Что в портфеле молодых белорусских драматургов?
В последние годы драматургия поражает небывалым количеством новых имён. Консервативные театры уже без опаски приглядываются к современным пьесам, а попытки молодых авторов заговорить со зрителем на своём языке всё чаще приносят им номинации крупнейших театральных премий и места в фестивальных шорт-листах. Накануне открытия театрального сезона корреспондент «НГ» узнала у наших молодых драматургов, каких новинок, открытий и свершений ждать от них в ближайшее время.
Театральный сериал
Дмитрий Богославский (востребованный за рубежом драматург, актёр и режиссёр Белорусского государственного молодёжного театра):
– Вместе с режиссёром Владимиром Ушаковым готовим новый проект – пять спектаклей, объединенных одной темой. Персонажи могут переходить из одного спектакля в другой, а зритель станет свидетелем этих перемещений. Получится такой театральный сериал, но чтобы добраться до его сути, придётся посмотреть все без исключения постановки. Среди драматургов – я, Константин Стешик, Сергей Анцелевич, Андрей Иванов и Александр Савуха, громко заявивший о себе на последнем фестивале молодой драматургии «Любимовка» в Москве. Режиссёрский состав ещё на стадии обсуждения. Площадки тоже пока под вопросом, хотя у нас уже есть предварительные договорённости как с государственными театрами, так и с независимыми проектами.
Сегодня модно делать копродукции. Но, на наш взгляд, просто объединить два-три театра – это скучно. Есть идея, чтобы в режиме онлайн актёры переезжали с одной площадки на другую и всё это транслировалось бы на экранах. Пока думаем, как реализовать замысел. Форма большая, главное – её победить.
Не могу писать на заказ
Виталий Королёв (по образованию историк-археолог, несколько лет проработал в системе МВД. В 2012 году уволился, чтобы создавать сценарии к роликам и играм. Его дебютная пьеса «Участковые, или Преодолеваемое противодействие» была включена в программу Международного форума театральных искусств «TEAРT-2015»):
– Недавно мне поступил заказ на написание пьесы, точнее, нескольких. Ходил-ходил я с этим предложением в голове и, в конце концов, понял, что ничего не получится. Не могу писать на заказ, даже если нравится тема. Не знаю, хорошо это или плохо, но не могу. По крайней мере, сейчас. Лучше буду писать то, что хочу. Поставят – отлично, не поставят — ничего страшного. Свои предыдущие пьесы в театре смотрел — понравились. А сейчас работаю над смысловым продолжением того, о чём я писал в своём последнем на данный момент тексте (“Летом ставший день”). Есть ещё одна необычная задумка, может быть, даже революционная в хорошем смысле этого слова. Но времени на её осуществление пока мало, всё уходит на развитие бизнеса.
К слову, сам собираюсь и другим советую сходить на “TEAРT”, который начнется 20 сентября. Вкусу его директора Анжелики Крашевской я полностью доверяю, поэтому уверен, что плохих спектаклей там не будет. Конечно, не все они по белорусским пьесам, но нашему зрителю нужно знакомиться и с другими проектами, хватит уже в своём котле вариться.
Урожайное лето
Константин Стешик (прошлой осенью спектакль «Спички» по его пьесе открывал сезон премьер в Национальном академическом театре имени Янки Купалы):
– За лето написал две пьесы. Первая называется “Мы будем жить с тобой”, вторая “ПСИБО” – это аббревиатура. О чем пьесы, рассказывать не буду, пусть лучше тексты всё скажут за меня. Мне вообще сложно ответить на вопрос: о чём? Там много слоёв, вопросов, одним-двумя предложениями описать действие невозможно. Уже показал тексты друзьям, некоторым режиссёрам, но пока в работу они не пойдут.
Вообще, добиться того, чтобы твою пьесу поставили в театре, очень сложно. Для этого она должна как минимум засветиться на международных конкурсах-фестивалях, таком, например, как «Любимовка» в Москве. Я несколько раз был в числе его финалистов, также принимал участие в off-программе с пьесами «Спички» и «Грязнуля». Буду ли подаваться с новыми работами на «Любимовку», пока не знаю. В этом году точно нет. Возможно, отправлю одну из работ на ближайший конкурс-фестиваль белорусской драматургии Whitebox.
Снимая маски
Андрей Иванов (в этом году за спектакль «С училища» Серовского театра драмы имени А.П. Чехова был номинирован на российскую театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа драматурга», но награду уступил Дмитрию Данилову):
– Сейчас я занят несколькими проектами одновременно. Один из них – инсценировка произведения Сергея Пясецкого для одного из минских театров. Язык пьесы – белорусский. Другой проект, кинематографический, связан с 1937 годом и сталинскими лагерями. Третий – пьеса о мальчишке-беспризорнике со странным жутковатым мировоззрением. Он, будто древний человек, рассматривает видимый ему мир – подвалы, улицы, магазины, торговые центры – как космогоническую систему миров, со своей иерархией и мифологическими обитателями. Себя же маленький озлобленный человек воспринимает как Зверя Апокалипсиса, который должен уничтожить Вселенную в конце времён.
Долой стереотипы
Алёна Иванюшенко (по её тексту в этом сезоне режиссёр Наталья Леванова поставила спектакль «Раскрытие» для театрального проекта HomoCosmos):
– Пытаюсь оформить в голове задумку, над которой начала работать в мае. Текста пока нет, только наброски, которые ещё нужно сложить в одну общую картину. Главные героини – мать-одиночка и её дочь-подросток. Вместе с ними хочу порассуждать над темой, которая меня волнует: как принимать решения за себя, основываясь на своих желаниях, а не на стереотипах, которые нам навязывает общество.
Автор публикации: Юлиана Леонович.
Источник: Народная газета