Республиканский театр юного зрителя представил первую в новом году премьеру – спектакль «Майго юнацтва крылы» по драматической поэме Аркадия Кулешова «Хамуціус».
На сцене перед зрителем предстал образ Константина Калиновского.
Как ни странно, фигура Калиновского, знаковая для белорусской истории и становления национального самосознания, в отечественной драматургии освещалась не часто: скажем, в 1920-е годы, когда в БДТ-1 постановкой пьесы «Кастусь Каліноўскі» драматург и режиссер Евстигней Мирович обращался к национальной истории, и в 70-е, когда к этой фигуре обратился Владимир Короткевич, после чего появился знаменитый спектакль «Кастусь Каліноўскі» в Коласовском театре. По сравнению даже с «распиаренной» историей любви Барбары Радзивилл это – непростительно мало.
Столичный Театр юного зрителя решил не обходить вниманием такую могучую фигуру, которая, можно сказать смело, способна была бы стать для сегодняшних подростков, по меньшей мере, примером того, как характер человека и его целеустремленность способны формировать личность. И в целом понятно, что режиссерский выбор Владимира Савицкого остановился не на детективно-революционной пьесе Евстигнея Мировича и не на романтической притче Владимира Короткевича, а на драматической поэме «Хамуціус» Аркадия Кулешова. В ней Калиновский, которого мы застаем в последнюю перед казнью ночь, предстает перед нами не столько борцом, сколько – мыслителем. Он осмысливает свою предыдущую жизнь, собственные идеалы и убеждения, трижды проходит через соблазн остаться живым взамен на отречение от своего прошлого и... остается верным себе, своей душе и вере.
Однако в спектакле – и это стало главным просчетом – режиссер «не доверяет» Аркадию Кулешову и тонкую конструкцию поэмы со своими законами разрушает, стремясь сложить из нее, как из детских кубиков, драматическое действо, которое должно быть зрелищным и впечатляющим, а получается наивным и неубедительным. Герои один за другим бьются в страстях о резиновые стены-доски (сценография Владимира Савицкого), стремятся «по-театральному» разыгрывать историю последней ночи, призывая на помощь внешнюю характерность. А в результате всей этой сценической суеты так и не использовано главное выразительное средство – мощное поэтическое слово, на которое как раз и делал ставку автор поэмы. По этой причине и сам Кастусь в исполнении актера Геннадия Горанского выглядит, скорей, истеричным неврастеником, которого в большей степени захлестывают переживания о завтрашней смерти, чем размышления о собственной жизни. По этой причине и сам спектакль так и не поднимается выше очередной абстрактно-обобщенной истории о «трудной судьбе белорусского народа»...
Почему-то вспомнилось изречение знаменитой Коко Шанель: «Если при рождении у вас не оказалось крыльев, не мешайте им вырастать». К сожалению, в новом спектакле ТЮЗа эти самые крылья, которые должны были вознести героя, а вместе с ним – и нас, зрителей, так и не «проросли»...
Источник: газета «Культура»
Перевод с белорусского Кондухович Л.Ф., ведущего библиотекаря отдела сопровождения интернет-портала Национальной библиотеки Беларуси