ГлавнаяНовостиБлог профессионального читателя
Научим искать информацию
Гость библиотеки – посол Узбекистана в Беларуси

Идеальное будущее в повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу»

Идеальное будущее в повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу»
Другие новости

Маргарита Латышкевич

Фантастическая повесть братьев Стругацких – пожалуй, одно из самых ярких литературных воплощений научной утопии 1960-х годов. Тут вам и победа науки (или, в данном случае, магии), и борьба за высокую производительность и против приспособленцев и бюрократов. Юмористическое произведение с элементами сатиры, высмеивая пороки общества, актуализируя и переосмысляя фольклорные элементы, нацелено все-таки в будущее.

Насколько же оно светлое по Стругацким – давайте разбираться.

Повесть с фразой-девизом трудоголиков, вынесенной в название, была написана в 1965 году и входит в так называемый «приваловский» цикл братьев Стругацких. В этот же цикл входит и более поздняя «Сказка о Троице» (1968), и объединяет эти произведения не только общий герой-рассказчик, но и преобладание комической составляющей. Вообще, во многих произведениях Стругацких можно отыскать мягкий юмор, иронию и сатиру, но именно «приваловский» цикл отличается тем, что комизм в этих произведениях выдвигается на первый план, становясь основным авторским приемом описания действительности.

Собственно, в «Понедельнике» сходятся три сферы. Первая – современная авторам реальность. Александр Привалов живет в абсолютно реалистичных советских шестидесятых, где можно запачкать джинсы, где по улицам сонного провинциального городка ползет «МАЗ», а в гостиницах нет свободных мест. Но эта «заасфальтированная» чистенькая реальность самым неожиданным образом пересекается со второй сферой – сферой сказочного. Привалов оказывается на улице Лукоморье в доме на куриных ножках (филиал музея), а его домохозяйка, неожиданно, Наина Киевна Горыныч, по всем внешним признакам – Баба Яга. Во дворе ходит (и рассказывает сказки) ученый кот, страдающий рассеянным склерозом, в колодце живет говорящая щука, а в ветвях дуба посиживает русалка.

Само по себе такое пересечение реального и нереального дает эффект неожиданности, привлекает внимание. Но игра с текстом продолжается благодаря третьей сфере, которая работает за счет взаимодействия первых двух, – сфере комичного. А комизм в тексте часто активируется цитацией, прямой или косвенной. Авторы могут перенести известных персонажей (ту же Бабу Ягу или Кощея) в типичную советскую действительность, могут своеобразным образом включить в художественный мир произведения исторических личностей (например, алхимика Бена Бецалеля или графа Калиостро). Комизм также достигается за счет эффекта неожиданности: ведь перед нами обычный, так сказать, средний человек, случайно попавший в странную ситуацию. «Я-повествование» в тексте помогает посмотреть на все происходящее глазами непосредственного наблюдателя, будто лично участвуя в сюжете. Поэтому читателю просто ассоциировать себя с местной «Алисой в Стране Чудес» – Приваловым: последний реагирует на чудеса вокруг него примерно так же, как отреагировал бы любой читатель.

Ну, или почти так же: Привалов все-таки программист и трудоголик. И, давая себе время поудивляться «суете вокруг дивана», он постепенно делает попытки изучить чудеса вокруг себя, обдумывая их возможное научное объяснение.

Наука в рассказе, точнее отношение к ней, вообще является характерным персонажным маркером. Люди, преданные науке (магии), для которых «понедельник начинается в субботу», – магистры, настоящие люди будущего. Во второй части истории главный герой, который уже работает в Институте чародейства и волшебства, так отзывается о своих коллегах: «…Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было – “Понедельник начинается в субботу”… Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди».

Такие одержимые люди, для которых счастье и смысл жизни заключены в вечном познании неизведанного, показываются новым этапом человеческой эволюции, шагом в светлое будущее. Это будущее, в котором победили наука и труд, где счастье каждого – в неустанном труде и духовном обогащении, накоплении знаний.

При этом о будущем как таковом в тексте Стругацких почти ничего не говорится. Есть, конечно, загадочный директор Института, сосуществующий в двух лицах (как А-, так и У-Янус), в котором Привалов и его друзья подозревают контрамота (человека, для которого время движется в противоположном направлении). Сам главный герой, конечно, отправляется на «машине времени» в воображаемое будущее – но здесь Стругацкие скорее иронизируют над товарищами-фантастами (и штампами). Однако само произведение сосредоточено на настоящем, возможно, потому, что именно в нем – корни даже самого светлого будущего.

И высмеивая демагогов от науки, таких как Выбегалло (с пустыми глазами и лохматыми ушами), обличая хамство, бюрократию и многие другие характерные недостатки своих (и наших) современников, Стругацкие, кажется, демонстрируют, от чего человечеству необходимо избавиться.

НИИЧаВо – это некая утопия. Не только научная (ведь здесь наука и магия приравниваются, что и неудивительно: непосвященным научные открытия часто кажутся чародейством). Но еще и моральная – утопия личных ценностей. Человек, говорят Стругацкие, должен сознательно перейти от бездумного потребления окружающих его благ к активной роли в изучении мира. И пока такая революция в человеческом сознании не увенчается успехом, идеальное будущее попросту невозможно.

Среди дней, когда происходит история, нет ни одного воскресенья.

Ведь главные герои – это «…люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно».

Вот #такое_чытво.

Отыскать книги поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.

Давайте читать вместе!

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Участие в конкурсе проекта MOST

30 Окт 2020

Проект Европейского Союза MOST объявил конкурс на короткий рассказ о происшествиях и впечатлениях участников стажировок. Интересные, забавные или курьёзные истории случаются ведь даже в серьезных профессиональных поездках. Победителями конкурса стали в том числе специалисты Национальной библиотеки Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

30 Окт 2020

Заслуженный архитектор страны, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь Михаил Климентьевич Виноградов ушел из жизни 29 октября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Белорусском союзе архитекторов.

Новости библиотек

Продвижение ресурсов виртуального читального зала НББ

30 Окт 2020

29 октября состоялся онлайн-семинар виртуального читального зала НББ для сотрудников Президентской библиотеки Республики Беларусь. Профессиональная встреча была посвящена одному из самых актуальных вопросов библиотечного обслуживания в современных условиях – использованию лицензионных электронных информационных ресурсов.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

"Бу!": путеводитель по домам с привидениями в литературе

30 Окт 2020

Что может быть более привлекательным и одновременно пугающим для читателя, чем дома с привидениями? За более чем сотню лет мы стали свидетелями множества печальных историй, где главные герои заключают сделку века и покупают дом, в котором они сами – нежданные гости. Мечта превращается в кошмар, а родные стены больше не кажутся безопасными. Представляем вам путеводитель по самой мистически опасной недвижимости в литературе!

Авторский взгляд

30 октября – 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905–1986)

30 Окт 2020

Имя художника хорошо известно не только знатокам белорусского искусства ХХ века, но и многочисленным гостям нашей страны. Ведь среди наиболее известных туристических объектов мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой, Курган Славы, монумент Победы в Минске и многое другое, автором или соавтором создания которых являлся Андрей Онуфриевич Бембель.

По страницам белорусского календаря

Свободное программное обеспечение для создания краеведческих ресурсов библиотек (+видео)

29 Окт 2020

22 октября в рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» Виктор Пшибытко провел онлайн мастер-класс «Использование свободного программного обеспечения для создания краеведческих ресурсов библиотек».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111