

    1930

    Лісты ад знаёмага / М. Зарэцкі // Полымя. – 1930. – № 4. – С. 41–71. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Вясна 1930 года : фрагменты / М. Зарэцкі // Полымя. – 1930. – № 5–6. – С. 77–97. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Хвіліна : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Чырв. Беларусь. – 1930. – № 15. – С. 2–3. – (Шифр НББ: 3ОК242)

    Пра дзеда Альпіна : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Чырв. Беларусь. – 1930. – № 18. – С. 2. – (Шифр НББ: 3ОК242)

    1931

    Парася : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Чырв. Беларусь. – 1931. – № 2. – С. 2–3. – (Шифр НББ: 3ОК242)

    На баявых пазіцыях / М. Зарэцкі // Чырв. змена. – 1931. – 10 сак. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//738)

    Рубеж : (урывак з рамана «Смерць Андрэя Беразоўскага») / М. Зарэцкі // Полымя. – 1931. – № 2. – С. 65–90. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    1932

    Пачатак шчасця : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Беларусь калгасная. – 1932. – № 2. – С. 18–27. – (Шифр НББ: 3ОК10011)

    Якуб Лакота : урывак з рамана / М. Зарэцкі // Беларусь калгасная. – 1932. – № 4. – С. 67–72. – (Шифр НББ: 3ОК10011)

    Вязьмо : [раман] / М. Зарэцкі // Полымя рэвалюцыі. – 1932. – № 1. – С. 77–91; № 2. – С. 104–165; № 3. – С. 69–109; № 4. – С. 103–138; 1933. – № 1. – С. 22– 59; № 2. – С. 45–82; № 3. – С. 54–91. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Петрык і Пятрусь : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Чырв. Беларусь. – 1932. – № 2. – С. 2–4. – (Шифр НББ: 3ОК242)

    Брат : (урывак з рамана «Вязьмо») / М. Зарэцкі // Чырв. Беларусь. – 1932. – № 8. – С. 2–3. – (Шифр НББ: 3ОК242)

    Раздзел з рамана «Вязьмо» / М. Зарэцкі // ЛіМ. – 1932. – 18 сак. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    За новую працу / М. Зарэцкі // ЛіМ. – 1932. – 25 мая. – С. 1. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Размова незвычайнай шчырасці : нататкі пісьменніка / М. Зарэцкі // ЛіМ. – 1932. – 19 лістап. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    1934

    Другая сістэма : (Пісьмо са шклозавода імя Сталіна) / М. Зарэцкі // Звязда. – 1934. – 14 чэрв. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Новы вобраз Беларусі : [нарыс] / М. Зарэцкі // Звязда. – 1934. – 9 жн. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    1935

    Радасць : [апавяданне] / М. Зарэцкі // Калоссе. – 1935. – № 1. – С. 23–26. – (Шифр НББ: 19ИН2319)

    Сымон Карызна : [драматычная аповесць] / М. Зарэцкі // Полымя рэвалюцыі. – 1935. – № 1. – С. 45–75. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    На шляху да мастацка-творчае дужасці : (пра раман «Дужасць» Барыса Мікуліча) / М. Зарэцкі // Полымя рэвалюцыі. – 1935. – № 2. – С. 112–122. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Навела пра каханне / М. Зарэцкі // Полымя рэвалюцыі. – 1935. – № 10. – С. 19–23. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    1936

    Ная : [п’еса] / М. Зарэцкі // Полымя рэвалюцыі. – 1936. – № 4. – С. 8–36. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Паражэнне рэакцыі ў Францыі / М. Зарэцкі // Камунар Магілёўшчыны. – 1936. – 16 мая. – С. 2–3. – (Шифр НББ: 4Н//1871)

    1937

    Фашистские агрессоры в Европе / М. Зарэцкі // Рабочий. – 1937. – 5 сент. – С. 2, 6 сент. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    Вверх

Михась Зарецкий - переводчик

Михась Зарецкий переводил с русского языка на белорусский. Из автобиографии писателя известно, что по-русски он писал рассказы на заказ для витебского журнала «Вестник кооперации», но писал их исключительно с целью заработать, так как платил журнал «нечувана дорага ў параўнанні з беларускай газетай – дзве капейкі золатам за радок (гэта ў пачатку 1923 года)».

Раздел содержит переводы писателя, хранящиеся в фондах Национальной библиотеки Беларуси. Среди них роман «Цэмент» Ф. Гладкова, а также несколько книг, посвященных боевой подготовке и опубликованных под настоящей фамилией М. Зарецкого (Косенков): «Аб вайне» К. Клаузевица, «Стралковая зброя» М. Шварте и другие. Имеются у Михася Зарецкого переводы и с чешского языка, в частности, первой части известного романа Я. Гашека «Прыгоды бравага салдата Швейка ў часе сусветнай вайны». В библиотеке это издание хранится в виде микроформы.


Непокоренный талант. Литература о Михасе Зарецком


Михась Зарецкий принадлежит к числу мастеров с ярко выраженным национальным складом. Он последовательно боролся за народно-самобытную основу национальной культуры. В этом его большая и как следует не оцененная еще заслуга перед обществом.

Михаил Мушинский

В разделе предлагается библиографический список изданий из фондов Национальной библиотеки Беларуси, который поможет исследователям более полно познакомиться с творчеством прозаика, драматурга, литературоведа, переводчика и критика. Наиболее полно рассматривается творчество писателя в книгах Анатолия Моисеенко и Михаила Мушинского.

Интерес вызывают ценные воспоминания Яна Скрыгана, предисловия и статьи Алеся Адамовича, Николая Луферова, Николая Мищанчука, Ивана Чигрина. Будут полезны пособия и рекомендации для учителей по изучению творчества Михася Зарецкого.

В разделе представлен также список статей из журналов и газет. С разрешения авторов некоторые современные публикации были оцифрованы и сегодня доступны читателям в полном объеме, в частности, статьи Елены Белой, Татьяны Бородули (под псевдонимом Мария Ярошевич), Василия Дранько-Майсюка, Игоря Шолодонова.




Фотогалерея

Раздел отражает жизнь и творческий путь писателя Михася Зарецкого. Фотогалерею составляют фотографии прозаика и его родных, групповые фото с писателями и коллегами, а также изображения документов, машинописных материалов, писем, хранящихся в фондах Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства и Государственного музея истории белорусской литературы. Исследователям предоставляется возможность скачивать документы с целью их дальнейшего использования со ссылкой на хранителей фондов.

Подробнее со всеми материалами можно познакомиться, обратившись непосредственно в упомянутые организации.




Увековечение памяти Михася Зарецкого

Это талантливый самобытный мастер, еще не успевший проявить в полной мере свои возможности, но звезда которого так красиво и уверенно всходила на нашем литературном небосклоне.

Анатолий Моисеенко


Михась Зарецкий был настоящей литературной звездой 1920-х гг. Его произведения пользовались большим спросом у читателей, книги выносили из библиотек, похищали из шкафов, а из некоторых изданий даже вырывали наиболее интересные страницы. Писателя и его творчество высоко оценивали современники, друзья, коллеги-«маладняковцы». В конце 1920-х юный Ян Скрыган носил в кармане книги Михася Зарецкого, а позже вспоминал: «Мы тогда зачитывались Зарецким. Писал он много, горячо и ярко. Судьба его героев и героинь была всегда сложной, в революцию они шли путями мучительно-тяжелыми. Были у них и спады, и подъемы души, надежды и безнадежность, любовь и отчаяние». Выступления Михася Зарецкого в прессе также привлекали внимание и живо обсуждались, его произведения переводились на разные языки мира и вызывали горячие споры. Но вся популярность писателя исчезла в мрачные 1930-е, его произведения запретили, и только после реабилитации в 1957 г. общественность снова начала возвращаться к его литературному наследию и чтить его память.

С 1959 г. началось переиздание произведений прозаика: вышли романы «Сцежкі-дарожкі», «Вязьмо», сборник рассказов «Пачатак шчасця». В 1980 г. издательство «Мастацкая літаратура» выпустило избранные рассказы М. Зарецкого в переводе на русский язык, тем самым его проза перешагнула национальные границы.

Собрание сочинений

Собрание сочинений М. Зарецкого в 4-х томах.
1989–1992 гг.


Дочь Михася Зарецкого Радомира Балакина с братом писателя Николаем

Дочь Михася Зарецкого Радомира Михайловна Балакина с братом писателя Николаем Ефимовичем Косенковым.
25.08.1988.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

В 1989–1992 гг. Институт литературы им. Янки Купалы НАН Беларуси осуществил издание первого Собрания сочинений писателя в 4-х томах, в подготовке которого принимали участие дети М. Зарецкого – дочь Радомира и сын Вячеслав, а также брат прозаика Николай Ефимович.

Дом, где родился М. Зарецкий

Дом, где родился М. Зарецкий

Известно, что детские годы М. Зарецкого прошли в деревне Заречье под Шкловом, поэтому общественность Шкловского района начиная с 2001 г. активно занимается увековечиванием памяти своего земляка. Каждый год в ноябре – декабре жители Шклова и других городов (Могилёва, Минска, Орши) посещают места, где жил в детстве писатель, и отмечают его юбилеи.

В 2016 г. к 115-летию со дня рождения прозаика Шкловский райисполком планировал учредить премию им. Михася Зарецкого «За актыўнае развіццё і папулярызацыю беларускай мовы», позже решался вопрос о присвоении имени Михася Зарецкого одной из улиц города Шклова или Шкловской городской библиотеке, но эти замыслы так и не были реализованы.

В Шклове создан любительский литературно-художественный салон им. Михася Зарецкого, руководит которым Пётр Мигурский. На мероприятиях салона регулярно выступают со своими произведениями местные таланты и приглашенные гости. Например, в 2019 г. прошли литературные чтения, на которых участники из Орши, Могилёва, Смилович и Минска читали отрывки из произведений Зарецкого, исполняли свои стихи, а завершилась встреча концертом.

Во время литературных чтений

Во время литературных чтений в любительском литературно-художественном салоне им. Михася Зарецкого. Шклов.
2019 г.


Для сохранения памяти о Михасе Зарецком и популяризации его творчества много инициатив реализуют библиотеки республики. Почти к каждой юбилейной дате писателя создаются книжные выставки. В ноябре 2011 г. в Национальной библиотеке Беларуси прошла юбилейная выставка «В водовороте стремительной жизни», посвященная 110-летию со дня рождения писателя, представившая его прижизненные книги, более поздние переиздания произведений, а также литературу о Михасе Зарецком.

В зале белорусской литературы НББ В зале белорусской литературы НББ

В зале белорусской литературы Национальной библиотеки Беларуси.
2011 г.
Фото с интернет-портала НББ


В ноябре 2016 г. к 115-летию со дня рождения писателя в библиотеке средней школы № 11 г. Минска была организована книжная мини-выставка «Нескароны талент Міхася Зарэцкага».

В библиотеке СШ № 11 г. Минска.

В библиотеке СШ № 11 г. Минска.
2016 г.
Фото с сайта школы


Создаются посвященные писателю виртуальные выставки и страницы на сайтах различных учреждений культуры. Могилёвская областная библиотека им. В.И. Ленина к 110-летию со дня рождения Михася Зарецкого подготовила виртуальную выставку «У віры імклівага жыцця». Пользователям представлены материалы о жизни и творчестве писателя, сведения о книгах прозаика, имеющихся в фондах библиотеки, собраны библиографические списки исследователей его наследия, фотографии, а также несколько статей о писателе Людмилы Рублевской, Алеся Мартиновича, Натальи Пахомчик, Эдуарда Корниловича и Людмилы Долидович.

Афиша виртуальной выставки «У віры імклівага жыцця»

Афиша виртуальной выставки «У віры імклівага жыцця» к 110-летию со дня рождения М. Зарецкого.
Фото с сайта Могилёвской областной библиотеки им. В.И. Ленина


Отклик на повесть «Голы звер»

На интернет-портале Национальной библиотеки Беларуси существует рубрика «Блог профессионального читателя», где представлены отзывы на произведения современной и классической литературы, тематические читательские подборки и другие материалы. Один из отзывов посвящен повести «Голы звер» М. Зарецкого, которая в свое время была невероятно популярной.

Существует и сайт, посвященный творчеству Михася Зарецкого, на котором размещены полные тексты его романов, повестей и рассказов, а также биография писателя, его фотографии и статьи о нем.

В мае 2015 г. в России был создан общественный проект «Бессмертный барак» с целью сохранения семейной истории, фотографий, документов из архивов, воспоминаний репрессированных и их родных. Ресурс включает страницу, посвященную Михасю Зарецкому, где представлена информация о писателе, датах его ареста и приговора, указано место захоронения, а также размещен ряд фотографий и справка о реабилитации.

Из проекта «Бессмертный барак»

Страница, посвященная М. Зарецкому в проекте «Бессмертный барак».


Очень важно, что произведения Михася Зарецкого изучаются в школах. Продолжает работу по популяризации наследия писателя среди школьников и студентов отдел экскурсионно-методической работы Национальной библиотеки Беларуси, организовавший интересный цикл учебно-методических занятий «Славутыя імёны Бацькаўшчыны» о выдающихся деятелях белорусской культуры.

Во время занятия, посвященого жизни и творчеству Михася Зарецкого, участникам представляют презентацию о писателе, книжную выставку его произведений из фондов библиотеки, объясняют принципы пользования электронным каталогом, чтобы экскурсанты смогли сами найти книги М. Зарецкого, а в конце участникам предлагаются творческие задания, чтобы закрепить полученные знания. Заказать такое мероприятие может любая школа не только Минска, но и республики.


Учебно-познавательная экскурсия
Учебно-познавательная экскурсия

Учебно-познавательная экскурсия, посвященная М. Зарецкому.
Фото отдела экскурсионно-методической работы
Национальной библиотеки Беларуси


Творчество Михася Зарецкого привлекает внимание литературоведов и критиков: издаются статьи, проводятся лекции и научные мероприятия в честь писателя. 27 января 2021 г. в Национальной библиотеке Беларуси в рамках совместного проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця» прошел научно-практический семинар «Шляхамі маладнякоўцаў», посвященный 135-летию со дня рождения Змитрока Бядули и 120-летию со дня рождения Михася Зарецкого.

Научно-практический семинар «Шляхамі маладнякоўцаў»

Научно-практический семинар «Шляхамі маладнякоўцаў».
Автор афиши Татьяна Веромейчик


Неоднократно организовывались лекции исследователей творчества писателя. Например, 16 декабря 2016 г. в рамках кампании «Пяцісотгоднасць» драматург и актер Василий Дранько-Майсюк рассказал учащимися лицея БГУ о яркой творческой судьбе Михася Зарецкого на встрече, организованной Анной Северинец в Литературном музее Петруся Бровки.

Во время встречи с Василием Дранько-Майсюком

Во время встречи с Василием Дранько-Майсюком.
16 декабря 2016 г.
Литературный музей Петруся Бровки.
Фото Алины Орловой


20 декабря 2016 г. там же состоялась встреча «Хлопец у шынялі. Міхась Зарэцкі» с участием Василия Дранько-Майсюка.

В сентябре – ноябре 2017 г. историки и литературоведы совместно с интернет-порталом TuzinFM реализовали проект «(Не)расстраляная паэзія». В его рамках в книжном магазине «Логвінаў» состоялся цикл из 12 открытых лекций о белорусских поэтах 1930-х годов. Целью проекта стало обращение внимания белорусов на малоизвестные страницы жизни и забытые после расстрела авторов произведения. В проекте приняли участие Анна Северинец, Андрей Хаданович, Вольф Рубинчик, Виктор Жибуль, Антон Рудак и другие. В рамках этой инициативы 13 октября 2017 г. состоялась открытая лекция преподавателя белорусской литературы БГУ, театроведа Алексея Стрельникова, рассказавшего о Михасе Зарецком.

Лекция Алексея Стрельникова

Открытая лекция Алексея Стрельникова о Михасе Зарецком в рамках проекта «(Не)расстраляная паэзія».
13.10.2017


Не менее активное участие в проекте «(Не)расстраляная паэзія» принимали музыканты. 29 октября 2017 г. – ровно через 80 лет после чудовищной «ночи расстрелянных поэтов» – на платформе Talaka.by состоялась концертная презентация песен, написанных на стихи авторов, жизненный путь которых оборвался в 1937 г. В рамках проекта группа «Re1ikt» представила песню «Пра чорныя вочы», написанную по рассказу Михася Зарецкого.

Группа «Re1ikt»

Группа «Re1ikt».
Фотоколлаж с сайта газеты «Новы час»


Сюжеты и проблематика произведений Михася Зарецкого, яркие образы героев, отношения между ними привлекают внимание режиссеров. В 2006 г. киностудия «Беларусьфильм» выпустила психологическую драму «Невидимый край» по мотивам рассказа Михася Зарецкого «Ой, ляцелі гусі» (автор сценария и режиссер Виктор Аслюк). В главных ролях – актеры Андрей Ковальчук, Игорь Денисов и Светлана Кожемякина, оператор Юрий Докучаев, художник-постановщик Леонид Прудников, композитор Виктор Копытько.

«Невидимый край»

«Невидимый край».
Настольный табель-календарь.
2007 г.
Из фондов Национальной библиотеки Беларуси


Творчество Михася Зарецкого, герои его прозы всегда вызывали интерес у книжных графиков, театральных художников. Об этом свидетельствуют иллюстрации к его книгам Б. Малкина, Н. Рыжего, Л. Чурко, С. Харитонова и других.

Иллюстрации Б. Малкина к роману М. Зарецкого «Вязьмо»
Иллюстрации Б. Малкина к роману М. Зарецкого «Вязьмо»

Иллюстрации Б. Малкина к роману М. Зарецкого «Вязьмо».
Линогравюра.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства


В 2001 г. к 100-летию со дня рождения Михася Зарецкого Белпочта подготовила конверт Первого дня с изображением Оршанского духовного училища, где учился писатель. На конверте размещена и оригинальная марка с портретом М. Зарецкого на фоне дороги, исчезающей вдали (художник Виктор Стащенюк).

Конверт к 100-летию со дня рождения М. Зарецкого

Конверт Первого дня с оригинальной маркой к 100-летию со дня рождения М. Зарецкого.
2001 г.


Недавней инициативой в честь Михася Зарецкого стало учреждение издательством «Голиафы» ежегодного литературного конкурса имени писателя. Конкурс организован с целью поддержки новой литературы. К участию организаторы приглашают авторов от 16 лет – как уже опытных, так и молодых. На конкурс принимаются прозаические произведения (или сборники произведений), не выходившие до сих пор отдельными книгами. В жюри конкурса входят известные деятели белорусской культуры: Ирина Герасимович, Артур Клинов, Змитер Вишнёв, Виктор Жибуль, Светлана Вотинова, Сергей Плескач. Итоги первого конкурса будут подведены до 1 января 2022 г., а рукопись победителя издадут отдельной книгой в издательстве «Голиафы».

Память о Михасе Зарецкого хранят его внуки – Михаил и Лариса. В Куропатах, недалеко от деревни Цна, у них есть дом, где жила их бабушка Мария, жена писателя.


Дом, где жила жена писателя Мария Ивановна

Дом в деревне Цна, где жила жена писателя Мария Ивановна

Внуки Михася Зарецкого

Внуки Михася Зарецкого, Михаил и Лариса.


Внуки гордятся тем, что творческое наследие деда входит в обязательную школьную программу, но им хотелось бы, чтобы произведения М. Зарецкого более активно издавались и память о писателе не была утрачена.

Несмотря на короткую жизнь, Михась Зарецкий оставил значительный след в белорусской литературе, хотя сам всегда критически относился к себе. Исследователь Анатолий Моисеенко отметил:

«Писатель был скромен в оценке своего творчества. Он всегда повторял, что необходимо много и настойчиво работать, чтобы быть на уровне литературных задач. Он мечтал написать книгу, от которой у людей было бы светло и радостно на сердце. Не все его мечты сбылись. Но то, что он успел сделать, стоит самого пристального внимания читателя».

18 ноября 2021 г. в Национальной библиотеке Беларуси прошел круглый стол «“Сцежкамі…” Михася Зарецкого: к 120-летию со дня рождения», на котором состоялась презентация виртуального раздела проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця».







Библиотекарям