ГлавнаяНовостиНовости библиотек
5 книг, признанных лучшими за всю историю вручения Букеровской премии
Портал Национальной библиотеки Беларуси вошел в шорт-лист международного конкурса цифровых инноваций ООН

Как разные способы чтения влияют на структуру мозга?

Как разные способы чтения влияют на структуру мозга?
Другие новости

Международная группа ученых выяснила: это занятие повышает активность глубинных структур мозга. 17 его зон задействованы в процессе чтения.

Одни отвечают за зрительное восприятие, другие – соотносят звуки и буквы, третьи распознают смысл текста. Однако очень важно – что и как читать. Новации последнего времени, призванные вроде бы расширить восприятие, на самом деле могут сузить наши интеллектуальные возможности. Репортаж Юлии Казюковой.

Ребенка младше 5–6 лет учить читать рано – считает директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких. «Если человек испытывает стресс, особенно ребенок в процессе деятельности, это негативно влияет на развитие мозга и когнитивных функций. А в результате, мы тормозим и развитие чтения, и нарушаем функционирование мозга», – объяснила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

Физиологи доказали: измерение скорости чтения в школе, другие насильственные методы обучения – результат того, что читать стали меньше и хуже. По движению глаз при чтении научились определять, насколько это трудно. Взгляд хорошо читающего ребенка плавно движется по строке.

«Так выглядит процесс чтения у ребенка 4 класса, но плохо читающего. Мы видим фиксацию буквально на каждой букве. Мы видим многократные возвратные движения. Это все трудное чтение, сложное, не доставляющее радости и удовольствия, в состоянии стресса», – отметила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская считает: важно линейное чтение – от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.

«Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание – кое–что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, – он вам его не может пересказать», – объяснила нейролингвист, доктор биологических, доктор филологических наук Татьяна Черниговская.

Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны – предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.

«Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания – они будут думать только, на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли», –  рассказала Татьяна Черниговская.

Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное – иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.

Источник: Россия Культура

Новости

Небывалый аншлаг восьмиклассников ГУО «Средняя школа № 62 г. Минска» в зоне каталогов и картотек

26 Апр 2024

23 апреля для учащихся 8 класса СШ № 62 состоялся библиографический урок «Брестская крепость-герой» из цикла занятий  «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Сны о Беларуси в Национальной библиотеке

25 Апр 2024

25 апреля в библиотеке состоялось открытие выставки «Сны о Беларуси», приуроченной к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня рождения Василия Шаранговича.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик

25 Апр 2024

Культурно-просветительская акция «Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик», прошедшая 23 апреля, стала продолжением празднования Всемирного дня книги и авторского права в Национальной библиотеке Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Минская городская конференция «На фронте и в тылу:  женщины Великой Отечественной войны»

25 Апр 2024

Председатель первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» Национальной библиотеки Беларуси Наталья Есис приняла участие в Минской городской конференции «На фронте и в тылу: женщины Великой Отечественной войны» (19 апреля),  приуроченной к знаковой дате – 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Адам Шанявский и библиотечный фонд уездной школы Несвижа (последняя четверть XVIII в.)

25 Апр 2024

24 апреля на Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2024» в Москве главный библиограф отдела справочно-информационного обслуживания Ольга Полунченко представила доклад «Роль Адама Шанявского в организации библиотечного фонда Несвижской уездной школы (последняя четверть XVIII в.)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Военно-патриотический клуб «Честь» изучал деятельность НКВД, милиции и пионерии в 1941–1945 гг.

25 Апр 2024

22 апреля для учащихся военно-патриотического клуба «Честь» ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям