ГлавнаяО библиотекеСтруктура библиотекиИдеология, социокультурная и издательская деятельностьНаучно-исследовательский отдел библиотековеденияОрганизация, проведение, координация научных исследованийНациональная библиотека Беларуси на рынке информационных продуктов и услуг: базы данных Национальной библиотеки Беларуси собственной генерации и их состояние (2006 г.).

Национальная библиотека Беларуси на рынке информационных продуктов и услуг: базы данных Национальной библиотеки Беларуси собственной генерации и их состояние

Процесс создания баз данных в Национальной библиотеке Беларуси (НББ) начат в 1993 году. В настоящее время в библиотеке существует определенное количество баз данных с различной степенью глубины раскрытия содержания документов (полнотекстовые, реферативные, библиографические, фактографические, графические, комбинированные). Создание баз данных на основе собственной коллекции документов позволяет библиотеке обеспечить своих пользователей новыми услугами (сервисом) и наработать свой электронный ресурс для обмена и продажи.

Являясь ведущим республиканским информационным центром, НББ должна быть наиболее чувствительна к изменениям, происходящими на информационном рынке. Поэтому необходимо было комплексное изучение роли и места НББ на рынке информационных продуктов и услуг. Причем при анализе данной проблемы необходимо было учитывать два аспекта. С одной стороны, следовало обратить особое внимание на тот факт, что библиотека является важным звеном в цепи автор – издатель – информационный посредник – читатель, тесно взаимодействует как с издателями, так и с потребителями информации, в связи с чем ей необходимо постоянно изучать как рынок производителей электронных информационных продуктов и услуг (его структуру и инфраструктуру), так и потребности своих пользователей для наиболее качественного и своевременного их удовлетворения. С другой стороны, НББ выступает в качестве производителя электронных информационных ресурсов. И для того, чтобы создаваемый ею информационный продукт был востребован, необходимо, чтобы он соответствовал мировым критериям качества. Для изучения этой проблемы было проведено социологическое исследование "НББ на рынке информационных продуктов и услуг: базы данных НББ собственной генерации и их состояние".

В результате было изучено, насколько стандартизирована процедура электронного представления информационных ресурсов, проанализирована целесообразность предоставление баз данных НББ в удаленный доступ, выявлена частота актуализации баз данных в условиях постоянно расширяющегося информационного потока, составлен рейтинг предоставляемых на основе баз данных услуг, проанализирован зарубежный опыт создания подобного рода информационной продукции.

Библиотекарям