23 марта исполняется 125 лет со дня рождения Ольги Владимировны Галины (1899–1980). Актерская деятельность народной артистки БССР является одной из ярких страниц в истории белорусского театра.
Родилась Ольга Грудинская в местечке Желудок Лидского уезда Виленской губернии (ныне городской поселок Щучинского района Гродненской области) в семье учителя. Когда Ольге исполнилось 6 лет, она с семьей переехала в Вильнюс, где прожила до начала Первой мировой войны. В 1914 г. семья находилась в эвакуации в Туле, где Ольга сначала училась в гимназии, а потом поступила в театральную студию, одновременно работала в статистическом управлении.
Началом творческой карьеры Ольги Владимировны стали театральные подмостки любительских коллективов Тулы. Одна из первых ролей – образ Веры («Своевольник» И. Крылова). С 1919 г. жила в г. Ахтырка (Украина), играла там на сцене Народного дома, с 1921 г. выступала в труппе политотдела 45-й стрелковой дивизии.
С 1923 г. Ольга Галина среди актеров Белорусского государственного театра. Актриса принадлежит к первому поколению купаловцев, она создавала театр вместе с будущими народными артистами Беларуси, такими крупными мастерами сцены, как В. Крылович, В. Владомирский, Г. Григонис, Г. Глебов, Б. Платонов, С. Станюта, Л. Ржецкая, И. Жданович. Дебютировала в роли Анны в спектакле «Машека» Е. Мировича. Именно в это время Ольга начала использовать псевдоним Галина, который ей предложил Якуб Колас. Знакомство будущей известной актрисы с народным писателем состоялось благодаря его жене, Марии Дмитриевне Каменской, которая была у Ольги первой учительницей. Потом они еще не раз встречались, в годы Великой Отечественной войны переписывались с Марией Дмитриевной, а однажды Ольге пришла бандероль с книжками белорусского песняра с его автографами.
О. Галина в роли Купавины («Волки и овцы» А. Островского)
С тонким вкусом, лирическая, Ольга Галина была словно создана для классического русского и зарубежного репертуара. За годы театральной деятельности создала много неповторимых женских образов. Среди наиболее убедительных, ярких выделяются Купавина («Волки и овцы» А. Островского), Теодора («Глупая для других, умная для себя» Лопе де Веги), Капулетти («Ромео и Джульетта»У. Шекспира), Раневская, Аркадина («Вишневый сад» и «Чайка» А. Чехова), Софья Коломийцева («Последние» М. Горького). Особую склонность проявила к воплощению женщин-матерей, показала их героизм, самопожертвование – Елена Кошевая («Молодая гвардия» А. Фадеева), Мария Ульянова («Семья» И. Попова), Мария Полежаева («Беспокойная старость» Л. Рахманова) и др. Вершиной творческого мастерства актрисы стала последняя роль – образ Анны Карениной в спектакле «Живой труп» Л. Толстого. В 1962 г. Ольга Галина завершила свою карьеру. Она с ностальгией и теплотой вспоминала: «А сколько за время моей жизни в театре было интересных творческих встреч, с известными режиссерами, художниками, писателями, критиками! Сколько незабываемых встреч со зрителями разных городов страны состоялось за время моей 40-летней работы в театре имени Янки Купалы».
О. Галина в роли Аркадины («Чайка» А. Чехова)
За творческие достижения Ольга Владимировна Галина была отмечена рядом наград: орденом «Знак Почета» (1940), орденом Трудового Красного Знамени (1948, 1955), в 1946 г. ей было присвоено звание «Народная артистка БССР».
Она проявила себя и как прекрасный педагог, преподавая в студиях при театре и в Белорусском государственном театральном институте. Выступала в периодической печати с воспоминаниями о театральных деятелях, рецензиями на спектакли.
Подробнее о сценической и преподавательской деятельности Ольги Владимировны Галины можно узнать, обратившись к электронному каталогу Национальной библиотеки Беларуси, текстовые материалы и библиографию содержит онлайн-энциклопедия «Беларусь в лицах и событиях».
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.