ГлавнаяУслугиСоциокультурные услугиВыставкиКнижные выставкиВыставки 2010 годаПисатели – юбиляры 2010Поэт фортепьяно

Поэт фортепьяно

«Поэт фортепьяно»
юбилейная книжно-иллюстративная выставка
к 200-летию со дня рождения
Фридерика Шопена (1810–1849),
польского композитора и пианиста,
основоположника польской классической музыки

Ф. Шопена часто называли «музыкальным Гейне». Его певучие, задушевные ноктюрны, великолепные пламенные скерцо, торжественные полонезы, гордые и нежные мазурки... Этюды... Любимая форма Шопена – фортепьянная миниатюра... Немецкий композитор и музыкальный писатель Роберт Шуман, прослушав одно из первых его произведений, воскликнул: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!». Что же сформировало его музыкальный гений, предопределив судьбу композитора и его музыкальных произведений?

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 г. в местечке Желязова Воля близ Варшавы. Отец – выходец из французских крестьян, участник Польского восстания 1794 г.; мать – польская дворянка. Семья Шопенов жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем, а после рождения сына переехала в Варшаву. Польская земля стала колыбелью Фридерика, его непреходящей любовью. Детские и отроческие годы композитора пришлись на эпоху «бури и натиска», на эпоху революционного брожения. Это было время наполеоновской славы и трагического поражения. Безусловно, глубокое разочарование 1830-х годов, сменившее революционный подъем, сказалось на личности музыканта, на его творчестве.

Маленький Шопен рос в музыкальной атмосфере. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепьяно. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Первое выступление маленького пианиста состоялось в 7 лет. В это же время было издано одно из первых его сочинений – полонез для фортепьяно соль-минор. Исполнительский талант Фридерика развивался настолько быстро, что к 12 годам он не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может его научить.

Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование: свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, много читал. Тринадцати лет поступил в лицей. Успешно его окончив, приступил к занятиям в Высшей школе музыки. Здесь его образованием руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер, который очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. К этому времени Ф. Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его композиторский талант, о чем свидетельствуют два знаменитых концерта для фортепьяно с оркестром, сочиненные в 1829–1830 гг. Под впечатлением первого юношеского чувства любви к ученице Варшавской консерватории, молодой певице Констанции Гладковской Шопен сочинил одну из лучших своих песен «Желание».

В 1829 г. музыкант ненадолго ездил с концертами в Вену, где имел огромный успех. Всем стало ясно: Шопен должен отправиться в длительное концертное турне. Однако, сам маэстро не мог решиться на этот шаг, его мучили плохие предчувствия: казалось, что он покидает родину навсегда. Наконец, осенью 1830 г. Ф. Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Композитору было двадцать лет, счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд и успехов, закончилась. Он расстался с родиной навсегда. В это время было жестоко подавлено национальное восстание. Под впечатлением событий Шопен пишет «Революционный этюд» до минор, ставший вскоре знаменитым (одна из улиц в Варшаве называется Улицей Революционного этюда).

Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Сохранилось воспоминание Ференца Листа о его первом концерте, когда слушателей поразило своеобразное авторское исполнение. Выступая, Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепьяно с оркестром, рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». В 1834–1835 гг. великий пианист совершил турне по Рейну. С ростом популярности Шопена расширялся круг знакомых. В числе его друзей – венгерский композитор и пианист Ф. Лист, французские композитор Г. Берлиоз и художник Э. Делакруа, немецкий поэт Г. Гейне, польский поэт А. Мицкевич и многие другие известные деятели культуры. Но как бы интересны ни были его новые друзья, предпочтение он всегда отдавал своим соотечественникам. Именно благодаря исступленному драматизму «Конрада Валленрода» А. Мицкевича родились Первая и Вторая баллады Шопена.

Женщины многое значили в жизни Шопена, он был окружен ими с детства, но удержать подле себя ни одну из них ему не удалось. В 1837 г. композитор познакомился с французской писательницей Жорж Санд, имевшей скандальную репутацию. Уже в следующем году они уезжают на остров Майорка, где Шопен много работает над циклом прелюдий, завершающим романтический период его творчества. А в 1840 г. композитор пишет Вторую сонату си-бемоль-минор – одно из самых трагических своих произведений. Ее третья часть – «Похоронный марш» – и сегодня для нас символ траура. Роковым был конец этой любви: спустя десять лет после их первой встречи Шопен и Санд расстались.

Талант Шопена достиг вершины: издание произведений не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру – редким счастьем, доступным немногим. Из-под пера выходят произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Последние годы жизни великого композитора были печальны. Свой последний концерт в Лондоне Шопен дал в пользу польских эмигрантов.

Умер Ф. Шопен 17 октября 1849 г. от туберкулеза. Похороны были торжественными: лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Сердце великого сына Польши, по его завещанию, отправлено на родину, где бережно хранится в костеле Святого Креста.

Библиотекарям