Гавриил Харитонович Ващенко (1928–2014) принадлежит к тому поколению белорусских художников, чье творчество сформировалось в послевоенные годы. На своих полотнах, выполненных с высоким профессиональным мастерством, он отобразил воспоминания детства, красоту белорусской природы, историческое прошлое и настоящее нашей страны.
Родился будущий художник в деревне Чикаловичи Брагинского района Гомельской области в крестьянской семье. Он рано остался без отца, который был арестован в 1937 г. В годы Великой Отечественной войны вместе с матерью и старшим братом находился в партизанском отряде. В 1945 г. поступил в Киевское училище прикладного искусства. С теплотой и благодарностью вспоминал своих педагогов – известную художницу Т. Яблонскую (преподавала живопись) и профессора М. Прахова (читал историю искусств). В 1948 г. Г. Ващенко окончил училище и начал работать художником на киностудии им. А. Довженко. В 1949 г. стал студентом факультета монументальной живописи Львовского института прикладного и декоративного искусства. Учился у известных художников Р. Сельского, И. Гуторова, И. Бокшая.
В 1955–1960 гг. преподавал в Республиканском художественном училище в Кишинёве. Педагогическую работу совмещал с творческой: писал пейзажи, портреты, натюрморты, работал в монументальном искусстве – в Москве занимался отделкой одного из павильонов Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР).
Г.Х. Ващенко. «Спрадвеку» (1981).
Весной 1956 г. в Кишинёве состоялась первая персональная выставка Г. Ващенко. В 1957 г. он был принят в Союз художников СССР и стал лауреатом фестиваля молодежи и студентов Молдавской ССР. В 1960 г. художника наградили медалью «За трудовую доблесть». В этом же году Г. Ващенко участвовал в работе съезда белорусских художников, где познакомился и подружился с известным живописцем В. Стельмашонком.
По его приглашению в 1961 г. приехал в Минск и начал работать в Белорусском государственном театрально-художественном институте (с 1991 г. – Белорусская академия искусств). Он возглавлял кафедру декоративно-прикладного искусства (1961–1963), в связи с ее реорганизацией руководил мастерской при кафедре живописи (1966–1975), потом заведовал кафедрой монументально-декоративного искусства (1975–1995). В 1965-м Г.Х. Ващенко стал доцентом, в 1980 г. – профессором. Он внес большой вклад в воспитание творческой молодежи, подготовил более 200 художников, многие из которых обрели известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Г.Х. Ващенко. «Простор» (1978).
В первые годы жизни в Беларуси художник писал преимущественно пейзажи и натюрморты. В его картинах «Хлеб» и «Цикламены» (1966, за последнюю в 1969 г. получил бронзовую медаль ВДНХ СССР), «Немига» (1967), «Яблонька» (1968) ощущался хороший вкус, чувство цвета, внимательное отношение к композиции. Значительное место в творчестве художника занимала тема Полесья. Картины «Полесская песня» (1968), «Март» (1973), «Над Припятью» (1988), «Ветряк деда» (1996) и другие выделяются четкостью, отработанной перспективой, уравновешенностью фигур, обобщенностью образов, удивляют тонкой живописной мелодикой, своеобразным цветом. В 1975 г. за полотна «Мое Полесье» (1971), «Нефтяники Полесья» (1973), «Материнские крылья» (1975) живописец был награжден золотой медалью ВДНХ СССР.
Г.Х. Ващенко. «Новогрудчина» (1985).
Событиям Великой Отечественной войны, пережитой художником в детстве, посвящены картины «От Советского информбюро» и «Непокоренные» (1967), «Баллада о мужестве» (1974; серебряная медаль им. М. Грекова, 1975 г.) «Прорыв» (1982) и др. За последнее полотно, а также за картины «Мир земле моей» и «Июльский мед» (1982) Г. Ващенко получил в 1984 г. Государственную премию БССР.
В картинах «Беда» (1989), «Радиация» (1990), «Звезда Полынь» (1996), «Чернобыльский реквием» (1998), «26 апреля» (2001), «Прощание» (2002) и других художник передал драматические события чернобыльской катастрофы.
Историческому прошлому нашей страны и ее знаменитым личностям Г. Ващенко посвятил такие полотна, как триптих о восстании К. Калиновского «За землю, за волю» (1983), «Грюнвальдская битва» (1985), «Потомкам» (1990–1995), «Королева Бона» (1997), «Шляхетское достоинство» и «Константин Осторожский» (1998), «Возрождение» (1999), «Призраки Гольшанского замка» (2000), «Легенда Несвижа» (2001), «Лев Сапега в Гольшанах» (2002), «Князь Чародей» (2006) и др.
Г.Х. Ващенко. «Радиация» (1987).
Созданные живописцем портреты просветителей Е. Полоцкой, К. Туровского, С. Будного, В. Тяпинского, первопечатника Франциска Скорины, писателей Я. Купалы, Я. Коласа, В. Быкова, В. Короткевича, деятелей культуры М. Пташука, В. Прокопцова, В. Мулявина и др. выделяются не поверхностным внешним сходством, а тем, что раскрывают глубинную сущность личности.
Гавриил Харитонович – художник широкого творческого диапазона. В картинах «Опус 37» (1993), «Театр абсурда» (1997), «Катарсис» (2000) он выступает как вдумчивый мыслитель, которого волнует судьба общества. Философскими раздумьями о тайнах бытия наполнена серия полотен «Крылья» (1994). Религиозной теме посвящены живописные произведения «Диалоги» (1995), «Моление о чаше» (1999), «Спаситель (Мир входящим)» (1999–2001), «Ангел» и «Чаша» (2006), «Тайна Гефсиманского сада» (2009) и др. Они воспитывают в человеке глубокую нравственность и духовность.
С особой силой проявился талант творца в монументально-декоративном искусстве. Масштабность замысла, цельность, гуманизм, четкая система формирования пространства выделяет мозаичное панно художника «Полет» (1963, Дворец культуры текстильщиков в Минске) и монументальные росписи «Земля светлогорская» (1972, Дворец культуры химиков в Светлогорске), «Просветители» (1976, Дом учителя в Минске), витражи в Доме кино (1971–1974, сейчас – костел Свв. Симеона и Елены) и в минском кинотеатре «Москва» (1980, в соавторстве с М. Ващенко). Монументальными работами, выполненными в технике энкаустики, стали панно для аэропорта «Минск-2» (картины «Полесье», «Новогрудчина», «Раубичи» и «Сынковичи», 1988) и для Национальной библиотеки Беларуси («Над Сожем», «Память», «Святыни» и «Храм-крепость», 2007).
В 1977 г. Гавриилу Харитоновичу Ващенко было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Беларуси, в 1988-м – народного художника Беларуси. В 1995 г. его наградили медалью Франциска Скорины. В 2013 г. выбрали почетным гражданином Гомеля. Международный биографический центр Кембриджа присвоил Г. Ващенко звание «Человек года – 1992», «Человек ХХ века» (1993), Американский биографический институт – «Человек года – 1994». Произведения Г. Ващенко хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства в Минске, Государственной Третьяковской галерее, Национальном музее украинского искусства, Национальном художественном музее Молдовы, Национальном художественном музее Болгарии, в фондах Международной конфедерации союзов художников, Белорусского союза художников, Министерство культуры Российской Федерации, частных коллекциях. В 2002 г. в Гомеле открывается Картинная галерея Г. Х. Ващенко, в которую художник передал несколько десятков живописных полотен, акварелей и эскизов монументальных работ.
Материал о Г. Х. Ващенко и других известных людях, внесших значительный вклад в научное, культурное и духовное наследие Беларуси, наиболее важных событиях в жизни страны, памятниках истории, культуры, природы можно также найти в фактографической базе данных «Беларусь в лицах и событиях».