В рамках популяризации газетного фонда Национальной библиотеки Беларуси (НББ) и проекта «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности» продолжаем знакомить читателей с газетными статьями, рецензиями, объявлениями и другими материалами 1917–1922 гг. о музыкальной жизни городов Беларуси.
Ранее были опубликованы статьи о музыкальной жизни Витебска (1917–1918 гг.), Орши, Бобруйска и Гомеля.
Музыкальное образование в Беларуси до революции 1917 г. было частью образовательного процесса Российской империи. Во многих городах выпускники Петербургской и Московской консерваторий открывали частные школы [22], но продолжительность их деятельности зависела от удачи организатора и интереса учащихся.
Однако советская власть, отвечая на большой запрос и интерес общества к знаниям, взяла в свои руки и музыкальное образование. Во многих городах Беларуси, России были организованы народные консерватории. В отличие от нынешнего статуса этого учреждения как высшего учебного заведения в области музыки, вначале они выполняли скорее просветительскую роль. Позже система музыкального образования, устоявшись, включала три ступени, от низшей к высшей: музыкальную школу, музыкальное училище (техникум) и консерваторию (институт искусств, академию и т.п.). Некоторые народные консерватории действительно были преобразованы в высшие учебные заведения, как, например, Харьковский государственный музыкально-драматический институт, другие – в средние специальные учебные заведения, как Музыкальный техникум в Витебске.
Народная консерватория Витебского отдела Всероссийского союза оркестрантов была основана в октябре 1918 г. Первым ее руководителем стал Н.А. Малько.
Малько Николай Андреевич (1883–1961) – русский дирижер, выпускник Петербургской консерватории по классу композиции Н.А. Римского-Корсакова и дирижирования Н.Н. Черепнина. В 1908–1918 гг. – дирижер Мариинского театра. В 1918–1921 гг. возглавлял Витебскую народную консерваторию и симфонический оркестр. В дальнейшем – дирижер, профессор консерваторий в Москве, Харькове и Киеве, с 1929 г. – дирижер в Вене, Праге, Копенгагене, Лондоне. С 1957 г. возглавлял созданный им симфонический оркестр в Сиднее (Австралия). В 1959 г. гастролировал в СССР в рамках всемирного гастрольного тура. Как общественный деятель и публицист пропагандировал русскую и советскую музыку. Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в кампании по сбору средств в помощь СССР. С 1963 г. в Копенгагене раз в 4 года проводится Международный конкурс дирижеров его имени.
Витебский период жизни Н. Малько характеризовался так: «в Витебске блистательнейшим образом развернулись его выдающиеся организаторские и педагогические способности. <…> С поразительной энергией Малько добивается в Витебске, этом небольшом, тихом провинциальном городке, открытия “Народной консерватории” и одновременно буквально “из ничего”, из чрезвычайно пестрого по профессиональному уровню и в общем малого количества музыкантов, формирует симфонический оркестр» [21, с. 21–22]. В местной газете «Витебский листок» от 10 ноября 1918 г. сообщалось: «Под руководством талантливого дирижера Н. Малько симфонический оркестр Витебского отдела Всероссийского союза оркестрантов стал неузнаваем. За сравнительно короткое время оркестр провел большую работу и в настоящее время в условиях провинциальной жизни, несомненно, может считаться блестящим» [21, с. 22]. Этот оркестр, по сведениям самого Н. Малько, с 11 июня 1919 г. по 11 апреля 1921 г. дал 201 концерт. Но в рамках этого небольшого города Н. Малько было «тесно», и осенью 1921 г. он переехал в Москву.
22 сентября 1919 г. Народная консерватория была реорганизована в 1-ю Витебскую государственную специальную музыкальную школу 3-х ступеней Народного комиссариата просвещения РСФСР. В сентябре 1921 г. музыкальная школа 3-х ступеней разделилась на две школы: I ступени и школу II и III ступеней, работавших под единым руководством. В 1922 г. консерватория была реорганизована в техникум повышенного, а затем обычного типа с тремя отделениями: исполнительским, научно-теоретическим и инструментально-педагогическим. Сейчас это Витебский государственный музыкальный колледж им. И.И. Соллертинского.
В Народной консерватории Витебска был собран сильный педагогический коллектив. Объявление о вступительных экзаменах в консерваторию и начале занятий появилось в газете в ноябре 1918 г. [1; 3]. Вступительные экзамены прошли в доме Пунцеля на бывшей Смоленской улице (современная ул. Ленина, 52/16). Консерватория размещалась в здании Мариинской женской гимназии [20].
Мариинская женская гимназия в начале XX в., Витебск. Из открытых источников
Вопрос о консерватории и районных музыкальных школах был на контроле Губернского исполнительного комитета: обсуждался на его заседании [5], а само учреждение приказом было передано в подчинение Губернскому отделу народного образования [6].
В честь открытия Народной консерватории был дан концерт:
В воскресенье 8 декабря в городском театре состоится концерт, посвященный открытию Витебской народной консерватории <...> В концертном отделении примет участие симфонический оркестр Витебского Отделения Всероссийского Союза Оркестрантов под управлением Николая Малько и почти все профессора в качестве солистов: Бай, Мерин, Ивановский (фортепиано), Шейдлер, Бессмертный (скрипка), Шпильман (виолончель), Левман (контрабас), Брауде (английский рожок), Шуман (валторна), Зимин (пение).
Открытие Народной Консерватории.
Известия Витебского Губернского Совета
крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов
(далее – Известия Витебского…), 1918, 7 дек., с. 4.
Кансерваторыя у Вітабску.
Дзянніца, 1918, 24 дек, с. 4.
Через год Народная консерватория была преобразована в Специальную музыкальную школу, так она названа в газетном объявлении от 9 октября 1919 г.:
Музыкальная жизнь. К организации Специальной Музыкальной Школы.
Известия Витебского..., 1919, 9 окт., с. 4.
Но о начале занятий было объявлено только 2 ноября: «С понедельника 3 декабря начинаются регулярные занятия в помещении 36 Советской трудовой школы (Шоссейная, д. 21») [10].
Музыкальное образование было организовано не только в Витебске:
О вакансии для преподавателей музыки.
Известия Витебского..., 1919, 9 нояб., с. 4.
Параллельно с образовательным направлением в 1918–1922 гг. продолжалось самообразование и концертная деятельность. В ноябре 1918 г. Витебский самообразовательный кружок имени А.В. Луначарского провел «литературно-музыкальное драматическое утро», посвященное 100-летнему юбилею со дня рождения И.С. Тургенева [2]. А Пролетарский клуб намеревался открыть, кроме драматической и литературной секций, – музыкальную и вокальную [4].
Часто спектакли и концерты сопровождали митинги – проводились по их окончанию. Тематика митингов была разнообразной: «Социальное обеспечение в Советской России», «Экономическое положение России и Западной Европы» [12], «Торжественное открытие 6-й партийной школы и Народной музыкальной школы» (в концерте участвовали «профессора Народной консерватории и местных театров») [12 а].
Концерт еврейской народной музыки.
Известия Витебского…, 1922, 5 авг., с. 4.
Кисельгоф Зиновий Аронович (1878–1939) – известный собиратель еврейских народных песен, педагог, основатель Петроградского еврейского учительского общества и один из основателей Общества еврейской народной музыки, директор национальной еврейской школы (с высоким уровнем образования) и детского дома в Ленинграде, принявшего многих детей из Украины и Белоруссии, осиротевших во время Гражданской войны.
В 1922 г. в газетах возобновились объявления о театральных постановках, в том числе гастрольных.
Грандиозное летнее «Кабарэ».
Известия Витебского…, 1922, 11 июня, с. 4.
Грандиозное «Кабарэ».
Известия Витебского…, 1922, 27 июля, с. 4.
Елаги – исторический район в западной части Витебска – в начале XX века был одним из главных мест отдыха горожан.
Сад Елаги, 1908 г. Открытка. Из открытых источников
В газетах публиковались заметки, нередко критические, о театральных постановках.
Гастроли Московской оперы. «Демон».
Известия Витебского…, 1922, 26 сент., с. 3.
Гастроли Московской оперы. «Фауст» и «Онегин».
Известия Витебского…, 1922, 1 окт., с. 4.
В следующем номере газеты был опубликован репертуар драматического и музыкального театров на зимний сезон. Из опер планировались к показу: «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонковалло, «Русалка» А. Даргомыжского, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Галька» С. Монюшко, «Демон» А. Рубинштейна, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Аскольдова могила» А. Верстовского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и др.
По театрам. Репертуар на зимний сезон.
Известия Витебского…, 1922, 3 окт., с. 3.
Как видим из анонса, витеблян – любителей музыки ждала встреча с популярными операми классического репертуара, которые за редким исключением и в наше время ставятся на оперных сценах.
Список использованных источников
Список дополнительных источников
Автор публикации: Люция Тупчиенко-Кадырова, кандидат исторических наук,
главный библиограф информационно-аналитического отдела.
Познакомиться с первоисточниками можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или при приобретении электронного издания «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці : па старонках беларускіх газет 1917–1922 г.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси или за ее пределами, но имевшие отношение к нашей стране.
Комплект дисков «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.» можно купить по подписке или в киоске, который находится на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.