ГлавнаяНовостиНовости библиотек
«Тайные виды на Фудзи» Пелевина, или 10 главных новинок осени
В «Раскиданном гнезде» мог сыграть Харатьян, а любимый актер Тарковского исполнил свою последнюю роль

«Цветок стиля» Бориса Заходера

«Цветок стиля» Бориса Заходера
Другие новости

Этот писатель всегда был на равных с юным читателем.

Какой точный и поэтический термин придумали на излете Средних веков японские мыслители для оценки творческой работы – «цветок стиля»! Есть свой «цветок стиля» – есть поэт, есть прозаик. А цветы растут на планете бесконечно разные, а XX век в Советском Союзе и в России взрастил великое множество писателей детства. Не боюсь высказать свое мнение: если XIX век был золотым в литературе, живописи, музыке и т.д., то XX век стал золотым в детской литературе. Доказательств этому так же много, как и великих писателей детства в ушедшем столетии. Их книги читают в каждом доме из поколения в поколение. И будут читать еще долго-долго. А значит, XX век нас долго-долго не покинет.

Одним из самых ярких детских писателей, конечно же, является Борис Владимирович Заходер. Является, подчеркиваю. Потому что дочь моя стихи его любила, а потом внук и внучка, и, уверен, их дети и внуки не умрут от скуки, читая Заходера, а смеяться будут и радоваться и незаметно для себя познавать мир…

Но какой же он, «цветок стиля» Бориса Заходера? Чем же отличаются его стихи и рассказы для тех, кто живет до 6–8 лет в режиме бессистемного собирательства информации, которую чуть позже дети начнут систематизировать, а уж потом и целенаправленно изучать?

Он словно прогуливается с детьми по тропкам и тропинкам жизни, но при этом всегда (!) держится чуть сзади юного спутника, предоставляя ему самому открывать мир. Он не ведет его за руку, не пичкает напрямую наставлениями и нравоучениями, не играет с ним в модные сейчас игры массовиков-затейников, чтобы понравиться детям и работникам библиотек. И такое отношение к человеку совсем не взрослого возраста – отношение равного с равным – рождает в творческом диполе «поэт – читатель» диалог равных.

Конечно же, Борис Заходер учит, увлекает, радуется жизни, удивляется, первооткрывает мир. Но – в соединстве с читателем, в не подъемном для многих детских писателей диалоге равных. А в нем только тонким намеком позволяется, например, критика («Мой лев»).

Да, он родился ребенком. Он преодолел все беды ушедшего века, пережил в юном возрасте семейную трагедию. Он прошел две войны. Жизнь закалила его. И как много из таких закаленных сурово повзрослели! Таким людям, даже талантливым, сложно писать для детей. Почти невозможно. Но Борис Заходер остался ребенком. И все, что интересно детям, что волнует их незакаленные души, осталось в его душе. И этим интересным, волнующим он и делился, и делится с такими же, как и сам он, детьми.

Он не боится незнания – он же ребенок («Ванька-встанька»). Ему не страшен хаос и антипорядок («Кит и кот»). Он чувствует и передает в слове, в звуках «звонкость дня». Он не ищет в себе самом огорчительные звуки, они сами рождаются и спешат в строку («Собачкины огорчения»). И с близкими, кроме родных и друзей из мира людей, существами – зверюшками и зверями, он словно бы лично знаком и даже приятельствует – какие они у него симпатичные! Как тонко использует Борис Заходер «личные качества» той же совы, намекая читателям, что молчание есть золото:

Чем меньше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!

Легко и, кажется, самопроизвольно решается Борисом Заходером сложнейшая задача – терпеть ребенка и учиться у него! Об этом и японцы писали: «…И даже в изображении бурного характера нужно положиться на непринужденную манеру (игры), исходящую от ребенка, и предоставить ему делать все по движению сердца». Предоставить-то ребенку жить и беситься можно, чтобы эдак со стороны поглядывать за ним. Сложно подстроиться под его джазовые и непредсказуемые ритмы, чтобы «танцевать его жизнь»! И совсем сложно эти, на взгляд сурово повзрослевших людей, хаотичные выкрутасы, а для детей симпатичные линии жизни, записывать в поэтической строке.

В прозе Борис Заходер не суетлив и даже спокоен – внешне. Но внутри каждой его прозаической строки та же, что и в поэзии, душевная тяга: идти чуть-чуть сзади ребенка.

Дети это ценят и ценить будут.

Автор публикации: Александр Торопцев.

Источник: Литературная газета


Новости

Сны о Беларуси в Национальной библиотеке

25 Апр 2024

25 апреля в библиотеке состоялось открытие выставки «Сны о Беларуси», приуроченной к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня рождения народного художника Беларуси Василия Шаранговича.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик

25 Апр 2024

Культурно-просветительская акция «Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик», прошедшая 23 апреля, стала продолжением празднования Всемирного дня книги и авторского права в Национальной библиотеке Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Минская городская конференция «На фронте и в тылу:  женщины Великой Отечественной войны»

25 Апр 2024

Председатель первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» Национальной библиотеки Беларуси Наталья Есис приняла участие в Минской городской конференции «На фронте и в тылу: женщины Великой Отечественной войны» (19 апреля),  приуроченной к знаковой дате – 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Адам Шанявский и библиотечный фонд уездной школы Несвижа (последняя четверть XVIII в.)

25 Апр 2024

24 апреля на Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2024» в Москве главный библиограф отдела справочно-информационного обслуживания Ольга Полунченко представила доклад «Роль Адама Шанявского в организации библиотечного фонда Несвижской уездной школы (последняя четверть XVIII в.)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Военно-патриотический клуб «Честь» изучал деятельность НКВД, милиции и пионерии в 1941–1945 гг.

25 Апр 2024

22 апреля для учащихся военно-патриотического клуба «Честь» ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям