С 2 по 8 марта в лекционном зале Национальной библиотеки Беларуси экспонируется художественная выставка Маншук Алдамжаровой "Верую в жизнь!". На выставке представлено около 40 работ казахской художницы.
Маншук Алдамжарова - художник-любитель. Ей интересно всё, что происходит вокруг. Поэтому трудно сказать что-либо конкретное по поводу тематической направленности ее работ. Как начинающий творец она, видимо, пробует себя в разных направлениях. Тем не менее можно выделить работы, посвященные родному краю - Казахстану: его природе, людям, которые привлекают внимание зрителей прежде всего своей искренностью и тонким лиризмом.
Маншук Алдамжарова родилась в 1950 году в пос. Володарский Астраханской обл. в семье учителя. Работала методистом, инспектором школ, заведующей городским методическим кабинетом, председателем горкома профсоюзов, работников просвещения, заместителем директора средней школы, старшим преподавателем Алма-атинского государственного университета им. Абая. Защитила кандидатскую диссертацию по теории русского языка (теоретической стилистике) на тему "Композиционно-синтаксические особенности творческого контекста Сатимжана Санбаева".
Страсть к живописи появилась еще в детстве под влиянием отца, который хорошо рисовал и вел уроки живописи в техникуме. Помогли также занятия в изобразительном кружке, заложившие благодатную почву для развития определенных навыков рисования, которые реализовались в Беларуси.
Всего на сегодняшний день за 1,5 года написано 55 картин. В них автор, не будучи профессиональным художником, пытается изобразить природу и родного края, и Беларуси, а также все то, что ей близко и дорого.
Белорусский художник Леон Дубовский назвал вернисаж работ Маншук в Пуховичах "поэтической новеллой о Казахстане". В своих отзывах о выставке Алдамжаровой он пишет: "Вернисаж работ самодеятельной художницы из далекого Казахстана меня поразил не только разнообразной тематикой, но и ярким стилем исполнения…
Картины, как большие, так и малые, поражают своей интересной и лаконичной композицией и цветовой гаммой… От ее скромных пейзажей, портретов, натюрмортов веет глубокой поэзией".
В некоторых картинах Маншук есть глубинный философский подтекст. Например, в картине "Чрез тернии" красный конь олицетворяет все живое на земле, и, как у всего живущего на свете, у него есть и будут неприятности, тревоги, враги, изображенные в виде черного пса. У мусульман считают, что души умерших близких нам людей в образе белых птиц незримо веют над нами, оберегая от невзгод. Все живо стремится к лучшему, к свету, а в основе всего - дом, земля.
Интересно название картины "Поющие барханы". В Казахстане есть место среди песков, где растет своеобразная растительность, а раз в году дуют ветра, под влиянием которых пески вместе с травой слегка перемещаются, от чего раздаются интересные мелодичные звуки, - и местные жители назвали эту загадочную местность "Поющие барханы".
Привлекательны портретные зарисовки, отражающие близких художнику людей, - бабушки, внуков, родственников. Колоритным, на наш взгляд, получился образ простого охотника в работе "Беркутчи". Детской непосредственностью и лукавством веет от картины "Даночка".
Отрадно видеть в творчестве Маншук работы на белорусские темы - "Зубр", "Памятник Скорине", "На реке Друть", "Вид из окна". Художник жадно постигает тайны художественного творчества, совершенствуя свои навыки. Она не стесняется признаваться, что учится по книгам азам изобразительного искусства, посещает выставки талантливых белорусских художников, чтобы не только полюбоваться картинами, но и постараться понять секреты владения кистью.
Для нее идеалом является известный художник Беларуси Нинель Ивановна Счастная, которой она благодарна за моральную поддержку.
Большое спасибо Маншук выражает Президенту Международного Женского клуба жен послов и дипломатических работников госпоже Арутюнян Нине Асатуровне, которую она называет своей крестной мамой.