В воспоминаниях Валентины Ходасевич художник Георгий Якулов предстает «некрасивым красавцем», которого она «...побаивалась и избегала общаться из боязни влюбиться в него и... конечно, страдать. А женщин он покорял запросто». Московская публика считала, что семейная жизнь «Жоржа Великолепного» не задалась. Его супруга, Наталья Юльевна Шиф, обладала невероятно красивой фигурой и была одной из первых русских манекенщиц – притом, что лицо ее было несколько асимметрично.
Первая жена Михаила Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала: «...Рыжая и вся в веснушках. Когда она шла или там на машине подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая... надевала платье прямо на голое тело или пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших духов».
Жили Якуловы в доме № 10 на Большой Садовой – том самом, в котором находилась «нехорошая квартира», описанная Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Обедать супруги ходили в ресторан, а Якулов иногда ходил завтракать к своей маме, которая жила здесь же, в квартире номер 8. В мастерской Якулова, находящейся в квартире номер 38, постоянно толпился народ, гости бывали самые разные – Качалов и Мариенгоф, Андрей Белый и Федор Сологуб, захаживал и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Именно у Якуловых познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Наталья Юльевна была мастерицей закатывать буйные вечеринки, а поутру, с похмелья, могла отправить мужа за водкой...
Слева направо: неустановленное лицо, Георгий Якулов, Александр Таиров, неустановленное лицо, Наталья Шиф (за рулем). 1925 год, Париж.
Во время работы Якулова над спектаклем «Жирофле-Жирофля» у Александра Таирова режиссер предложил художнику работать в театре: сроки подготовки декораций, что называется, «горели». Как вспоминает Алиса Коонен, Таиров предложил Якулову «условия роскошные: возле макетной есть комната, мы ее для тебя оборудуем вполне комфортабельно, о питании позаботится Алиса, а вино будем пить с тобой аккуратно, по стаканчику за обедом и ужином. После твоей сумасшедшей жизни на Садовой ты отдохнешь, отоспишься и легко сделаешь оформление в нужный срок. А чтобы ты не сбежал, не посетуй, буду тебя запирать на ключ...».
Сцена из спектакля «Жирофле-Жирофля». Камерный театр. Москва, 1922 г., реж. А. Таиров, худ. Г. Якулов. Из собрания Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Мастерская Якуловых послужила прообразом декораций к пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира», которую он написал в 1925 году. После премьеры, прошедшей в театре Вахтангова, за квартирой номер 38 по Большой Садовой это название так и осталось. А главная героиня пьесы, Зоя Пельц, по утверждениям исследователей творчества Булгакова, списана с жены художника.
Позже Наталья Якулова выступила прообразом Геллы из романа «Мастер и Маргарита». Ярко-рыжая, веснушчатая, в платьях на голое тело, свободолюбивая Наталья Юльевна вполне «укладывается» в этот ведьминский образ. Возможно, что и плащ на голое тело, упоминаемый Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» – воспоминание о причудах легендарной костюмерши Камерного театра.
Источник: Избранное
Читайте также:
Прототипы известных литературных героинь имели необычные судьбы