ГлавнаяЧитателюЧасто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

  • Как работает библиотека?
    Библиотека работает по следующему графику:
    Понедельник – пятница: 10.00–21.00;
    Суббота, воскресенье: 10.00–18.00;
    Последний понедельник месяца – санитарный день.

    Летний график (1 июня – 31 августа):
    Понедельник – пятница: 10.00–20.00;
    Суббота: 10.00–18.00;
    Воскресенье – выходной день;
    Последний понедельник месяца – санитарный день.

    По отдельному графику работают:

  • Кто может записаться в библиотеку?
    Любой гражданин, достигший 14 лет и имеющий паспорт.
  • Какие документы нужны для записи в библиотеку?
    Документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь или удостоверение беженца. При записи желательно также предъявить:
    • билет учащегося – учащимся профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений;
    • студенческий билет – студентам высших учебных заведений;
    • диплом о присвоении ученой степени – научным сотрудникам.
  • Сколько стоит читательский билет?
    Cтоимость билета и его дубликата составляет 5 руб. 48 коп. Оформление производится бесплатно.
  • Может ли записаться в библиотеку ребенок?

    В библиотеку записывают с 14 лет при наличии паспорта.

    Ребенок в возрасте до 14 лет может записаться при наличии паспорта и на основании письменного обращения с места учебы, оформленного на фирменном бланке учреждения образования, с обязательным обоснованием необходимости пользования информационными ресурсами Библиотеки, а также в присутствии и с письменного согласия родителей или иных законных представителей.

  • Можно ли записаться в библиотеку, не имея минской прописки?
    Можно при наличии документа, удостоверяющего личность: паспорта, вида на жительство в Республике Беларусь или удостоверения беженца.
  • Можно ли записаться в библиотеку иностранному гражданину или лицу без гражданства?
    Можно при наличии документа, удостоверяющего личность: паспорта, вида на жительство в Республике Беларусь или удостоверения беженца.
  • Можно ли записаться в библиотеку по водительскому удостоверению?
    Нет, основным документом, необходимым для получения читательского билета, является паспорт.
  • Можно ли получить разовый читательский билет при отсутствии паспорта или документов, его заменяющих?
    Нет, в библиотеке не существует разовых билетов. Временный билет выдается пользователям, имеющим постоянный читательский билет, которым временно невозможно воспользоваться (например, билет забыт дома).
  • Каков срок эксплуатации читательского билета?
    При соблюдении правил эксплуатации читательского билета срок его действия составляет 5 лет.
  • Как поступать при потере читательского билета?

    В случае потери читательского билета необходимо:

    • сообщить об этом лично или по телефонам (8 017) 293 28 54, 293 25 84 для блокировки билета;
    • получить дубликат читательского билета, предъявив документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца), и заплатив стоимость билета. Номер читательского билета сохраняется.
  • Что делать, если я забыл пароль от учетной записи на портале nlb.by?

    Если вы забыли или утеряли пароль от логина на портале Национальной библиотеки, необходимо при входе на портал в окне «Вход в личный кабинет» перейти по ссылке «Забыли пароль?», ввести логин или e-mail и капчу. Гиперссылка для замены пароля будет выслана вам на e-mail.

    Помимо этого, восстановить учетные данные можно, отправив запрос по e-mail webmaster@nlb.by или позвонив по тел. (8 017) 293 25 51, 293 25 21.


  • Кому необходимо проходить перерегистрацию?
    В 2023 году в Национальной библиотеке Беларуси проходят перерегистрацию читатели, записавшиеся в 2006–2019 гг., согласно Порядку проведения перерегистрации для читателей Национальной библиотеки Беларуси.
  • Я иностранный студент. Могу ли я пользоваться услугами библиотеки?
    Да, в соответствии с процедурой записи. Для этого необходим студенческий билет и документ, удостоверяющий личность (паспорт).
  • Можно ли пройти в библиотеку с ребенком?
    Проходить в читальные залы библиотеки с детьми дошкольного возраста запрещается. Для детей в возрасте с 3 до 10 лет свои услуги предоставляет детская комната. Справки по телефону: (8 017) 293 25 34.

    Для посещения мероприятий социокультурного направления (художественные выставки, обзорная площадка и пр.) дети допускаются в Библиотеку только в сопровождении взрослых.
  • Можно ли пройти в библиотеку вдвоем по одному билету?
    Нет. В соответствии с п. 34 Правил пользования Национальной библиотекой Беларуси запрещается передавать читательский билет другим лицам и пользоваться читательским билетом других лиц.
  • Как попасть на экскурсию и посетить обзорную площадку?

    Экскурсии проводятся по предварительной записи по телефонам: (8 017) 293 28 53, 293 29 66. В период с 1 сентября по 31 мая запись по телефону производится по графику: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00; в летний период: понедельник – суббота с 10.00 до 18.00.

    Обзорную площадку можно посетить самостоятельно в соответствии с графиком работы (услуга платная).
  • Есть ли в библиотеке книги в электронном виде?

    В локальной сети библиотеки есть доступ к электронным базам данных, включающим статьи из периодических изданий, диссертации и авторефераты диссертаций, графические и аудиоматериалы, частично – книги. Оцифрованные копии изданий доступны для просмотра зарегистрированным читателям в здании библиотеки.

    При наличии читательского билета для удаленного доступа к приобретенным библиотекой электронным базам данных можно воспользоваться электронным абонементом.

    В настоящее время ведется работа по оцифровке библиотечных фондов.
  • Как подобрать литературу по теме?

    Оформить заказ на платную виртуальную услугу по составлению списка литературы по теме можно здесь

    Заказы принимаются также в читальном зале справочно-информационного обслуживания (2-й этаж, пом. 257). Стоимость одного библиографического описания документа, включенного в список, определяется прейскурантом. Оплата заказа производится после выполнения работы. Справки по e-mail sio@nlb.by либо по телефонам: (8 017) 293 27 40 (с 9 до 17 ч. по будням), (8 017) 293 27 38 (с 17 до 21 ч. по будням, с 10 до 18 ч. по выходным дням).

    Самостоятельно подбирать литературу по ключевым словам можно в электронном каталоге на интернет-портале или в читальных залах библиотеки.

    Обратившись в виртуальные справочные службы «Спроси библиотекаря» либо «Корунб: международная виртуальная справочная служба», можно бесплатно получить список литературы по теме (не более 10-ти наименований).

  • До какого времени можно сделать заказ на литературу «сегодня на сегодня»?
    Прием заказов «на сегодня» прекращается за час до закрытия библиотеки. Но заказы на последующие дни принимаются до окончания работы библиотеки.
  • Как долго выполняется заказ на литературу?
    Заказы выполняются в течение 30 минут.
  • Как уточнить наличие конкретного издания в фонде библиотеки?

    Наличие издания можно уточнить:

  • Можно ли заказать литературу через интернет-портал или по телефону?

    Да, можно заказать литературу на читальные залы через интернет-портал библиотеки (электронный каталог). Заказ литературы по телефону не осуществляется.

    Вы можете заказать цифровые копии фрагментов документов из фондов библиотеки и получить их на свой e-mail, воспользовавшись услугами службы электронной доставки документов.

  • В каком зале находится литература на иностранных языках?
    Литературу на иностранных языках необходимо заказывать на читальный зал, рекомендованный при записи в библиотеку.
  • Как узнать, какие журналы получает библиотека?
    В электронном каталоге библиотеки отражены журналы за период с 1918 года по настоящее время.
  • Какие газеты получает библиотека?
    Библиотека получает все газеты, выходящие в Беларуси. Кроме этого, можно обратиться к списку газет стран СНГ и дальнего зарубежья, поступающих в НББ.
  • Как узнать, когда и где был опубликован закон, указ или другой правовой акт?

    Справки и библиографические консультации правовой тематики можно получить:

  • Что мне делать, если в библиотеке нет нужной мне книги, статьи или другого документа?
    Необходимо обратиться в отдел межбиблиотечного абонемента и доставки документов. Телефоны для справок: (8 017) 293 27 14, 293 29 14, e-mail mba@nlb.by
  • Как оформить список литературы к диссертации, диплому и другой научной работе?

    Список литературы к диссертации оформляется в соответствии с образцами оформления библиографических описаний, приведенными на сайте Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь.

    В библиотеке проводятся бесплатные занятия по оформлению списка литературы. Занятия проходят в 17.00 в последнюю среду каждого месяца (2-й этаж, пом. № 257c). Справки по телефону: (8 017) 293 27 38.
  • Как уточнить библиографические описания источников в списке литературы к научной работе?

    Вы можете воспользоваться виртуальной платной услугой редактирования библиографического списка к научной работе либо при посещении библиотеки (с читательским билетом) заполнить соответствующий бланк заказа в читальном зале информационно-библиографического обслуживания (2-й этаж, пом. 257). 

    Срок выполнения заказа составляет от 2 рабочих дней (для небольших списков) до 2 месяцев (для списков к диссертациям) и зависит от объема списка, сложности работы, очередности поступления и загрузки библиографов. Просим учитывать это при оформлении заказа. Стоимость заказа определяется в соответствии с прейскурантом. Оплата услуги производится после выполнения работы. Справки по телефону: (8 017) 293 27 38.

    Самостоятельно уточнить библиографические описания источников можно с помощью электронного каталога библиотеки. С рекомендациями по самостоятельному оформлению списка можно ознакомиться по здесь.
  • Каков порядок предоставления электронной версии диссертации в библиотеку для получения справки в ВАК?

    В соответствии с пунктом 47 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 № 560) при принятии советом по защите диссертаций положительного решения по диссертации ее электронная копия в 10-дневный срок направляется в Национальную библиотеку Беларуси.

    Для получения справки в ВАК нужно в первые дни после защиты диссертации предварительно заказать ее по телефону (8 017) 293 25 86. Срок выполнения справки – до 3-х рабочих дней.

    При передаче диссертации необходимо личное присутствие соискателя для подписания согласия на обработку персональных данных и акта приема-передачи имущества. При себе иметь паспорт (и перевод паспорта – для иностранных граждан).

    Электронную копию диссертации просим предоставлять одним файлом (вместе с приложениями и актами о внедрении) в формате .pdf на оптическом носителе (CD-RW + конверт для диска).

    Дополнительная информация для соискателей ученых степеней размещена здесь.

    Подробную консультацию можно получить в секторе организационно-методического обеспечения формирования электронной библиотеки по телефону (8 017) 293 25 86.

    Режим приема соискателей:

    Понедельник – пятница: 09.00–16.30 (перерыв на обед 13.00–13.45).
    Суббота, воскресенье – выходные дни.
  • Каков порядок предоставления электронной копии автореферата диссертации в библиотеку?

    В соответствии с пунктом 43 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь не позднее чем за месяц до защиты диссертации в Национальную библиотеку направляется автореферат диссертации на бумажном и электронном носителях.

    Электронная копия автореферата диссертации может быть передана в библиотеку следующим образом:

    • направлена по электронной почте: press@nlb.by, press.nlb.by@gmail.com;
    • отправлена на CD- или DVD-диске по почте по адресу:
      Национальная библиотека Беларуси
      220114, г. Минск, просп. Независимости, 116, отдел формирования электронной библиотеки.

    Телефон для справок: (8 017) 293 25 86.

    Режим работы отдела:
    понедельник – пятница: 8.30–17.00 (перерыв на обед: 13.00–13.45);
    суббота, воскресенье – выходные дни.

  • Какой документ необходимо предоставить для обслуживания в зале диссертаций?
    Обслуживание в зале диссертаций ведется на основании читательского билета.
  • Можно ли пользоваться в библиотеке ноутбуком?
    Можно.
  • Существует ли в библиотеке подключение к Интернету через wi-fi?

    Подключение к Интернету по технологии Wi-Fi на территории библиотеки предоставляет РУП «Белтелеком». Доступ осуществляется бесплатно по запросу пользователя. В списке доступных сетей следует выбрать сеть NLB-WiFi и на открывшейся странице авторизации указать номер мобильного телефона пользователя, на который будет отправлено SMS-оповещение с кодом доступа к сети.

  • На каких условиях можно воспользоваться услугами Интернета?
    Интернет для читателей библиотеки предоставляется на бесплатной основе.
    Доступ осуществляется в каждом читальном зале на отведенных автоматизированных рабочих местах – с целью получения информации научного и образовательного характера. Общее время работы пользователя с интернет-ресурсами ограничивается режимом работы читальных залов библиотеки.
    Помимо этого, в библиотеке для читателей работает интернет-центр, предоставляющий возможность бесплатного доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам, представленным в сети Интернет, а также возможность работы с электронной почтой, социальными сетями и т.д.
  • Где можно научиться пользоваться ресурсами библиотеки?
    Индивидуальное консультирование читателей по использованию информационных ресурсов библиотеки проводится ежедневно в соответствии с графиком работы библиотеки в консультационном пункте (атриум 1-го этажа), зале каталогов (атриум 2-го этажа), а также в зале информационно-библиографического обслуживания (2-й этаж, пом. 257).
    О групповых обучающих занятиях по использованию информационных ресурсов библиотеки можно узнать здесь.
  • Какие услуги библиотека оказывает платно?
  • Можно ли сделать черно-белую, цветную ксерокопию, сканирование документов?

    Да, можно. Услугой по черно-белой ксерокопии, сканированию своих документов можно воспользоваться в пункте копирования, находящемся в центральном вестибюле, на 1-м этаже.

    При наличии читательского билета черно-белую и цветную ксерокопии и сканирование своих документов можно сделать в интернет-центре (2-й этаж, пом. 207f).

    Черно-белая ксерокопия, сканирование фрагментов документа из фондов библиотеки выполняется в пункте копирования в атриуме на 1-м этаже и в читальных залах. Цветную ксерокопию и сканирование фрагментов документа из фондов библиотеки можно сделать в зале документов по искусству (3-й этаж, пом. 306).

    Стоимость заказа определяется в соответствии с прейскурантом. Подробнее с правилами копирования информации можно ознакомиться здесь.

  • Можно ли сделать распечатку из «блокнота» или «архива пользователя»?
    Да, можно. Платной услугой по распечатке электронной информации из «блокнота пользователя» можно воспользоваться в любом читальном зале, кроме центрального подсобного фонда и выставки новых поступлений. Стоимость услуги определяется в соответствии с прейскурантом.
  • Можно ли осуществлять фотосъемку книг?
    Предоставление документов из фондов библиотеки для цифровой фотосъемки осуществляется на платной основе, согласно прейскуранту. Эта услуга предусмотрена не для всех изданий.
  • Можно ли копировать диссертации, защищенные в Республике Беларусь?

    Копирование полных текстов белорусских диссертаций не допускается. Копирование фрагментов белорусских диссертаций позволяется с целью последующего цитирования. Фрагменты рукописей диссертаций подлежат копированию только путем сканирования по предварительному заказу пользователя.

    Зал диссертаций расположен на 2-м этаже, пом. 205с, телефон для справок: (8 017) 293 27 20.
  • Можно ли распечатать информацию со своего электронного носителя?

    Распечатка информации с электронного носителя пользователя выполняется в пункте копирования в центральном вестибюле на 1-м этаже.

    При наличии читательского билета распечатать информацию с электронного носителя пользователя можно в интернет-центре (2-й этаж, пом. 207f).

    Стоимость услуги определяется в соответствии с прейскурантом.

  • Как передать (подарить) книги библиотеке?

    Библиотека принимает в дар любые книги. Принести литературу можно в пункт приема литературы на служебном входе в понедельник – четверг с 8.30 до 16.45, в пятницу с 8.30 до 15.30.

    По выходным дням с 10.00 до 18.00 и будням с 17.00 до 21.00 оставить книги в дар можно в информационном пункте, расположенном на 1-м этаже возле главного входа в библиотеку.

    Телефон для справок: (8 017) 293 25 20.
    E-mail: fond@nlb.by


Библиотекарям