ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Книжные клубы на мобильных устройствах
Всероссийский конкурс проектов «Пространство Библио»

О рифмованных пирожках и порошках

О рифмованных пирожках и порошках
Другие новости

Литература – как кошка, которую сбрасывают с балкона практичной современности, а она все равно приземляется на все четыре лапы... И продолжает ловить вдохновение.


Сколько было разговоров и споров о том, что Интернет убьет литературу, – а ведь это для нее всего лишь еще одна среда обитания! И чем далее, тем более интересно наблюдать, какие причудливые формы возникают в ней.

Пирожки, порошки

Ну, например, из последних трендов: пирожки и порошки. Нет, это не едят и не рассыпают. Это пишут и читают. Цитирую: «Пирожки – малый поэтический жанр, рожденный и процветающий в Рунете». Четверостишия, исполненные четырехстопным ямбом, строчными буквами без знаков препинания и дефисов. Количество слогов – 9-8-9-8.

висит на сцене в первом акте
бензопила ведро и еж
заинтригован станиславский
боится выйти в туалет

Разумеется, реализация любой формы в искусстве зависит от таланта исполнителя.

Так и здесь – от тупой шутки «ниже пояса» до интеллектуальной шарады. В вышеприведенном «пирожке» – аллюзия на высказывание великого писателя Чехова, что если в первом акте пьесы на стене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить.

После пресыщения «пирожками» появилась новая форма – «порошки», то же самое, только вторая и четвертая строки рифмуются, а в последней строке всего два слога:

ни на каштанку ни на тетку
не отзывалась эта мразь
лишь удалялась на болота
светясь

Как вам аллюзия на «Собаку Баскервилей»? Догадались? А чтобы понять следующий «порошок», нужно знать историю искусств:

пришел бетховену по почте
какой то странный коробок
с письмом дарю тебе нужнее
ван гог

Для тех, кто все же не «словил» смысла: композитор Бетховен был глух, художник Ван Гог однажды по непонятным мотивам отрезал себе ухо.

Цифровая поэзия

Стеб – главный «дух Интернета». Всякое явление, даже самое пафосное, найдет там кривое зеркальце свое. Даже такая вещь, как цифра. Сегодня это тренд: все оцифровать, звуки, картинки, информацию... Создать электронные библиотеки и виртуальные музеи. Умельцы Сети оцифровали стихи. Причем в прямом смысле. Понять их можно, только прочитав вслух и с выражением. Просто проговаривайте написанные цифры, и узнаете интонации известных поэтов. Например, Пушкина:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

А вот вашему вниманию Маяковский:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Прочитайте вслух – поймете! Это «цифровые стихи».

Поскольку всякий прикол доводится фанатами до абсурда, появляются, например, рецензии на цифровую поэзию: «Стихи молодого автора, несомненно, заслуживают самого пристального внимания критики, в них есть настоящее чувство, даже порыв – я имею в виду эти мятущиеся туда-сюда строки:

2 15 42
42 15

Чем хуже рецензий, что пишутся на «обыкновенные» стихи, и зачастую с той же «искренностью»? Жестокий намек на то, что критику можно писать, не читая книги, а общие гладкие фразы выдавать за аналитику.

Белорусский авангард

В последнее время и в нашем поэтическом пространстве появилось сразу несколько оригинальных проектов. Среди них визуально-поэтический проект поэта Артема Ковалевского и дизайнера Руслана Найдена «АКРЫ». Вот стихотворение «Дзясяты – Гамер»: мелким шрифтом столбиком написаны числительные от одного до девяти, затем крупным шрифтом – «Гомер». Смысл: и до Гомера были великие поэты, просто их имена остались неизвестными.

Книга «Лiра спiралi» Дмитрия Дмитриева – это тоже арт-объект, сборник «визуально-комбинаторной поэзии». Поэт Виктор Лупасин, когда-то писавший под псевдонимом «Ываноў», автор сонетного цикла «Аўтамабiлi СССР» и цикла «Галасы продкаў», лирические герои последнего – динозавры и прочие доисторические персонажи. Формы стихов – классические («Самы канец кайназойскае эры. Гомель. Зiма. Плейстацэн», «Як на Лысай гары Трое мамантаў, А на Белай гары Двое мамантаў» и т.д.). Лупасин, в одной из своих статей подсчитавший точное число жителей Беларуси, способных к пониманию поэзии (768 тыс.), недавно презентовал «друкапiс» «Мон Пэцiт Плэзiр», который «змяшчае творы 2000–2014 гадоў у рэчышчы куртуазнага маньерызму (апроч верша “Я”, напiсанага ў манэры алiмпiзму)».

Классика в Сети

Иногда Сеть популяризует не только что-то сиюминутное, но и дает новое дыхание классике. Например, сейчас самое популярное стихотворение в Рунете – «Не выходи из комнаты» Иосифа Бродского:

Не выходи из комнаты, не
совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты
куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все,
особенно – возглас счастья.
Только в уборную – и сразу
же возвращайся...

Произведение оказалось созвучным нынешним юзерам. Особенное родство усматривают с явлением «хикки», или хикикомори. Так в Японии называют молодых людей, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. О хикки сняты фильмы, написаны книги... Например, роман Харуки Мураками «Паразиты». Но Бродский, оказывается, был первым!

Девочки о поэзии

Есть один из интернетовских мемов: комментарии, которые пишут девочки на сайте стихов о любви. Имена известных поэтов им, как правило, ни о чем не говорят, поэтому читательницы запросто вступают в полемику с Жуковским и Надсоном и искренне поддерживают «молодого автора»: «Федя Тютчев – уважуха и респект! Молоца! Офигенный стишок!;)». На стихотворение Бальмонта «Я люблю тебя больше, чем море...» девочка отзывается: «Очень нежно не передать словами, это просто пение души! Я прошу мне оказать услугу – не бросай все, продолжай, пиши.:–)». Пастернаку дают советы, что добавить в стих, и желают «удачки». А стихотворение поэта XIX века Якова Полонского «Холодная любовь» вызвало целый шквал отзывов: «Здорово. Мальчишка талант.

Приятно, что и сильный пол увлекаеться поэзией!» (Здесь и ниже орфография оригинала – Л.Р.), «Малая: Замечательно, Полонский я добавляю тебя в список своих любимых авторов... У меня два любимых автора, теперь ты будешь третим и я буду твои стихи изучать и рассматривать на профисиональном уровне как критик».

Вот где «живая классика»! Так что никуда поэзия из нашей жизни не денется, даже если весь мир превратится в большую матрицу. Читайте и экспериментируйте!

Автор публикации: Людмила Рублевская.

Источник: газета «Советская Белоруссия», 26.07.2014.

Новости

Зал документов по искусству представляет: рубрика «Лица. Даты. События»

18 Май 2024

Ежегодно 18 мая более чем в 150 странах мира отмечается Международный день музеев, широко празднуемый и в нашей стране в рамках акции «Ночь музеев». С помощью постоянной рубрики «Лица. Даты. События», реализуемой в зале искусств (пом. 306), приглашаем познакомиться с книжной выставкой «По маршрутам белорусских музеев», посвященной отечественному музейному делу.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Главные в Беларуси – дети!

17 Май 2024

8 мая на базе ГУО «Средняя школа № 178 г. Минска имени Т.А. Лукьяновича» для учащихся 6–8 классов прошли презентация «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси о Великой Отечественной войне» и информационный час «Роль Героя Советского Союза Мамадали Топвалдыева в развитии партизанского движения на территории Беларуси» в рамках проекта «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Пионерский Слет «БРПО – территория возможностей»

16 Май 2024

16 мая в Национальной библиотеке Беларуси накануне Дня пионерской дружбы состоялось праздничное открытие Республиканского пионерского Слета «БРПО – территория возможностей».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям