«Спешите видеть!» «Кто хочет получить истинное удовольствие и наслаждение, пусть посмотрит бессмертное произведение». Именно так газеты побуждали зрителей к посещению кинотеатров.
Газеты столетней давности свидетельствуют, что жизнь Минска была не менее насыщенной, чем сейчас. Сам город, оказывается, был типичным европейским, многоязычным, поликультурным, он имел особую атмосферу, фольклор, свои традиции и одновременно был открыт всему новому. О манерах, моде и новых веяниях минчане узнавали не только из газет и журналов, но и из кинофильмов, демонстрировавшихся во вновь открытых в 1918 году кинотеатрах. Первым возобновил свою деятельность знаменитый минский кинотеатр «Иллюзион». Затем стали открываться остальные: «Эден», «Модерн», «Люкс». Конечно, им было далеко до современных, но они старались не отставать друг от друга и демонстрировали новинки зарубежной индустрии. Фильмы немого кино носили громкие названия: «Мертвые воскресают», «Таинственная рука шайки Фатмы» (компании «Gaumont»), «Мученица, или Чужая совесть», «Во власти смерти, или Невинно осужденный», «Моя жена – звезда», «Осада Карфагена» и др.
Кинопрокат появился на территории Беларуси еще в начале ХХ века. Первые демонстрации на территории современной Беларуси прошли в Гомеле в 1909 г., а в 1910–1912 гг. – в Витебске, Минске, Гродно и др. Первоначально кинодемонстрации проводились в разных местах, от сада до террасы кафе, однако довольно быстро начали возникать кинотеатры (иллюзионы), которыми служили большие помещения, иногда с оркестром или роялем, на котором аккомпанировали зрелищу. Демонстрации часто сопровождались декламациями, чтением лекций, танцами, пантомимами и даже варьете. Кинематограф быстро стал массовым и демократичным, обогнав по числу посетителей театр и даже цирк.
На страницах газет печатались многочисленные объявления-анонсы о кинофильмах, демонстрировавшихся в кинотеатрах: «Похитители бриллиантов», «Бандиты шайки мертвой головы», «Тайны Мадридского двора» и др.
Похитители бриллиантов [и др.]: электротеатр // Бобруйский голос. – 1918. – 1 мая. – С. 1.
Следует отметить, что изначально функция кинопроката была только развлекательная, а потом стала еще и информационной. Зрители на киносеансах получали сведения о происходивших в мире событиях, знакомились с культурой разных стран. Кинофильмы также повышали образовательный уровень населения, которое до революции было малограмотно.
В годы Первой мировой войны кинематограф Земсоюза работал на фронте. Вот как в газете «Вестник Комитета Западного фронта Всероссийского земского союза» (1917, 27 февр.) автор статьи описывает начало киносеанса:
«Трудно передать, с каким восторгом был встречен солдатами и их начальством кинематограф на фронте. В однообразную суровую обстановку фронтового быта вдруг ворвались искры веселого неудержимого смеха, острот и забавных чудачеств. И всего этого достиг своим появлением кинематограф служащих Земсоюза.
Мы торопимся и наскоро устанавливаем экран. Помещение офицерского собрания довольно обширное и в него быстро набивается до 600 человек солдат.
Пока наводится фокус, солдаты жадно вытягиваются и дивятся на апарат: «совсем как партновская машина». Некоторые около столика, на котором стоит апарат, стали на колени и внимательно следят за быстрыми движениями рук наводчика и разглядывают апарат.
Приготовления кончены. С напряженным вниманием солдаты сосредоточиваются на экране…»<…>
Очевидец. С кинематографом / Очевидец // Вестник Комитета Западного фронта Всероссийского земского союза. – 1917. – 27 февр. – С. 2–3.
У поклонников кино того времени были также свои кумиры. К их числу в первую очередь можно отнести актрису В. Холодную. Она снялась в 47 кинофильмах. Киноленты с ее участием пользовались огромной популярностью и в Беларуси. Объявление о демонстрации фильма с участием В. Холодной находим на страницах газеты «Гомельская жизнь» (1918, 11 янв.), «Оршанский вестник» (1918, 15 февр.).
Театр и зрелища // Гомельская жизнь. – 1918. – 11 янв. – С. 2.
Информация о демонстрации фильма «Почему я безумно люблю» с участием В. Холодной и др. в «Театре художеств».
В кинематографе // Оршанский вестник. – 1918. – 15 февр. – С. 1.
В послереволюционный период большое внимание уделялось пропаганде среди населения произведений киноискусства. После Октября кинопроизводство и кинопрокат перешли в руки государства: в 1918–1919 гг. все кинотеатры в Беларуси были национализированы. Большевики стремились использовать кинематограф в пропагандистских целях.
14 и 15 февраля 1918 г. «Утренняя Минская газета» напечатала сообщения о намерении реквизиции кинематографа:
Реквизиция кинематографов // Утренняя Минская газета. – 1918. – 14 февр. – С. 3.
К реквизиции кинематографов // Утренняя Минская газета. – 1918. – 15 февр. – С. 3.
Важной датой является 27 августа 1919 г., когда В.И. Ленин подписал декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения. За этим последовала национализация кинотеатров, частных киноархивов, специального оборудования и т.д. Руководство кинопроцесса и кинопрокатом перешло в распоряжение киноколлегии, превратившейся в губернскую кинофотосекцию. В рамках последней были открыты специальная прокатная контора и материальный состав для обслуживания уездных отделов народного образования Витебской губернии. Как отмечают историки кино, ситуация в Минске была гораздо худшей в связи с отсутствием руководящего органа, а также прочной материальной базы и др.
Интересно, что в Витебске национализация кинотеатров, всех частных фильмотек, кинематографического оборудования и материалов была проведена еще в январе 1919 г. С этого момента управление всей кинофототорговлей и прокатом фильмов в городе перешло в распоряжение местной киноколлегии, уже через несколько месяцев преобразованной в губернскую кинофотосекцию. Работа этой секции была плодотворной и имела хорошие результаты. Так, например, удалось создать значительный прокатный фонд фильмов для обеспечения не только Витебской, но и Могилевской, Смоленской губерний. Из этого же фонда осуществлялось обеспечение кинофильмами некоторых воинских частей Красной Армии и тыловых подразделений. Следует отметить, что около 25 % билетов на киносеансы распространялось бесплатно среди рабочих, красноармейцев и их семей.
Приказ № 13 о национализации кинематографа был напечатан в газете «Звезда» (1920, 24 авг.), а также в журнале «Школа и культура Советской Белоруссии» (1921, № 1–2).
А в марте 1920 г. газета «Беларусь», печатавшая объявления-анонсы, сообщала о прокате в минских кинотеатрах следующих фильмов:
Познакомиться с первоисточниками можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или при приобретении электронного издания «Становление белорусской государственности: по страницам белорусских газет 1917–1922 г.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси и за ее пределами, но имевших отношение к Беларуси.
Комплект дисков «Становление белорусской государственности: по страницам белорусских газет 1917–1922 гг.» можно приобрести по подписке или купить в киоске, расположенном на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.
Материал предоставлен информационно-аналитическим отделом.