14 февраля исполняется 110 лет со дня рождения Виталия Константиновича Цвирко (1913–1993), народного художника, чьи произведения являются ценным достоянием европейской пейзажной живописи.
Только наедине с природой можно почувствовать ее сердце.
В. Цвирко
Виталий Константинович Цвирко родился в Гомельской области, в селе Радеево Буда-Кошелёвского района, в семье учителей. Сельские пейзажи, семейные занятия рисованием, организованные отцом, многочисленные репродукции известных картин, богатая домашняя библиотека оказали значительное влияние на формирование эстетических взглядов будущего творца, пробудили неиссякаемый интерес к красоте белорусской природы, стремление стать художником.
После переезда семьи в Минск Виталий учился рисованию у М. Станюты и А. Тычины. Интересно, что одним из своих первых учителей в искусстве он считал молодого соседа «дядю Кондрата» (К. Атраховича), будущего известного поэта Кондрата Крапиву. В. Цвирко вспоминал: «Кондрат Кондратович значительно углубил мои познания в рисунке. Мало кто знает, что он владел талантом художника».
После окончания школы юноша продолжил образование на живописном отделении Витебского художественного техникума (1929–1932), где данный природой художественный талант совершенствовался под руководством известных белорусских художников И. Ахремчика, Л. Лейтмана, Ю. Хрусталева, В. Руцая и др. Вернувшись после учебы в Минск, В. Цвирко преподавал рисунок и живопись в педагогическом училище и 25-й общеобразовательной школе. В то же время он активно занимался творчеством, участвовал в художественных выставках, где обратил на себя внимание интенсивностью и свежестью цветовой гаммы своих картин.
Автопортрет Портрет жены
С женой и дочерью
Желание углубить художественное образование привело В. Цвирко в 1935 году в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, где ему посчастливилось учиться у известных русских пейзажистов С. Герасимова, Г. Ражского, Б. Иогансона, И. Грабаря и др. В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд. Несмотря на трудности военного времени, студенты продолжали обучение под руководством своих преподавателей. В Самарканде Виталий успешно защитил сюжетно-тематическую дипломную работу (1942), написал цикл этюдов, передающих своеобразность и неповторимость узбекского пейзажа: «Самарканд», «На ослике», «Узбекский мотив», «Утро в кишлаке», «Узбекский дворик» и др.
Узбекский дворик
В 1944 году молодого выпускника художественного института за выдающиеся творческие успехи приняли в члены Союза художников СССР.
В этом же году В. Цвирко вернулся в Минск, где выполнил по заказу Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны серию пейзажей, связанных с военными событиями, а также портреты героев партизанского движения.
Н.Л. Правильщикова Н.П. Скоромник
Эта работа стала свидетельством зрелости его мастерства и многогранности таланта. Художнику одинаково были подвластны самые разные жанры – пейзаж, натюрморт, тематическая живопись, портрет, а также различные техники – масляная живопись, темпера, акварель. В первые послевоенные десятилетия В. Цвирко написал ряд исторических и бытовых тематических картин «Непобедимый», «Восстание рыбаков на озере Нарочь», «Сельский учитель», «Жизнь возрождается»; пейзажи «Март», «Март. Холодный день», «Около мельницы», «Потоп в Минске», «Запад», «Окрестности Минска», «Вечерний мотив».
Восстание рыбаков на озере Нарочь
Около мельницы. Полдень
Пейзаж оставался жанром, в котором наиболее полно раскрылись лучшие стороны таланта В. Цвирко, и тема белорусской природы постепенно стала преобладать в его творчестве. Художника привлекали как чистая, нетронутая природа, так и признаки современности, меняющие привычный первозданный пейзаж. Множество неповторимых и в то же время легко узнаваемых уголков родного края запечатлены мастером: березовая роща, бескрайние плодородные поля, лесные поляны, деревушки в талом снегу, знойное лето... Его пейзажные полотна составили своеобразный живописный эпос белорусской земли. «Логойское сказание», «Лепельская сюита», «Родной край», «Моя земля», «На озере Свирь», «Припять», «Утро на Двине» – в этих произведениях художник стремился выявить типичные признаки природы, в яркой живописной форме воплотить красоту просторов родной земли, сохранить ее романтический образ.
На озере Свирь
Припять
Родной край
Логойское сказание
Живописный стиль В. Цвирко уверенно формировался как стиль свободного, широкого обобщения, выявления главного, живописного, эмоционально многозначного. Вершины этого он достиг в работах 1967–1970 годов, посвященных Принёманью: «Коложа. Церковь ХІІ века в Гродно», «На Нёмане», «Ганча – земля партизанская», «На красной горе», «Весна. Грачи прилетели». В этом цикле художник создал особый авторский стиль, который считается новаторским подходом к пейзажной живописи последней четверти ХХ века. Он включает отличную формальную композицию, построенную на цветовых контрастах, чрезвычайно широкую манеру письма, избегающую всего второстепенного и незначительного. Произведения зазвучали как настоящие эпические поэмы, переведенные на язык современной белорусской живописи.
Ганча – земля партизанская
На красной горе
Весна. Грачи прилетели
В жизни Виталия Константиновича Цвирко сочетались незаурядный талант, успех и официальное признание. Он был секретарем, а позже председателем правления Союза художников БССР, ректором Белорусского государственного театрально-художественного института (ныне – Белорусская государственная академия искусств), имел звание народного артиста БССР, лауреата Государственной премии БССР за серию пейзажей «На белорусской земле», награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, золотой медалью ВДНХ СССР, почетными грамотами Верховного Совета БССР, медалью Франциска Скорины.
Зимка
Припять. Весна
Наследие художника – пейзажи, натюрморты, тематические картины, портреты – известно далеко за пределами Беларуси. По мнению белорусского искусствоведа Б. Крепака, «Виталий Цвирко... создал особый, неповторимый национальный образ белорусской земли, не имеющий аналогов в истории нашей живописи, укрепил мысль о том, что прочтение окружающего мира также безгранично, как безграничны человеческие чувства и любовь к Отчизне».
Информацию о жизни и творчестве художника можно найти в онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях», библиографические сведения о работах мастера и публикациях о нем – в электронном каталоге Национальной библиотеки Беларуси.
В слайдере:
- Белорусский пейзаж
- Апрель. Колхозная весна
- Натюрморт с зеркалом
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.<