10 мая исполняется 85 лет со дня рождения белорусского режиссера театра и кино Н.А. Калинина (1937–1974), создателя фильмов, ставших брендами отечественного экрана.
Говорят, дольше всех живут сказки и приключенческие фильмы, если они сделаны талантливо.
Г. Марчук
Николай Артемьевич Калинин родился 10 мая 1937 г. в селе Корма (сейчас районный центр) Гомельской области. В детстве у мальчика проявились большие способности к рисованию. Заметив это, односельчане просили написать по фотоснимкам портреты погибших родственников, украсить их немудреный крестьянский интерьер, и Николай, охотно выполнявший их просьбы, чувствовал себя настоящим художником. Поэтому, окончив школу, он решил поступать на факультет живописи Минского театрально-художественного института. Однако его попытка не увенчалась успехом: самоучке без специальной подготовки попасть в этот вуз было невозможно.
Юноше пришлось устроиться на тракторный завод, при котором он в 1955 г. окончил техническое училище и стал работать фрезеровщиком. Но молодого рабочего продолжал притягивать мир искусства, и он параллельно начал заниматься в театральной студии при Белорусском государственном театре им. Я. Купалы.
На съемках фильма «Идущие за горизонт» (1972)
В 1956 г. Николай Калинин стал ассистентом режиссера только что организованного национального телевидения, где снял свой первый короткометражный художественный фильм «Кряженок». Проявляющий большие способности в режиссуре молодой человек был замечен и приглашен в 1958 г. на киностудию «Беларусьфильм», где начал работать в качестве ассистента режиссера и второго режиссера. В этот период он принимал участие в создании фильмов «Улица младшего сына», «Девочка ищет отца», «Саша-Сашенька», «Запомни этот день» и др. В 1960 г. Н. Калинин поступил на режиссерский факультет Белорусского театрально-художественного института, который окончил в 1965 г., а в 1968 г. – режиссерские курсы при МХАТе им. М. Горького.
На съемках фильма «Кортик» (1973)
Молодой, энергичный Николай Калинин успевал делать многое. К концу 1960-х гг. у него были уже внушительные творческие результаты: яркие спектакли на сцене Государственного русского драматического театра им. М. Горького – «Дело Даубмана» Л. Кручковского (1965), «Старшая сестра» А. Володина (1965), «Ради жизни» К. Губаревича (1968); несколько телефильмов; работа с Виктором Туровым над фильмом «Через кладбище», который ЮНЕСКО признал одной из лучших мировых картин о войне; сотрудничество с Владимиром Бычковым над ставшей знаменитой киносказкой «Город мастеров» (в 1966 г. стала лауреатом премии Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Художественный фильм для детей и юношества» и позднее была включена журналом «Искусство кино» в число лучших детских фильмов за сто лет существования кинематографа).
Кадр из фильма «Кортик» (1973)
Однако Н. Калинин целеустремленно шел к главной цели – снимать собственные фильмы. Его привлекали сюжеты героико-романтического плана. В 1969 г. он снял первую самостоятельную картину «Сотвори бой» (1969). После чего каждый год появлялись новые киноленты талантливого режиссера: «Крушение империи» (1970, совместно с В. Корш-Саблиным), «Рудобельская республика» (1971), «Идущие за горизонт» (1972), фильмы для детей «Кортик» (1973) и «Бронзовая птица» (1974). До него в советском кино с такой скоростью никто не работал. По сведениям Г. Марчука, «Кортик» и «Бронзовую птицу» Николай Артемьевич снял фактически меньше чем за год. Вместе с ним над этими кинолентами увлеченно работали автор повестей А. Рыбаков, выступавший также в роли сценариста, и ленинградский композитор С. Пожлаков. Появление этих фильмов для детей стало ярким событием в белорусском детском кино середины 1970-х гг. Талантливо сделанные, они стали чрезвычайно популярными. Революционная романтика, яркие и незабываемые образы, увлекательный приключенческий сюжет – все это не один год притягивало как юных, так и взрослых зрителей к экранам. Эти киноленты знают и любят подростки и в наше время.
Кадр из фильма «Бронзовая птица» (1974)
Фильмы «Кортик» и «Бронзовая птица» совершенно заслуженно вошли в классику советского детского кинематографа. Казалось бы, у талантливого режиссера впереди путь, полный высоких творческих результатов, но, к сожалению, жизнь Николая Артемьевича Калинина трагически оборвалась, когда ему не было еще и сорока.
Сведения о жизни и творчестве режиссера можно также найти в онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях».
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.