ГлавнаяНовостиБлог профессионального читателя
30 апреля 1945 года. 9 дней до Победы
Краеведческие ресурсы библиотек Беларуси доступны на портале Национальной библиотеки

Мир как Театр: по страницам повести А. Горвата «Прэм’ера»

Мир как Театр: по страницам повести А. Горвата «Прэм’ера»
Другие новости

Иссушаемый любовью к Независимому Театру,
прикованный теперь к нему, как жук к пробке,

я вечерами ходил на спектакли…

М. Булгаков, «Театральный роман»

Колас, Купала, Танк. Мда. Харошыя грыбы.

А. Горват, «Прэм’ера»


Жанр «театральной» повести Андрея Горвата определяется автором как «трагікамедыя ў дзвюх частках з антрактам». Как трактовать трагическое и комическое в этом тексте, каковы взаимоотношения между персонажем и автором и что скрыто за картонными декорациями повседневной жизни человека – давайте разберемся.

И здесь есть в чем разбираться: текст расслаивается на несколько «измерений», которые перекрывают друг друга и сходятся в ключевых точках. Или – в точке, где «я» и «автор» (от третьего лица) стянуты в узел и присутствуют одновременно. Автор текста (с заглавной буквы) и Персонаж (тоже с заглавной) – как двуликий Янус. 

Текст играет с читателем. Автор может выказывать дань уважения булгаковскому тексту, вводя намек на достаточно известную сцену из процитированного в эпиграфе классического произведения. Автор может сравнивать себя с персонажем Андрея Федоренко. Автор может уничтожить текст – и сразу же пересобрать его заново в «сценическом» варианте, повторяя, переплетая, переставляя отдельные элементы. Как и на сцене, когда во время легкого затемнения двигаются, поднимаются и поворачиваются декорации, приобретая новые формы, необходимые для развития пьесы. 

Автор и сам становится Персонажем. И тогда, кажется, он исчезает, проваливаясь в «шматслойнасць існавання» – то заменяя актера на сцене, то путая себя с персонажем, который «исчез». 

И это проникновение реальностей (персонажа-Автора и персонажа-Персонажа) друг в друга, это постмодернистская фрагментация текста (даже, скорее,текстов, потому что у нас есть драматург, приехавший для постановки своей пьесы, а также условный «сценарий» и линия персонажа) дает удивительный эффект. Текст, словно луч света, рассеивающийся в призме на отдельные цвета, все же существует как единое целое. И – как единое целое – убедительно и эмоционально рассказывает об одной из самых загадочных сфер человеческой психики – творчестве. 

Литературное творчество как театр. Как внутреннее (для себя) актерство, игра, когда вторичная реальность сливается с первичной, настолько, что они становятся неразличимы. Примеряя не только личину, но и слова персонажа, его чувства. Его жизнь.
Je vis. Tu vis. Nous vivre. 

Такой внутренний спектакль формирует поистине фантасмагорическую атмосферу вокруг Автора. В этой линии трагикомедии, которая со временем набирает обороты, все возможно. И события, действия и «…людзі – кіно. Ці тэатр». Как тут не потерять равновесие: «Я падаю, падаю, падаю. І адчуваю пах мокрай травы і гнілых яблыкаў...»

 Жизнь – как театр. Или театр – как жизнь? Проникновение различных слоев реальности друг в друга, «слои бытия» и постмодернистская игра с текстами в результате дают эффект «ненадежного рассказчика». Мы не можем с уверенностью сказать, что из сказанного на самом деле реально – и, в общем и целом, какой из персонажей является главным героем, Автор или Персонаж. Мы не уверены до конца во многом. Например, существует ли для Автора абсолютно реальная для Персонажа «картонная фигурка Оля», у которой «работа и кошка». «Усяго адно слова магло спрасціць нашыя стасункі, але гэтае слова не было напісана» демиургом-сценаристом, и потому отношения Оли и Персонажа, как тот кот Шрёдингера, существуют и не существуют одновременно. Как и она сама, как и многое другое в художественной реальности, которая разворачивается перед читателем. И если различие между «фантазией и жизнью» для Автора еще достаточно важно в начале рассказа, то финал («не конец» в терминологии автора) разрушает эту шаткую границу и ставит вопрос перед Автором и читателем: 

– Кто я, кто я, кто я, кто я? 

Вопрос, касающийся как жизни в театре, так и «театральности» человеческой жизни в целом. Роли, которые мы играем. Реквизит и декорации наших отношений, когда «акцёры часта паўтараюць тыя ж рэплікі». Рутина: «спынішся – засмокча балота, і ўсё». Череда будней как всеголишь подготовка к чему-то важному, чему-то единственно важному. Премьере. «Гэта не жыццё, а спектакль… Як іначай? Усе так жывуць, і ніхто не скардзіцца. Трэба цярпець». 

Вопросы поисков самости, вопросы «масковости» и двуличности возвращают нас к главному локусу произведения, настоящему центру художественной Вселенной – Театру, где, как во вселенском Яйце, вызревает долгожданная Премьера. Здесь в белом освещении лифта является, «нібы добры айцец з белага воблака», будто deus ex machine, художественный руководитель Купаловского – «высокі рэжысёр Пінігін». Здесь Света Аникей становится теткой Дуней – «адзін слой, другі, трэці, пяты». Но где все-таки настоящее? И почему Миша Зуй разговаривает как Миша, а не как Персонаж, пока не открывает портал в Прудок? И почему в Венеции Марио всегда слишком много солнечного света, а руки Фелиции натружены стиркой? 

Пожалуйста, выключите свои мобильные телефоны. Осталось пять минут до начала спектакля. 

«Калі ніякага Сержа няма? Калі я проста ўсё прыдумаў? Можа, я і ёсць Серж». 

А может, ты и есть Автор, читатель? 

 «Я буду жыць пад гэтым небам секунду і буду любіць». 

Ведь не любить то, что живет внутри тебя, теряется и снова находится, прорастает сквозь слои, глыбы и пласты, – невозможно.

Вот #такое_чытво. 

Отыскать книгу поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси. 

Давайте читать вместе!

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Небывалый аншлаг восьмиклассников ГУО «Средняя школа № 62 г. Минска» в зоне каталогов и картотек

26 Апр 2024

23 апреля для учащихся 8 класса СШ № 62 состоялся библиографический урок «Брестская крепость-герой» из цикла занятий  «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Сны о Беларуси в Национальной библиотеке

25 Апр 2024

25 апреля в библиотеке состоялось открытие выставки «Сны о Беларуси», приуроченной к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня рождения Василия Шаранговича.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик

25 Апр 2024

Культурно-просветительская акция «Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик», прошедшая 23 апреля, стала продолжением празднования Всемирного дня книги и авторского права в Национальной библиотеке Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Минская городская конференция «На фронте и в тылу:  женщины Великой Отечественной войны»

25 Апр 2024

Председатель первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» Национальной библиотеки Беларуси Наталья Есис приняла участие в Минской городской конференции «На фронте и в тылу: женщины Великой Отечественной войны» (19 апреля),  приуроченной к знаковой дате – 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Адам Шанявский и библиотечный фонд уездной школы Несвижа (последняя четверть XVIII в.)

25 Апр 2024

24 апреля на Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2024» в Москве главный библиограф отдела справочно-информационного обслуживания Ольга Полунченко представила доклад «Роль Адама Шанявского в организации библиотечного фонда Несвижской уездной школы (последняя четверть XVIII в.)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Военно-патриотический клуб «Честь» изучал деятельность НКВД, милиции и пионерии в 1941–1945 гг.

25 Апр 2024

22 апреля для учащихся военно-патриотического клуба «Честь» ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям