ГлавнаяНовостиПортреты: история библиотеки в лицах
7 шедевров, недолюбленных читателями
Дом-музей Владимира Короткевича хотят создать в Рогачеве

Портреты: библиограф и исследователь литературы Дмитрий Давидовский

Портреты: библиограф и исследователь литературы Дмитрий Давидовский
Другие новости

Национальная библиотека – это место, где интерес представляют не только журналы и газеты, книги и гравюры, виниловые пластинки и видео-/аудиодиски, не только выставки, экскурсии, презентации книг и другие мероприятия, но и уникальные личности, которые здесь работают.

О наших библиотекарях и библиографах знают совсем не многие, но настало время исправить это. В новом цикле портретных зарисовок мы будем знакомить вас с нашими сотрудниками, которых вы можете встретить в стенах библиотеки.

Вот уже без малого 40 лет посетителей зала белорусской литературы приветствует Дмитрий Николаевич Давидовский. Кроме библиотечной работы, он занимается исследованием белорусской литературы и культуры. На его счету – не только литературоведческие публикации, но и (совместно с Рыгором Бородулиным) работа над изданием сборника произведений Владимира Дубовки.

Библиотека вчера и сегодня

Я пришел работать в Национальную библиотеку, тогда еще «Ленинку», в 1980 году по распределению. Сразу попал в хранилище белорусского отдела. По сравнению с нынешним зданием условия в здании на Красноармейской были не такими комфортными. Фонд у нас был на два миллиона единиц: журналы, газеты, книги с дореволюционного времени и по сегодняшний день.

С тех пор изменилось, конечно, многое. В хранилище освещение раньше… Что оно было, что не было – все одинаково. Зрение портили. Тем не менее читателей постоянно было много. Сейчас проблем с освещением даже в хранилище нет. О таких условиях, которые есть сейчас, мы даже не мечтали. Люди приходят и могут зайти в любую базу данных, посмотреть диссертации со всего мира. В справочном отделе раньше была только российская база. А сегодня человек приходит и открывает Кембридж, Оксфорд, все что угодно – пожалуйста. Теперь для исследователей возможностей очень много. Раньше этого не было.

К нам приходят такие мэтры!

Многие писатели – Рыгор Бородулин, Нил Гилевич, Иван Науменко, Арсений Лис, Михась Мушинский – не выходили из нашего белорусского зала. Было очень интересно работать. Историки Виталий Скалабан и Владимир Михнюк, литературовед Пётр Васюченко и многие другие исследователи также были нашими читателями. И сейчас большая часть сотрудников Национального архива – тоже наша клиентура.

Сюда до сих пор приходят писатели Владимир Липский, Кастусь Цвирка, историки Владимир Орлов, Геннадий Саганович и другие. Они остались верными нашему залу. Некоторые из них в этом здании были приписаны к научному залу, но все равно работают в нашем, белорусском.

О Бородулине и молодых писателях

В 1994 году я совершенно случайно познакомился с Рыгором Бородулиным, когда пришел на день рождения друга нашей семьи. После нашей первой встречи Рыгор Иванович поручил мне работу над составлением собрания сочинений Владимира Дубовки в четырех томах. Издание так и не вышло, и он корил себя за это, хотя в том не было его вины.

Бородулин для меня – крестный отец в литературоведении. Рыгор Иванович был настоящим интеллигентом. Когда началась моя работа над изданием Дубовки, он сразу сказал: без архива вы не обойдетесь. Поэт говорил со мной так, будто это мне принадлежали все его звания и награды. Даже замечания он делал очень деликатно, мягко, чтобы не обидеть собеседника. Таков был стиль его общения.

Многие люди благодаря ему вошли в литературу или остались в ней, оставив след в истории. Рыгор Иванович для многих стал крестным отцом, не только для меня. Я очень благодарен ему за это, потому что таких людей, как он, очень мало. После его ухода из издательства «Мастацкая літаратура» тот коллектив почти распался.

Если бы меня спросили, есть ли у нас сейчас авторы и литературоведы такого уровня, еще пару лет назад я бы сказал, что нет. Но сегодня начали появляться молодые талантливые писатели, прозаики. Их популяризирует журнал «Маладосць». Там проводят конкурсы, как в Беларуси в 1920-е годы. Таким образом дают раскрыться людям как творческим личностям, пусть и в качестве премии они получают только подписку на журнал. И вот сегодня «Маладосць» демонстрирует молодых талантливых переводчиков, поэтов, писателей. Заменят они того же Быкова или Бородулина – покажет время. Но они, безусловно, талантливы.

Библиотекари должны находить информацию даже в том источнике, в котором, на первый взгляд, ничего нет

Молодежь сейчас возвращается в библиотеки и к книге, потихоньку увеличивается количество посетителей. Молодые люди больше уделяют внимания интернету, социальным сетям, но и они начинают понимать, что всего в интернете не найдешь. Этот интернетовский бум потихоньку уходит. Чтобы найти оцифрованную дореволюционную книжку, нужно потерять очень много времени. А сюда придешь, минут двадцать подождешь – и ты ее получил.

Если меня пустить в хранилище, я найду то, что и не искал, потому что привычка интересоваться, совать везде нос со мной всю жизнь. Я двадцать шесть лет работал в хранилище, до сих пор хорошо помню весь фонд.

Для меня работа в библиотеке и научная деятельность очень взаимосвязаны. Попав впервые в книгохранилище, я увидел журналы «Маладняк» и «Узвышша». Они стоят здесь, у нас, в подсобном фонде, в полном объеме. Так же, как и довоенные, дореволюционные газеты с очень интересной информацией, которую нигде не найдешь, ни в каком интернете. Или те же памятные книжки по губерниям. Фонд нашего белорусского зала был очень богатый, насыщенный, что подталкивало к исследованиям и творчеству. А теперь и совсем хорошо: пришел в библиотеку, рядом через переход – Национальный архив. Все под рукой.

Исследовательские интересы помогают в профессии. Без углубленного подхода мы не сможем обслуживать читателя качественно. Если говорить о своих научных интересах, то часто какие-то вещи находятся во время библиотечной работы случайно.

Исследую творческую судьбу нашего известного художника Юделя Пэна

Моя мама училась в одном классе с внучатой племянницей Юделя Пэна Анной Герштейн. Та однажды позвонила нам и сказала о документальном фильме из серии «Обратный отсчет», посвященный Пэну. Фильм у меня вызвал больше вопросов, чем ответов. И мне захотелось все это исследовать. В национальном архиве нашел такие документы, которые я один видел, никто их до меня не брал в руки.

Благодаря исследованиям сейчас у меня о Пэне собралось около трехсот страниц. Готовится книга. Из этих страниц чуть меньше половины – документы из Национального архива. Начав, полагал, что о нем ничего нет... Иногда возвращаешься к документам, которые смотрел уже раза три, и видишь, что пропустил какие-то детали. Когда знания накоплены, совсем по-другому работает голова.

Планов у меня много. Сейчас я участвую в проекте, посвященном 100-летию «Маладняка». Нужно продолжать исследования, так как повторять уже написанную информацию – это не добросовестно. В поисках нового уточнили настоящий год рождения Дубовки: с 1900-го на 1901-й. Наверное, год рождения родители изменили для того, чтобы он мог пойти в школу в 5 лет, а тогда принимали в 6. Он был рослым, развитым, умел читать, и это было сделано, чтобы его приняли в первый класс.

Дед тоже работал библиотекарем, собрал большую коллекцию книг, спасал людей и руки имел золотые

5.jpgМои родители не были гуманитариями. Мать, Ирина Антоновна Голубович, посвятила себя медицине, прошла всю войну и встретила Победу старшей операционной медсестрой. В мирное время стала хирургом-онкологом. Отец, Николай Афанасьевич Давидовский, преподавал высшую математику в Институте механизации сельского хозяйства (ныне – БГАТУ). А вот мой дед, Антон Людвигович Голубович, стал библиотекарем в тяжелое послевоенное время. Узнал я об этом, уже как пришел на работу в библиотеку. Мне хотелось работать с книгой, изучать новое благодаря ей. Где это легче делать? Здесь, в библиотеке.

Библиотечной коллекции, которую собирал мой дед, я уже и не видел, она была утрачена. Я узнал о ней от матери. Это была коллекция книг издательства Брокгауза и Эфрона, знаменитый энциклопедический словарь, полные собрания сочинений Пушкина, Тургенева, Коллекция была ценной, около пятисот изданий. Кроме русскоязычных книг, были и польскоязычные. Моя мать в детстве дома говорила по-польски, на улице со своими друзьями – по-белорусски.

Дед работал главным инженером спиртзавода в Минске, война застала его в Белостоке, в служебной командировке. Во время войны он помогал оружием партизанам и подпольщикам, а также медикаментами, бинтами. Спасал людей от облав и в цистернах из-под спирта, и в картофелехранилище. Интересная судьба.

Даже по сей день в музее Якуба Коласа хранится мебель, сделанная моим дедом. Ведь в тяжелые времена он перебивался временными заработками. Руки у него были золотые, он все мог сделать. Бацькі Давідоўскага.jpg

Родители Дмитрия Давидовского

У меня была очень хорошая учительница

От учительницы белорусского языка и литературы Василевской Софии Александровны мы знали в 1970-е годы о литературном процессе межвоенного периода. Она нам советовала прочитать Владимира Дубовку, Тодора Кляшторного, всех наших талантливых молодых литераторов. Учительнице мы внимали так, что на ее уроках было слышно, как летит комар.

Что еще меня поразило: на выпускном балу она подошла к моей матери и сказала: «Вот попомните мое слово, он будет писать». И это в 1976 году! Так все и сбылось.

Записала Яна Полещук.

Дмитрий Николаевич Давидовский родился 2 февраля 1958 г. в Минске. В 1980 г. окончил Минский институт культуры (сейчас – Белорусский государственный университет культуры и искусства) и начал работать в отделе белорусской литературы и библиографии Государственной библиотеки БССР имени В.И. Ленина. Сегодня работает ведущим библиотекарем отдела обслуживания специализированными документами Национальной библиотеки Беларуси. Автор многочисленных статей на литературоведческие темы, а также краткого жизнеописания Владимира Дубовки и комментариев к его Собранию сочинений в 2 т. (Минск: Лимариус, 2017). Женат, имеет дочь и сына.

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Лучший молодой специалист учреждения культуры

16 Сен 2019

14 сентября во время праздничных мероприятий, приуроченных ко Дню города Минска, состоялось торжественное награждение победителей районного этапа конкурса «Лучший молодой специалист года».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Ко Дню библиотек: пять книгохранилищ, придуманных белорусскими писателями

15 Сен 2019

Хранилища книжной мудрости существовали в Беларуси еще со времен Евфросинии Полоцкой. Легендами овеяны книжные собрания Тышкевичей, Сапег, Радзивиллов, Хрептовичей... Впрочем, не только владельцы усадеб и дворцов причастны к развитию библиотечного дела.

Новости библиотек

Подарок библиотеке от художника-графика Сергея Волкова

12 Сен 2019

11 сентября состоялась встреча делегации специалистов библиотеки с художником-графиком Сергеем Волковым, в рамках которой в фонд библиотеки были переданы оригинальные рисунки к знаменитым изданиям для детей.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111