ГлавнаяНовостиПортреты: история библиотеки в лицах
На скамейке летним днем книжку в руки мы берем!
Республиканская школа директоров библиотек подвела итоги

Сокровище идеальной формы

Сокровище идеальной формы
Другие новости

Новое здание Национальной библиотеки Беларуси, ставшее одним из символов страны, было торжественно открыто 16 июня 2006 года. Его регулярно упоминают в списках самых интересных, фантастических, уникальных произведений мировой архитектуры. Всякий посетитель библиотеки, будь то турист, читатель или участник разнообразных мероприятий, не остается равнодушным к ее архитектуре.

В преддверии 13-й годовщины со дня открытия нового здания Националки мы решили узнать, какой видели ее изначально авторы проекта – архитекторы Михаил Виноградов и Виктор Крамаренко – и насколько полно воплотился их замысел в жизнь.

Vinogradov.jpg
Профессор Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Республики Беларусь, дважды лауреат Государственной премии Михаил Виноградов.

Михаил Климентьевич, 13 лет назад первых посетителей приняло новое здание Национальной библиотеки Беларуси. А проекту в 2019-м исполнилось 30 лет. Как все происходило три десятилетия тому назад?

В 1989 г. был объявлен всесоюзный конкурс на проект нового здания Национальной библиотеки тогда еще БССР. Как пришла сама идея? Мысль подсказала сама природа. На юге, где я тогда отдыхал с женой, захватив с собой задание на проектирование, много красивых деревьев со стройными стволами и пышными кронами. Форма дерева – она потрясающая. Сок из корней идет вверх по стволу и питает ветви, листья и плоды. Этот принцип, только в перевернутом виде, был применен при проектировании здания нашей библиотеки. Сверху находятся книги, по стволу, т.е. системе телелифтов, они направляются в читальные залы. Там же, в стволе, находятся пассажирский лифт и вентиляционные системы.

По приезде из отпуска я предложил Виктору Крамаренко работать над конкурсным проектом совместно, и показал первоначальные эскизы. Затем нужно было выбрать форму. В случае с квадратом, внутреннее пространство оказалось бы закрытым. А фигура ромбокубооктаэдра, приближенная к кругу – была выбрана, как оптимальная. И благодаря форме здания, сплошному остеклению и витражам сверху все освещается светом пространства, примыкающим к атриуму, в котором находятся интересные архитектурные формы, художественные работы. При дневном свете нет необходимости дополнительного использования искусственного освещения.

В 1989 г. на всесоюзном конкурсе проектов нового здания Национальной библиотеки БССР было представлено около 10 проектов со всего Союза, в том числе наш, который и выиграл. Нам с Виктором Крамаренко была присуждена первая премия и поручена дальнейшая разработка проекта.

Благодаря каким материалам и технологиям удалось осуществить задуманное?

При строительстве Национальной библиотеки было применено много различных материалов, которые на то время уже производились у нас в Республике Беларусь. Также использовались импортные материалы, например, стекло. Нам хотелось, чтобы оно было другого цвета, с блеском. После посещения заводов стало понятно, что из-за большой очереди заказов, стекло смогут сделать и доставить только через год. Но нам нужно было строить. Да, и что такое год? Что бы случилось, если бы здание простояло год незакрытым в нашем белорусском климате? Пришлось закупить обычное стекло, так как оно было в наличии, и его можно было сразу везти и монтировать.

Как проектировалось внутреннее пространство библиотеки?

Было необходимо, чтобы читальные залы находились не на северной стороне, чтобы там было меньше искусственного света. Так они и расположены. Основные читальные залы выходят на восток и юг, только 2 зала ориентированы на запад. Вся администрация, актовые и конференц-залы, один из которых рассчитан на 600 мест – с запада. Главный вход в Национальную библиотеку, как и въезд на ее территорию находится со стороны проспекта Независимости. С восточной стороны участка размещены автостоянки для сотрудников и читателей библиотеки. Уже в ходе строительства возникла необходимость размещения в здании Национальной библиотеки двух конференц-залов – Круглого и Овального, чтобы в них можно было проводить мероприятия с участием высокопоставленных лиц. Библиотека к тому времени уже была почти построена. Таким образом, нам пришлось быстро запроектировать эти два зала и другие помещения, им сопутствующие. Были реорганизованы некоторые библиотечные помещения. Но Круглый и Овальный залы мы разместили.

Строительство началось только в 2002 г. Почему так долго (13 лет) проект оставался на бумаге?

В 1989–1990 гг. у нас был заказ на стадию «П» (проект), не рабочие чертежи. Генпроектировщиком выступил Минскпроект. Мы с Виктором Крамаренко (на тот момент у нас уже были свои проектные частные мастерские) работали над архитектурной частью и благоустройством. Когда после 1991 г. финансирование прекратилось, пришлось на время приостановить и проектирование, ведь для этого нужны были деньги. Все оставалось неизменным до 2001 г. Все это время руководство Национальной библиотеки и Министерства культуры ходатайствовали о продолжении финансирования. В 2001 г. с конкурсным проектом здания Национальной библиотеки Беларуси и проработками стадии «П» ознакомился Глава государства. После чего был издан указ о продолжении проектирования и начале строительства сооружения. Стадия «П» была завершена быстро, потому что мы, проектировщики, каждый день над этим работали по 12-14 часов. Проект успешно прошел все необходимые инстанции и был одобрен для строительства.

Пришло время делать рабочие чертежи. Чтобы строительство не затягивалось надолго, было решено чертежи делать частями – сначала фундамент, затем каркас и т.д. Идет стройка, и мы параллельно выдаем чертежи заказчику, а заказчик – строителям. Это был очень насыщенный период для нас. Таким образом, сколько строилась библиотека, столько мы и проектировали – продумывали детали, интерьеры и т.д. Каждую пятницу после окончания рабочего дня премьер-министр Сергей Сергеевич Сидорский проводил планерки.

Наверняка не только денежный вопрос стоял при реализации проекта. Возможно, дело касалось наличия или отсутствия тех или иных материалов и технологий?

Вы правы. У нас в стране не производились системы телелифтов или выдвижных стеллажей для книг и другое. Это пришлось закупать. Кстати, работу телелифтов также высоко оценил Глава государства. Когда ему сказали, что книгу можно доставить читателю не более чем за 15 мин., даже был проведен эксперимент, который показал преимущество использования системы телелифтов. Президент выбрал по электронному каталогу книгу, которую доставили за 10 мин.

В одном из ваших интервью читала, что Национальная библиотека Беларуси – тот объект, в котором вам не хотелось бы ничего исправлять. Так ли это?

Да, здесь ничего не хотелось бы исправить – ни в плане технологий, ни обеспечения удобства для посетителей и работников библиотеки, ни внешнего облика сооружения. Возможно, только поменять некоторые материалы, например, изменить цвет стекла на выбранный ранее. Но это уже сделают наши потомки…

Есть мнение, что здание библиотеки может простоять 500 лет. Будет ли нужна ему модернизация?

Безусловно. Потому что те же стекла не простоят столько. Снаружи все придется со временем менять. Но каркас, фундаменты заложены на большую перспективу. Возможно, придется со временем применить новые технологии, но основа останется той же. Кто знает, что будет через 500 лет?

На далекую перспективу также была рассчитана система пожарной безопасности. В самой библиотеке есть пожарный пост, где постоянно дежурят сотрудники МЧС. В каждом зале пожарные извещатели и системы автоматического пожаротушения. К этому мы подошли особенно тщательно, ведь в Национальной библиотеке находится фонд мысли человечества. Нельзя, чтобы с ним что-нибудь случилось.

Согласитесь, в 1989 г. практически не было ни зданий, ни проектов, подобных вашему. Как ваш творческий дуэт отважился строить здание из стекла?

Первоначально не было задумки делать книгохранилище, облицованное стеклом. Потом, во время конкурса мы с Виктором добавили стекло. И сейчас виден каждый этаж книгохранилища. И библиотекарям работать намного приятнее при свете, нежели под землей, потому, что книгохранилища многих библиотек в мире расположены именно в подвальных помещениях.

Каким бы эпитетом вы охарактеризовали проект здания Национальной библиотеки Беларуси как автор? Что он для вас значит?

Я просто доволен, что удалось запроектировать такое здание. Сколько бы мы ни ездили по миру, нигде не встречали, чтобы библиотека была такого высокого, в том числе и в технологическом плане, уровня. Все библиотеки, которые мы видели в России, Германии, Франции, Англии и других странах Европы уступают нашей. Недаром ее включают в 100 лучших архитектурных произведений мира. Нам удалось придумать это уникальное сооружение и воплотить мысли в реальность.


ПАРАМЕТРЫ ЗДАНИЯ

Форма – ромбокубооктаэдр высотой 60 м;
Общая высота – 73,7 м (23 этажа);
Вес – 115 000 тонн;
Площадь застройки – 19,5 тыс. м²;
Общая площадь – 113,7 тыс. м²;
Площадь книгохранилища – 54,9 тыс. м²;
Строительный объем – 420,6 тыс. м³;
Объем фондохранилища – 200,6 тыс. м³.

Как вы думаете, почему именно библиотека – один из символов Беларуси, символов нации?

Белорусы – грамотный народ. Об этом говорит количество людей с высшим образованием в нашей стране, изобретения, наша техника. Чего только стоят гигантские самосвалы по 430 тонн! А библиотека – символ грамотности белорусов и ценности их интеллекта. Белорусы – интеллектуальная нация.

Kramarenko.jpg
Академик Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Республики Беларусь, дважды лауреат Государственной премии Виктор Крамаренко.

Виктор Владимирович, в этом году проекту здания Национальной библиотеки Беларуси исполняется 30 лет. Как пришла идея его создания? В различных источниках присутствует информация, что само здание библиотеки вам приснилось?

Создание проекта здания Национальной библиотеки Беларуси – тема суперсложная. Потому что эта одна из крупнейших библиотек мира. Во всем мире библиотекам уделяется большое внимание как знаковым сооружениям, которые являются своеобразным символом знаний. В тот момент, когда мы с Михаилом начали участвовать в конкурсной работе и занялись проектированием этого объекта, все мысли и все наши силы были направлены на то, чтобы аккумулировать идеи. По поводу «вещих» мистических снов это интерпретация журналистов. Да, во время работы над проектом библиотеки мне снились кристаллические формы, которые, несомненно, сказались на результатах работы. Работая в авторском коллективе с Михаилом Виноградовым, мы активно дополняли идеи друг друга, которые зачастую совпадали, и это давало результат. В результате слияния всех мыслей и информации, которая касалась библиотеки, выкристаллизовывался в прямом и переносном смысле образ ее нового здания.

Приступить к реализации проекта удалось только спустя 13 лет после его появления. Почему?

Время показало, что мы опережали его в части архитектурной мысли, потому что это здание до сих пор можно считать уникальным и современным. Несмотря на то, что проект его рожден 30 лет назад, когда аналогичных сооружений не было, оно и сейчас удивляет всех необычностью своей формы. И подтверждение тому можно найти в различных источниках. Например, здание Национальной библиотеки Беларуси в 2013 г. заняло 11-е место в рейтинге фантастических архитектурных работ по версии американского издания Flavorwire.

Возникали ли сложности, связанные с нестандартным проектным решением?

Поначалу в Министерстве архитектуры и строительства сочли это здание слишком сложным для реализации. Но нам повезло, потому что руководство страны заинтересовалось этим проектом, и ему дали «зеленую дорогу». Строителям ничего не оставалось, как только мобилизовать все силы и ресурсы, и приступить к возведению сооружения. К чести нашего строительного комплекса к процессу в то время были привлечены самые прогрессивные мировые технологии. Например, в библиотеке есть система телелифтов для вертикальной и горизонтальной доставки книг, которая позволила реализовать нашу архитектурно-планировочную идею суперкомпактной объемно-пространственной композиции здания. В фондохранилище, форма которого приближена к шару (самой компактной форме в природе), находятся 14,5 млн единиц хранения. По коротким радиусам, с помощью телелифтов, литература поступает на стол читателей, находящихся на первых этажах. Благодаря этому нам удалось запроектировать и реализовать здание библиотеки, скорость доставки литературы в которой составляет порядка 15 мин. В то время как в Парижской, которая работает по протяженным структурам, это происходит на час дольше.

Что еще в библиотеке предусмотрено для создания комфорта читателей?

Читальные залы находятся на уровнях не выше 3-го этажа, приближены к земле и природе. Многие из них ориентированы во внутренние садики, что создает атмосферу удобную для работы читателей. У посетителей библиотеки нет синдрома усталости от нахождения в замкнутом пространстве. Читатель может походить по просторным рекреациям, отдохнуть, полюбоваться на произведения искусства – картины, скульптурные изображения и саму архитектуру. Все это раскрепощает и позволяет сосредоточиться на чтении информации.

Каков символизм здания Национальной библиотеки?

Создавая чисто функциональный объем, мы отдавали себе отчет в том, что в этом здании находится гигантский объем информации, в определенном смысле все знание человечества, от глубины веков до наших дней. И мы не были бы архитекторами, а только технологами, если бы не думали о самом архитектурном образе. Взяв форму ромбокубооктаэдра, мы через язык архитектуры превратили ее в алмаз, как символ ценности знаний человечества, хранящихся в библиотеке. Эта архитектурная метафора хорошо легла на архитектурную форму. При этом мы не ставили задачу – формально создать самый гигантский в мире символический алмаз. Мы создавали современную технологически совершенную, образную архитектурную форму. Я считаю, что нам вдвоем с Михаилом Виноградовым это удалось.

Возникали ли препятствия на пути реализации проекта здания?

Мы как архитекторы относимся к нему как к своему ребенку, знаем его хорошие стороны или недостатки. Когда архитектор задумал что-то очень необычное, что требует нестандартного подхода, затрат усилий строителей, промышленного комплекса, на пути реализации могут встречаться препятствия. Не все понимали наш замысел. Отдельные чиновники хотели рационализировать форму, и дело доходило до абсурда. Например, было предложено сделать плоскую крышу – выровнять верхнюю часть здания. Таким образом получилась бы рюмка. Поэтому вопрос сняли с повестки дня. Если бы предложение было принято, это упростило бы задачу и строителям, и эксплуатационным службам. Также были бы, возможно, сэкономлены деньги. Но рюмка не может быть символом государства, и знаний тем более. Архитектура – это искусство. И, как всякое искусство, она имеет свои особенности, не подвластные рационализму.

Мы знаем, что именно архитектура привлекает собой в города массу туристов. Чем больше туристов, тем лучше для страны. Произведения архитектуры способны дать мощный толчок развитию города. А сооружение является произведением архитектуры, когда оно совершенно не только в функциональном смысле, но и носит яркий оригинальный образ.

Здание Национальной библиотеки Беларуси сейчас считается передовым. Однако рассчитано на 500 лет…

Совершенно верно. Сделано здание очень надежно. Кстати говоря, фондохранилище в виде алмаза за счет структуры и принципов построения формы делают его достаточно прочным, как и материалы – железобетон и сталь. Оно будет служить людям сотни лет, несомненно.

Будет ли возможность технической модернизации здания?

Думаю, обязательно будет. Мы уже наблюдаем процесс, когда в старые здания внедряются новые технологии, скажем, кондиционеры, системы стеклянных ограждений, которые держат тепло, системы умных домов, регулирующие процессы внутри здания. Это будет и дальше развиваться и в библиотеке.

Возможно, в недалеком будущем здесь будет внедрена система мойки окон при помощи специального крана, установленного на крыше фондохранилища, как мы изначально задумали с Михаилом Виноградовым. Или будет придана зеркальность алмазу путем наклеивания зеркальной пленки как арт-объекта на обратную поверхность существующего стекла.

Будь вы обычным человеком, не архитектором и не соавтором проекта, как бы к нему относились?

Думаю, что нормально. В поездках я всегда интересуюсь необычными зданиями, которые говорят о возможностях того или иного города, страны и ее людей. Во всех странах архитекторы стараются возвести что-то необычное, поражающее, чем дают мощный импульс для развития не только искусства архитектуры, но и техники. Когда необычное здание построено – это уже проторенный путь для тех специалистов, которые по нему пойдут. И хорошо, если они выйдут из колеи и что-нибудь также изобретут. Это нормальный ход развития человечества.

Среди архитектурных сооружений одним из символов Беларуси является Национальная библиотека. Именно библиотека, не жилое здание или бизнес-центр. Как это характеризует белорусов как нацию?

Хороший вопрос, потому что это действительно характеристика белорусов как нации. В нашей стране нет алмазов или других дорогих полезных ископаемых. Но у нас мощный интеллектуальный потенциал. Может, поэтому появился и этот феномен – Национальная библиотека как результат политики государства, направленной на развитие потенциала знаний. И это дает дополнительную возможность для развития страны в целом.


Многочисленными эпитетами можно характеризовать новое здание Национальной библиотеки Беларуси – фантастическая, величественная, невероятная, потрясающая… Ее форма поражает воображение. Поэтому все вышесказанное можно подытожить словами французского лексикографа Пьера Буасте: «Есть только одно действительно неистощимое сокровище – это большая библиотека».

НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЙТИНГИ

В 2011 г. здание Национальной библиотеки Беларуси включено в книгу «100 самых удивительных достижений современной архитектуры», изданную российским издательством ЭКСМО.

В 2011 г. здание Национальной библиотеки Беларуси включено немецким издательством Braun в книгу «MasterpiecesLibraryarchitecture + design».

В 2012 г. в противовес предыдущему достижению здание заняло 14-е место в списке самых непривлекательных сооружений в мире, составленном аналитиками британского издания The Daily Telegraph.

В 2013 г. Национальная библиотека Беларуси заняла 11-е место в рейтинге фантастических архитектурных работ по версии американского издания Flavorwire.

В 2014 г. здание Национальной библиотеки Беларуси включено в книгу российского издания ЭКСМО «100 архитектурных шедевров мира».

Также белорусский кладезь знаний помещен на 24-е место в списке 50 самых необычных сооружений мира по версии сайта VillageofJoy.com.

В 2014 г., по материалам Urbantimes.co, Национальная библиотека Беларуси вошла в список из 28 красивейших библиотек мира, заняв 1-е место.

Беседовала Наталья Ивченко, специально для интернет-портала Национальной библиотеки Беларуси.

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

«Алмаз становится бриллиантом»: хроника строительства Национальной библиотеки Беларуси, 2004 год

16 Июн 2021

Продолжаем публикации по материалам прессы о ярком событии в истории Национальной библиотеки, да и всей Беларуси, – строительстве нового здания.

К 100-летию Национальной библиотеки Беларуси

Необычные завещания писателей

16 Июн 2021

Когда-нибудь задумывались о своей последней воле? Наверняка да, ведь, как ни прискорбно, никто из нас не вечен. Однажды настанет время покинуть этот бренный мир, а перед этим озаботиться завещанием, чтобы многочисленные друзья и родственники сразу знали, кто был вашим любимчиком. Известные писатели, конечно, тоже записывали свою последнюю волю – и зачастую их инструкции и пожелания были как минимум необычны, как максимум – эксцентричны.

Авторский взгляд

Виртуальный читальный зал НББ – публичным библиотекам Брестской области

15 Июн 2021

Сотрудники НББ продолжают серию онлайн-мероприятий для публичных библиотек разных регионов нашей страны. 15 июня состоялся семинар, подготовленный для наших коллег из Брестской области.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Презентация альманаха «Казахстан – Беларусь» и встреча писателей двух стран

14 Июн 2021

14 июня в Национальной библиотеке прошла презентация первого в истории казахстанско-белорусского сотрудничества литературно-художественного альманаха «Казахстан – Беларусь» и состоялась встреча писателей двух стран.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям
111