ГлавнаяНовостиНовости библиотек
15 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть
План проведения XV Международных книговедческих чтений

Моцарты и Сальери: вечный конфликт

Моцарты и Сальери: вечный конфликт
Другие новости

С появлением массовой культуры начался век «сальеризма». Моцартов перестали убивать буквально с помощью яда, но появились новые способы их уничтожать и обесценивать. Началось «тиражирование» массой подражателей любых удачных и талантливых находок «творцов». При этом сами творения Моцартов становится теперь так же трудно обнаружить, как жемчужину в куче навоза.

Моцарты создают свои творения, вкладывая в них частицу своей личности, своё индивидуальное нестандартное восприятие окружающего мира и нестандартную индивидуальную реакцию на эти эмоциональные или интеллектуальные впечатления.

Сальери же следуют лишь желанию добиться коммерческого успеха или успеха в социуме, к которому они принадлежат, не столько из-за честолюбия, сколько из желания хорошо устроиться в жизни. Поэтому их творения обычно соответствуют признанному стандарту того времени, в котором они живут и творят.

Конечно, сейчас искусство во всех своих проявлениях переживает тяжёлый кризис. В предыдущие века были созданы такие шедевры, которые невозможно превзойти. Чтобы двигаться дальше, должны появиться новые гении, которые откроют новые пути, но гениев пока что-то не видно. Но при этом космическими темпами растёт число поэтов, прозаиков, композиторов, музыкантов, актёров, режиссёров и прочих «творческих» личностей. Пробиться сквозь эту толпу предприимчивых и часто защищённых родственными связями Сальери для обычно довольно беззащитных Моцартов стало почти невыполнимой задачей.

Все новации, которые время от времени появляются в нашей культуре и предлагаются публике, обычно несамостоятельны и чаще всего заимствованы у иностранных течений, хотя им создаётся массированная реклама, а авторов объявляют незаурядными «творцами». Все наши «революционеры» в искусстве являются всего лишь подражателями зарубежным эталонам.

В связи с таким явлением, как недооценка национального самосознания в культуре, в нашем обществе идёт наступление и на русский язык, который «модные» поэты в своих творениях коверкают и извращают, также подражая языковым нормам иностранных авторов.

Плагиат стал у Сальери узаконенным творческим приёмом, причём они тащат и тиражируют как находки современников, так и классиков, а уж с народным творчеством вообще не церемонятся.

О том, как измельчали наши «творцы» и насколько им не хватает новых идей, свидетельствует тенденция осовременивания классики или дописывания произведений крупнейших авторов. Каждое художественное произведение в любом виде искусства несёт на себе отпечаток своей эпохи и может гармонично восприниматься только в том виде, как оно было создано и представлено обществу. Любые попытки их осовременить ведут фактически к их уничтожению и созданию всего лишь мало похожих на них копий. Попытки использовать классику для «самовыражения» людей, которые сами не способны создать что-либо достойное в художественном отношении или сформулировать свою мировоззренческую позицию, если она у них есть, свидетельствуют об отсутствии в нашей культуре новых достойных имён.

В России Сальери придумали требовать у «творцов» бумажки об окончании каких-либо «творческих» вузов, что приводит к трагедиям в жизни талантливых людей, которым отказывают из-за отсутствия этих бумажек в приёме в творческие союзы. Всё это очень нелепо и забавно, и хочется спросить авторов этих новаций, как же творили гении прежних веков, прославившие человечество, до того, как возникли эти источники знаний, обучающие «творить» всех желающих и плодящие армии всё новых Сальери. Складывается грустное впечатление, что мы сейчас находимся где-то на задворках современной мировой культуры. Впрочем, так же, как и в экономике, где мы всё больше приближаемся к отсталым странам из-за упорного следования скомпрометировавшей себя экономической модели. По моим наблюдениям, эпоха «либерального» правления страной оказалась бесплодной в культуре и чрезвычайно губительной для экономики страны.

В современной науке в РФ так же, как и в искусстве, развелось огромное количество властолюбивых и корыстолюбивых Сальери, среди которых определённую долю составляют и честолюбивые авантюристы с необоснованными претензиями. Они обычно добиваются начальственных постов и либо присваивают себе результат деятельности тех учёных, которые достигают определённых успехов в своих исследованиях, либо пользуются своей властью, чтобы не дать им эти исследования выполнять.

Недавно я попыталась купить в книжных магазинах Москвы полноценный томик басен И.А. Крылова, но мне предлагали только тоненькие тетрадки с избранными баснями для младших школьников, которые вряд ли способны оценить смысл и иронию крыловских басен. Однако во всех магазинах были творения Ларисы Рубальской и других раскрученных современных авторов. В силу своего возраста я никак не могу привыкнуть к тому, что России больше нет и правила в стране задают иные люди, которые заявляют, что русский народ выдумали русские писатели вроде Льва Толстого...

На телеканале «Культура» наши лукавые философы недавно рассуждали о том, что такое «правда», которая, по их мнению, не является «истиной», и что такое состояние общества в эпоху «постправды». Представления общества о «правде» обычно навязываются ему сознательно с помощью пропаганды как мнимые надежды на более справедливую и благополучную жизнь. Обычно за этим стоят те силы, которые хотят использовать народ в своих хищнических целях. Когда же им это удаётся и общество обнаруживает, что его цинично обманули, то и наступает разочарование и неверие, что эти авторитеты называют эпохой «постправды».

Что же касается понятия «истина», то объективной истины не существует и её невозможно сформулировать. Пожалуй, единственной бесспорной истиной является неизбежность непрекращающейся в течение всей истории человечества борьбы за власть и доступ к материальным ресурсам, т.е. за богатство с помощью манипулирования сознанием масс, а также заключение, что человеческие цивилизации не вечны и сменяют друг друга на протяжении всего существования планеты Земля.

В последнее время у наших интеллектуалов стало модным обсуждать перед телезрителями такие кардинальные мировоззренческие философские проблемы, как, например, зачем живёт человек, существует ли душа, существует ли Бог. Конечно, никто не знает ответа на эти вопросы, если исключить их религиозное толкование, и любое высказанное мнение будет волюнтаристским. Одно несомненно, что у многих людей существует потребность верить в высшую силу, которую они называют Богом, которая, как они надеются, сможет их защитить и им помочь, если её умилостивить молитвами и смирением. Но в то же время возникает сомнение, что если действительно существует эта высшая сила, которая контролирует жизнь людей на планете Земля, то вряд ли она так же не умна, как человек, и нуждается в его молитвах, послушании и лести. Так же кажется бесспорным заключение, что если эта высшая сила существует, то она должна быть одна для всего человечества, несмотря на многообразие религий у разных народов. Просто каждый народ создаёт свои правила жизни, свою религию, а Бог, если он есть, должен быть один на всю планету, поскольку не может же существовать столько богов, сколько существует и существовало религий. Нельзя утверждать, что какая-то из них правильна и исключает остальные, поскольку этого никто не знает, поэтому нельзя силой навязывать свою веру другим народам. Нас учат, что Бог создал человека по образу и подобию своему, но скорее верно другое утверждение, что человек создал себе Бога по образу и подобию своему.

Для меня несомненно, что люди придумывают себе богов из-за человеческой слабости. Я сама мысленно постоянно веду диалог с Богом, либо оправдывая свои поступки, либо благодаря его за что-то, что позволяет мне психологически расслабиться, хотя трудно поверить, что действительно существует Бог – создатель всей Вселенной и ему есть дело до каждого человека на одной из многочисленных планет – планете Земля. Вера в Бога служит людям своеобразной психотерапией, а молитвы заменяют общение с психологом. Поэтому чем хуже приходится народу, тем больше верующих обращается в храмы за поддержкой и утешением.

В заключение хочу снова вернуться к Сальери и отметить их забавную претензию на почётное место не только при жизни, но и после смерти, поскольку они соревнуются друг с другом за честь быть похороненными на том кладбище, которое у них считается престижным.

Однако хочу напомнить всем Сальери, что Моцарта, как известно, похоронили в общей могиле, но его будет помнить человечество до тех пор, пока само это человечество не выродится.

Автор публикации: Эмилия Болтянская.

Источник: Литературная газета


Новости

Сны о Беларуси в Национальной библиотеке

25 Апр 2024

25 апреля в библиотеке состоялось открытие выставки «Сны о Беларуси», приуроченной к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня рождения народного художника Беларуси Василия Шаранговича.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик

25 Апр 2024

Культурно-просветительская акция «Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик», прошедшая 23 апреля, стала продолжением празднования Всемирного дня книги и авторского права в Национальной библиотеке Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Минская городская конференция «На фронте и в тылу:  женщины Великой Отечественной войны»

25 Апр 2024

Председатель первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» Национальной библиотеки Беларуси Наталья Есис приняла участие в Минской городской конференции «На фронте и в тылу: женщины Великой Отечественной войны» (19 апреля),  приуроченной к знаковой дате – 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Адам Шанявский и библиотечный фонд уездной школы Несвижа (последняя четверть XVIII в.)

25 Апр 2024

24 апреля на Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2024» в Москве главный библиограф отдела справочно-информационного обслуживания Ольга Полунченко представила доклад «Роль Адама Шанявского в организации библиотечного фонда Несвижской уездной школы (последняя четверть XVIII в.)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Военно-патриотический клуб «Честь» изучал деятельность НКВД, милиции и пионерии в 1941–1945 гг.

25 Апр 2024

22 апреля для учащихся военно-патриотического клуба «Честь» ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям