К 75-летию Великой Победы многие телеканалы подготовили для своей многочисленной зрительской аудитории премьеры фильмов на военную тематику. Одной из телепремьер 9 Мая стал 4-х серийный мини-сериал «Алеша», снятый по заказу НТВ.
В основу картины легла повесть «Найдорф» Ивана Пташникова – классика белорусской литературы, заслуженного работника культуры БССР, лауреата Государственной премии БССР им. Якуба Коласа, автора многочисленных прозаических произведений, переведенных на многие языки мира, писателя, который входит в 100 лучших писателей мира, писавших о войне. Именно за повесть «Найдорф» Иван Пташников в 1978 г. был удостоен звания лауреата Государственной премии БССР.
Путь к зрителю
Предыстория создания этого фильма долгая и непростая. Девять лет назад Артур Ильиных (режиссер-постановщик, драматург, сценарист, доцент кафедры режиссуры кино и телевидения Белорусской государственной академии искусств) написал киносценарий по повести «Найдорф».
– Эту идею мне подсказал известный сценарист Александр Денисович Зайцев, – рассказал в интервью «АиФ» Артур ИЛЬИНЫХ. – Оказывается, Александр Зайцев предлагал снять на основе повести «Найдорфу» фильм режиссеру Виктору Турову, но эта тема не прошла, и в итоге была снята картина «Я родом из детства» с Владимиром Высоцким в главной роли. А кто знает, если бы звезды сошлись, может быть, именно Владимир Семенович Высоцкий сыграл бы Жаворонка, – рассуждает сценарист. – Так я загорелся идеей и стал писать сценарий: Александр Денисович взял надо мной шефство. За пять лет нашего сотрудничества я практически освоил высшую школу драматургии… Вечная ему память.
«Найдорф» очень интересен тем, что показывает людей в предлагаемых обстоятельствах войны – с точки зрения любви к конкретным людям – жена, дети, товарищи, близкие люди. Иван Пташников запечатлел в своих произведениях ту невидимую суть настоящей любви к жизни, на которую сейчас в обществе «цены нет».
Сценарий и сама идея постановки фильма киностудией «Беларусьфильм» рассматривались лет пять, но заявку то отклоняли, то выводили на конкурс в Министерство культуры и прочее…
Годы спустя
– В 2019 г. я решил представить сценарий на конкурс военных фильмов в России, приуроченных к 75-летию Великой Победы в ВОВ, продолжает сценарист. – И среди всех претендентов со значительным отрывом получил одобрение и право на постановку фильма кинокомпанией «КИТ» и последующий его показ на канале НТВ. Сериал получил название по имени одного из главных героев фильма. Хотя первоначальный вариант названия сценария был цитатой из повести «Найдорф» и обращением главного героя Жаворонки, его слов, к мальчишке Алёше: «Смерть, Алеша, не про нас!».
Над фильмом работал российский кинорежиссер Юрий Попович. Кстати, финансы, выделяемые в России на кинематограф, тратятся только на граждан России! И здесь мое имя в титрах – исключительный случай на НТВ!
О чем фильм
Действие фильма разворачивается осенью 1944 г. после завершения крупномасштабной наступательной операции «Багратион» на территории Беларуси в местности, где советская армия и отряды партизан завершают «зачистку» оставшихся группировок фашистской армии, пытающихся прорваться к малочисленным остаткам основных сил, отходящим на запад.
Чтобы отразить всю многосложность переплетения сюжетных линий и человеческих судеб в войне, режиссер совместил стиль блокбастера, отражающий динамизм и напряжённость действия, с одной стороны, и показ психологических мотивов и логики характеров персонажей – с другой. В результате получился держащий в напряжении до последнего момента фильм. Фильм, несущий жизнеутверждающий пафос, пронизанный любовью ко всему живому. Фильм, который в очередной раз напоминает нам и обращает нас к тому, что же лежит в основе нашего нынешнего мирного существования – та кровь, те жизни, тот вынужденный грех убийства теми, кто не хотел, но вынужден был убивать, потому что по-другому зло было не остановить.
Кинолента повествует о той безграничной трагичности ситуации, в которой оказывается человек на войне. И о той психологической реакции в зависимости от внутренних установок на ситуации сложнейшего экзистенциального выбора, стоящего перед каждым. И все персонажи фильма демонстрируют ту философию, то мировоззрение, ту внутреннюю свою основу, суть, которыми они руководствуются в критический момент, в «момент истины», когда перед ним становится вопрос жизни и смерти. Идея, которую несёт эта лента, заключается в глубоко антивоенном пафосе, показывающем антигуманность агрессивной, насильнической стороны человеческого естества, будь то проявленной фашистским захватчиком или же односельчанином-полицаем.
Это фильм в том числе о тех бесчисленных безымянных героях войны, в частности партизанах, которые защищали свои семьи, отвоевывали свою родную землю, свою малую Родину (край, природу, милые сердцу и душе места), то кровное, что питает человека силами, энергией, поддерживает его дух, наполняет душу любовью. Это фильм о мужестве и великом непобедимом духе героев войны в целом и главных героев фильма в частности, а именно – опытного партизана Жаворонки и 16-летнего пацана-сироты Алёши, которые оказались в эпицентре военных действий.
– Это фильм о том, как природа выбирает, кому жить, а кому умирать. Герои должны доказать свое право на жизнь перед природой, перед Богом, – считает А. Ильиных.
Роли и актеры
– Премьерный показ сериала «Алёша» – фильма с белорусскими мотивами и колоритом, созданного на основе национального произведения Ивана Пташникова, – состоялся 9 Мая, в День Великой Победы, в прайм-тайм на центральном федеральном российском канале НТВ, и среди премьер других каналов продемонстрировал очень высокий зрительский рейтинг просмотров и оценки, – говорит сценарист. – Что касается исполнителей ролей, то главная роль партизана-пулеметчика Ефрема Жаворонки была доверена известному российскому актеру Владимиру Епифанцеву, который необыкновенно талантливо и органично раскрылся в образе героя-богатыря.
Анна Попова, актриса, сыгравшая роль Клани, жены Жаворонки, создала образ глубоко верующей женщины, смелой матери и преданной жены. Может, именно ее верой и молитвами каждый раз оставался в живых любимый муж…
В сериале очень ярко, талантливо и мощно проявили себя белорусские актеры, показавшие своей великолепной игрой достоверно и откровенно белорусский национальный характер во всех его особенностях и аутентичности. Например, Алешу в картине сыграл юный актер Максим Сапрыкин – очень старательно, предельно искренне. Да и все остальные актеры наши, белорусские – Игорь Денисов, Вячеслав Павлють, Руслан Чернецкий чего стоят!
О киноиндустрии
Артур Ильиных отметил: немалая заслуга в том, что сценарий смог воплотиться в кино, принадлежит компании «Белроскино», занимающейся производством телевизионных и кинофильмов.
– Эта компания уже много лет собирает и присматривает белорусских сценаристов и режиссеров, двигает наши проекты на многомиллионную аудиторию соседней страны. Благодаря их производству удаётся продвигать не только сценарии и фильмы, но и наших белорусских актеров, которые по профессиональному уровню и мастерству нередко по некоторым позициям даже превосходят зарубежных актёров! – высказывает мнение сценарист фильма. – Очень радует, что фильм, демонстрирующий на своем примере большой потенциал белорусской культуры, добился такого очевидного успеха. Я горд, что лично был знаком с Иваном Николаевичем Пташниковым: он читал первую версию сценария и одобрил его. Сейчас пишу сценарий еще по одной повести классика. Надеюсь, его судьба тоже будет счастливой.
Автор публикации: Инна Валевская.
Источник: Аргументы и факты