В ноябре поклонников графики и в частности творчества Валерия Слаука порадовало появление новой серии книг – «Дворец искусства» (и это не случайно, ведь все художники, творчество которых будет отражено на ее страницах, неоднократно выставлялись в главном храме искусства Беларуси).
Поспособствовало ее рождению Министерство информации Республики Беларусь, а открыло серию издание, посвященное лауреату многочисленных премий (премии профсоюзов Беларуси (1993), Государственной премии Беларуси (2001), специальной премии деятелям культуры и искусства (2018)) Валерию Петровичу Слауку. Книга вышла в издательстве «Беларусь» на трех языках – белорусском, русском, английском. Читатель найдет здесь уникальные портреты художника (не только фотографии, но и работу кисти Л. Щемелева), предисловия А. Карлюкевича и М. Борозны и четыре раздела: «Рисунки», «Офорты», «Иллюстрации», «Обложки». На презентации издания, прошедшей в книжном магазине «Светоч», директор издательства Сергей Пешин отметил: «К сожалению, далеко не все, созданное художником, смогли собрать: работы покидают пределы страны, но ведь фиксация должна происходить ради будущего». Сергей Владимирович назвал Валерия Слаука народным художником – ведь его произведения знают и любят даже те люди, «которые к искусству относятся свободно».
Не жалели добрых слов и остальные выступающие. Александр Зинкевич подчеркнул, что личность мастера, с произведений которого начали серию, ни у кого не вызывала вопросов, и назвал Валерия Петровича «Джорджем Лукасом белорусского искусства». М. Борозна констатировал, художественный мир Слаука настолько многогранен, что нельзя рассказать о нем простыми формулировками, даже и с точки зрения искусствоведения. А Р. Ситница пошутил, что ответ «У нас Слаук есть!» прекращает все споры об оправдании существования Союза художников.
Во время встречи В.П. Слаук ответил на наши вопросы.
– Валерий Петрович, как вошла книга в вашу жизнь и повлияла на судьбу?
– Мать была очень начитанным человеком. Сначала она читала мне вслух. После, чтобы от нее не зависеть, я стал учиться сам. И лет в шесть уже читал. Открывал целый мир, где было интересно существовать, – мир, в котором жили Буратино, Незнайка и другие любимые герои детских книжек.
Любил Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Когда оставался дома один по вечерам, начитавшись, боялся. Но, видимо, это развивает воображение. Ведь не пройдя через такое волнение, не приняв текст близко к сердцу, не станешь художником.
Мать работала уборщицей в школе в Коханово. Покупать книги возможности не было, зато из библиотеки можно было брать любую. Читал книги и из домашней библиотеки своей подруги-ровесницы, дочери директора школы. Запомнились сказки Братьев Гримм – большой фолиант с иллюстрациями Доре. Очень внимательно рассматривал людоедов, великанов и других сказочных персонажей. И стиль их исполнения вызвал почтительность и уважение навсегда.
После брат забрал нас на Урал, в Златоуст, я окончил там семь классов: город со смешанным населением – татары, русские (эвакуированы в войну с заводами). Промышленный город, памятник Павлу Аносову, который открыл потерянный секрет булатной стали. Одноклассником моим был сын главного хирурга, у них тоже была чудесная библиотека: энциклопедические издания, толстые тома, журналы: «Вокруг света», «Знание – сила», детские. Именно в журнале «Техника – молодежи» я впервые прочитал «Туманность Андромеды» и с тех пор увлекся фантастикой. Большое влияние оказала на меня и американская фантастика.
– А когда определились, что будете именно книжным графиком?
– Еще в школе у нас был хороший учитель рисования. Привлекали картины художника-фантаста Андрея Соколова: пейзажи Марса, Венеры. Они печатались в журнале «Огонек». Впоследствии художник с космонавтом Алексеем Леоновым создал серию работ. Но они были уже не такими интересными – их тематикой стала космическая техника. Кстати, в Америке процветало искусство комиксов, тема космоса у них хорошо разрабатывалась, с необычными персонажами – представителями других цивилизаций.
Если бы остался на Урале, поступил бы в художественное училище и изучал мастерство создания гравюры. Но мать плохо переносила климат, и мы вернулись в Беларусь. Здесь поступил в техникум механизации сельского хозяйства и даже успел год поработать в колхозе. Склонностей к этой работе у меня не было, ничего не получалось, и я с большим удовольствием пошел в армию. После армии попытался работать по специальности, но судьба распорядилась иначе: мои карикатуры опубликовал журнал «Вожык». И это подтолкнуло к конкретному шагу – получить художественное образование.
Ситуация была такая: в художественное училище принимали с неполным средним образованием, в институт – тех, кто уже имел определенную базу. Когда показал большую стопку своих рисунков, подбодрили, чтобы попытался поступать в институт. В конце экзамена надо мной наклонился Шарангович и предупредил: «Ты только никуда не уедь». И я понял, что поступлю. На третьем курсе выбрал специализацию «книжная графика». Через мои руки прошло много детской литературы.
– Какие из оформленных вами книжек особенно запомнились?
– Работал с издательством «Юнацтва». Все книжки помню. И дипломную работу «Удовін сын», которая была рекомендована к изданию и переведена на многие языки мира, даже на японский. И первый блин – комом: о пионерах, которые собирали металлолом и т.п. и белорусскую сказку «Піліпка-сынок», которая издана в двух вариантах – с корешком из ткани (подарочная) и как тонкая брошюра. И книжку «Купалінка: казкі, быліна» сказок дочери друга Есении Степановой, которая тогда была еще школьницей.
– По-видимому, самая знаменитая из иллюстрированных вами – энциклопедия белорусского фольклора «Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак». Как решали ее оформление?
– Материала было на 150 персонажей. В основе – сведения, собранные дореволюционными исследователями, рисунки. Но когда я начинал работать, старался забыть все, что знаю, и увидеть фольклорные персонажи так, как увидел бы их «некомпьютерный» человек, не знающий современных фильмов со спецэффектами.
– Что прочли в последнее время и посоветуете нам?
– Считаю, если книга достойна того, чтобы ее прочитать, то ее стоит приобрести. Недавно приобрел в букинисте «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1956) с иллюстрациями А. Каневского, сделанными во время войны, интересно было посмотреть, как в таких условиях работал человек. Мне нравятся произведения Макса Фрая и его страна Ехо, хотя написано это очень просто. Но друзья моих восторгов не разделяют. Да только я доверяю своему вкусу. Считал «Улитку на склоне» братьев Стругацких лучшим образцом отечественной и мировой фантастики. Как-то на глаза попался американский журнал с серьезным исследованием этого жанра – и выбранное мною произведение там тоже названо лучшим. В общем, все зависит от того, кто и как читает.
Автор публикации: Ольга Павлюченко.
Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.