ГлавнаяНовостиПроект «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности»
Памяти Галины Ивановны Антоновой
Меценатка и просветительница

Теревсат – страницы театральной сатиры: по материалам газет 1921 года

Теревсат – страницы театральной сатиры: по материалам газет 1921 года
Другие новости

Сто лет назад в Минске непродолжительное время работал Театр революционной сатиры. А первый на территории Беларуси Теревсат (1919–1920, Витебск) положил начало Московскому академическому театру имени Владимира Маяковского.

Смех, как орудие агитации, очень мощен.

Своей сатирой ядовитой
Приструнить всех[:] и стар[,] и млад[, –]
Вот идеал! К нему стремится
Наш долгожданный Теревсат.
П.П. Богданов. Звезда, 1921, 21 авг., с. 3.

Ярким событием театральной жизни Беларуси и России 1919–1922 гг. стали постановки театров революционной сатиры – теревсатов, как их сокращенно называли.

Идея принадлежала Михаилу Пустынину, возглявлявшему Витебское отделение Российского телеграфного агентства (РОСТА).

Рис. 1 Михаил Пустынин.jpg
Михаил Пустынин

Михаил (Герш) Яковлевич Пустынин (настоящая фамилия Розенблат) (1884–1966) – русский и советский писатель-сатирик, поэт, редактор, журналист.

В его задачи входила наглядная агитация – распространение плакатов. Но в прифронтовом Витебске остро ощущался «бумажный» голод. Список выпускаемых газет сократился до одного издания – «Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов». Чтобы не наступил и информационный голод, решено было «оживлять» сатирические плакаты и «сообщать» последние новости с помощью театральных постановок.

Так и возник самый первый Теревсат – в Витебске, в январе 1919 г. Руководителем стал артист Михаил Разумный.

Рис. 2. Гертруда Берг и Михаил Разумный 1954 г..JPG
Гертруда Берг и Михаил Разумный, 1954 г.

Михаил Александрович Разумный (1890–1956) – российский и американский режиссер-постановщик, актер театра, кино и телевидения, антрепренер.

Первые показы программы 6–8 февраля были оглушительно успешны: зрители пришли в восторг и провожали актеров бурными аплодисментами и криками.

В начале весны 1920 г. театру выделили отдельное помещение в здании кинематографа «Рекорд» – одного из первых кинотеатров в Витебске, открытого в 1905 г. (ныне – Дом кино).

Рис. 3. Кинотеатр Рекоорд - Дом кино в Витебске.jpg
Кинотеатр «Рекорд» – Дом кино в Витебске

А 15 апреля 1920 г. театр выехал в Москву на гастроли и после успешного выступления там и остался. М. Разумный набрал из местных актеров новый состав.

В Витебске на базе кинотеатра «Рекорд» начал действовать второй Теревсат, уже с постоянной труппой. Но и этот просуществовал недолго – всего до ноября 1921 г.

Существует легенда, что Марк Шагал участвовал в создании декораций к витебским постановкам Теревсата. Однако по уточненным данным, он готовил эскизы декораций к постановкам московского Теревсата.

Осенью 1921 г. здесь готовилась постановка пьесы Д. Смолина «Товарищ Хлестаков», перелицованной из «Ревизора» Н. Гоголя. По замыслу художник должен был подготовить 2 декорации и костюмы для 22 персонажей. Но спектакль из-за нехватки средств не состоялся, и Шагал, уезжая в 1922 г. за границу, увез эскизы с собой. В 1988 г. 23 из этих работ были переданы в Центр Жоржа Помпиду в Париже. Сегодня они представляют собой особую ценность: это единственная из сохранившихся до наших дней коллекция ранних эскизов художника к театральным постановкам.

Рис. 4. М. Шагал. Эскиз декорации к постановке Товарищ Хлестаков 19201921 г..jpg

В 1920–1921 гг. подобные театры появились во многих городах России, Беларуси, Украины (Калуге, Новороссийске, Грозном, Иркутске, Николаеве, Минске и других).

 Ставили они обычно одноактные комедии, сатирические сценки, тантамарески, «раешники», «балаганные» и «петрушечные» представления. Обычными героями становились руководители белогвардейского движения, интервенты – враги «внешние», и саботажники, бюрократы – враги «внутренние».

Рис. 5. Коллаж плакатов. Стихи В. Маяковского.jpg

Тантамареска – стенд с отверстием для лица, обычно в виде ростовой фигуры или хардпостера с отверстиями для лица, изображением персонажей в разнообразных позах и ситуациях с различными фонами. Тантамареска может быть выполнена в виде щита или каркаса, обтянутого холстом. В настоящее время используют для фотосъемки и/или рекламы.

Опыт витеблян переняли и в Минске – здесь в конце лета 1921 г. также был открыт Теревсат. Объявление было опубликовано в газете «Звезда»:

23 августа состоится открытие Театра революционной сатиры.

23 августа наша республика обогатится еще одним театром. Но этот театр не будет обычным, шаблонным. Нет! Это будет первая ласточка нового искусства – революционного искусства… <…>

Смехом скорее и больнее можно пронять обывателя и закомиссарившегося бюрократа.

В программу работ Теревсата входят постановки не только революцион[ной]. сатиры. В нем будут даваться агитационные, производственные пьесы и художественные миниатюры, так что репертуар Теревсата будет разнообразен.

Богданов П.П. К открытию Теревсата.
Звезда, 1921, 21 авг., с. 3.

Вскоре появился и отзыв на эту постановку:

<…> Одно ясно всем, кто был на первой постановке. Ничего плохого, ничего такого, что заслуживало бы порицания и критики с художественной или режиссерской стороны.

<…> вместе с популярностью и общедоступностью, он хлесток и язвителен, он бичует темные стороны советской действительности, он бичует и саботажника, и лентяя, и капиталиста, и спекулянта.

С этой точки зрения первая программа Теревсата достигла цели.

Все музыкальные и производственные номера первой программы поставлены хорошо, чувствовалась твердая, опытная режиссерская рука, умело руководившая постановкой. Среди исполнителей выделились тт. Базилевский, Эллис, Миронич, Бонч-Бучковская и Швейдель.

Следует отметить тщательную режиссерскую работу т. Базилевского и организационную работу тов. Явно, положивших немало сил энергии.

И пролетарское спасибо Политпросвету Белоруссии.

Теревсат: театр революционной сатиры в Минске.
Звезда, 1921, 25 авг., с. 4.

Что ставили дальше в этом театре?

Уже 2 сентября театр показывал следующую программу с постановкой комедии «Мужичок» в 2-х действиях, сатиры «Репка» в 1-м действии, а также отдельными номерами – лубками, частушками и пр. [2].

В рецензии на эту программу сказано следующее:

<…> Она также интересна и злободневна, как и первая. С интересом смотрится пьеса «Мужичек». Типичный образ разбогатевшего во время революции мужика дает Мирович. Оригинален Василевский.

Искренний, здоровый смех вызывает «Лубок».

Слаба пьеска «Репка».

Нужно устранить технические дефекты и не затягивать антрактов и почаще выводить Теревсат – на фабрики и заводы.

Теревсат.
Звезда, 1921, 4 сент., с. 3.

Состав театра с большим энтузиазмом отнесся к своему делу, выступали торжественно, с гимном и маршем театра.

Рис. 6. Спектакль Теревсата Звезда 1921 9 сент С. 4..jpg

Спектакль Теревсата.
Звезда, 1921, 9 сент., с. 4.

В следующих публикациях – краткие объявления о постановках одноактных пьес: «Ордер жилотдела», «Скверные типы», «Домком бедного Макара» и др. [7–13].

Своего помещения у театра не было:

Сегодня, в 9 час. вечера, в театре «Пролетариат» состоится спектакль Теревсат.

Теревсат: [объявление].
Звезда, 1921, 10 сент., с. 3.

Участь этого театра была такой же, как и других теревсатов. К весне 1922 г. большинство из них в связи с введением новой экономической политики (НЭПа) закрылось, часть перешла к другому репертуару.

Интересно то, что витебский Теревсат, оставшийся в Москве, дал начало новому театру – Московскому академическому театру им. В. Маяковского.

Здание театра, построенное в 1886 г., принимало именитых гастролеров из-за рубежа до 1920 г., когда здесь расположился Театр революционной сатиры (Теревсат), приехавший из Витебска. С 1922 г. он был преобразован в Театр революции, его руководителем стал Всеволод Мейерхольд. Впоследствии театр, один из самых старых и прославленных театральных коллективов Москвы и всей России, получил современное название.

Подобные театры малых форм часто возникали при местных отделениях РОСТА, ставили злободневные постановки. Выступая перед красноармейцами, рабочими, крестьянами, они служили своеобразными «устными» газетами. Их история насчитывает всего несколько лет: с 1919 по 1922 г.

Но дело сатиры продолжилось на эстраде, позже – и в театрах: Московском академическом театре сатиры (основан в 1924 г.), Ленинградском театре эстрады и миниатюр (основан в 1939 г.) и многих других. Обличающий «комиссар» смеха (Вестник театра, 1921, 5 апр., с. 9) и сегодня присутствует в нашем обществе.


Список источников:

  1. Богданов, П. П. К открытию Теревсата / П. П. Богданов // Звезда. – 1921. – 21 авг. – С. 3.
  2. Теревсат : театр революционной сатиры в Минске // Звезда. – 1921. – 25 авг. – С. 4. – О первой постановке.
  3. Теревсат // Звезда. – 1921. – 2 сент. – С. 4. – О второй программе.
  4. Теревсат / под крипт. Г. // Звезда. – 1921. – 4 сент. – С. 3. – О новых постановках.
  5. Спектакль Теревсата // Звезда. – 1921. – 9 сент. – С. 4.
  6. Теревсат : [объявление] // Звезда. – 1921. – 10 сент. – С. 3.
  7. В театрах : [объявление] // Звезда. – 1921. – 16 сент. – С. 4.
  8. Теревсат // Звезда. – 1921. – 18 окт. – С. 4. – О постановке одноактовых пьес «Ордер жилотдела» и «Скверные типы».
  9. Теревсат // Звезда. – 1921. – 13 нояб. – С. 4. – Об открытии зимнего сезона пьесой «В урочный час».
  10. Сегодня в театрах : [объявление] // Звезда. – 1921. – 17 нояб. – С. 4.
  11. Сегодня в театрах : [объявление] // Звезда. – 1921. – 25 нояб. – С. 4.
  12. Сегодня в театрах : [объявление] // Звезда. – 1921. – 27 нояб. – С. 3.
  13. Сегодня в театрах : [объявление] // Звезда. – 1921. – 1 дек. – С. 4.

Дополнительные источники:

  1. Этингоф, Г. На Кавказе. II. Грозненский «Теревсат» / Гр. Этингоф // Вестник театра. – 1921. – 5 апр. – С. 9.
  2. Окна РоСТА. Советский политический плакат [Изоматериал] : [альбом репродукций] / авт. текста и сост. А. В. Чистякова. – Л. : Аврора, 1981. – 20 л., 4 с. текста.
  3. Котович, Т. В. Театральная культура Витебщины XX века : монография / Т. В. Котович ; Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. – Витебск : ВГУ, 2009. – 180 с.
  4. Маяковский. Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета, 1919–1921 [Изоматериал] : [альбом / автор-сост. А. Морозов]. – М. : Контакт-Культура, 2010. – 95, [1] с.
  5. Chagall – modern master [Выяўленчы матэрыял] : [published to accompany the exhibition, Kunsthaus Zürich, 8 February – 12 May 2013, Tate Liverpool, 7 June – 6 October 2013] / Simonetta Fraquelli with contributions by Angela Lampe [et al.]. – Zürich : Kunsthaus Zürich ; Ostfildern : Hatje Cantz, 2013. – 196 c.
  6. Театр революционной сатиры в Витебске / Государственный архив Витебской области ; [сост.: А. В. Волкова и др. ; редкол.: В. П. Коханко, С. Н. Мясоедова, Т. М. Свистунова]. – Витебск : Витебская областная типография, 2018. – 299 с. 
  7. Шагал, М. З. Театр, 1920, ГТГ [Изоматериал] : [репрод.] / М. З. Шагал. – [Б. м.], [Б. г.]. – 1 л.

Ознакомиться с первоисточниками (газетой «Звезда» и другими изданиями) можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или приобретении электронного издания «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси или за ее пределами, но имевшие отношение к Беларуси.

Комплект дисков «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.» можно купить по подписке или в киоске, который находится на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.

Материал предоставлен информационно-аналитическим отделом.

Новости

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Международный семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны»

24 Апр 2024

22 апреля в рамках программы профессионального развития «Культурное наследие как основа межкультурного диалога. Стратегии сохранности в России и Беларуси» в Национальной библиотеке Беларуси состоялся семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Взгляд в вечность

23 Апр 2024

Юбилейная книжная выставка «Взгляд в вечность», посвящённая 90-летию со дня рождения белорусского ученого и литературоведа Владимира Михайловича Конана (1934–2011), проходит с 23 апреля по 20 мая в зале белорусской литературы (пом. 205).

Книжные выставки

Встреча с адвокатом о сдаче квартиры внаём без нарушения закона

24 Апр 2024

19 апреля в рамках программы «Библионочь-2024»  Национальной библиотекой Беларуси совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов была организована и проведена бесплатная тематическая встреча с адвокатом «Сдаём квартиру внаём без нарушения закона: особенности заключения договора найма».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям