2 мая исполняется 80 лет со дня рождения Петра Константиновича Паршина (1943–2021), известного белорусского художника и талантливого педагога.
Пётр Паршин родился 2 мая 1943 года в Челябинске. В этом городе окончил среднюю школу и был призван в армию. В 1965 году поступил в Государственный театрально-художественный институт (ныне – Белорусская государственная академия искусств), где учился у известных мастеров белорусского изобразительного искусства И.О. Ахремчика, Н.М. Воронова, Х.М. Лифшица, В.А. Громыко. В 1972 году под руководством заслуженного деятеля искусств Беларуси П.С. Крохалёва завершил обучение, защитив дипломную работу «Буеристы».
После окончания института молодой художник остался в Минске, и с этого времени его жизнь и творчество были навсегда связаны с Беларусью. Он сразу влился в культурную жизнь республики, активно участвуя в художественных выставках, выполняя авторские проекты художественного оформления выставочных экспозиций ряда культурно-просветительских и образовательных учреждений страны. Позднее Пётр Паршин включился в процесс популяризации белорусского искусства за рубежом. Его работы экспонировались на многочисленных международных выставках в Германии, Польше, Литве, Франции, Швеции и др. странах. В совокупности за всю свою творческую жизнь мастер стал участником более 60 художественных выставок различного уровня, в том числе двух персональных.
Творческий диапазон художника разнообразен: будучи последователем реалистического искусства, он плодотворно работал в жанрах портрета, пейзажа, тематической картины, натюрморта. Созданные произведения отличает высокое композиционное качество, безупречная культура живописного решения, глубокое понимание сущности живописи. Источником вдохновения стали красота белорусского края, его люди и природа.
Безымянные высоты Лепельщины. 1981. Холст, масло
Молчаливый разговор с вечностью. 2005. Холст, масло
Едва ли не центральное место в творчестве мастера занимает пейзаж. Создавая работы этого жанра, художник решал различные пластические задачи: от картин монументально-эпических, сложных по композиционному построению («Безмолвный разговор с вечностью», «После грозы», «Наследие», «Сенокос», «Родные просторы» и др.), до сугубо лирических («Голубое ожерелье весны», «Ноктюрн», «Осень в Вязынке», «Полесская деревня», «Весна на Свислочи» и др.) и камерных («Начало весны», «Розовый день», «Пейзаж с лошадками», «На водопое» и др.). Искренность мироощущения, поэтичность восприятия, наблюдательность, обостренное чувство красоты – особенности таланта Паршина-пейзажиста. Все картины этого жанра проникнуты любовью к белорусской земле, согреты душой художника, тонко чувствующей различные состояния природы.
Голубое ожерелье весны. 2008. Холст, масло
На водопое. 2005. Холст, масло
В тематических картинах («Буеристы», «Кинопередвижка в деревне», «Предание о Святом озере», «Под мирным небом», «Утро», «Воскресение в Раубичах», «Юность Есенина», «Осенняя прогулка» и др.) ярко проявляется философский склад ума автора, способность передавать ощущения убедительно, точно и талантливо.
Кинопередвижка в деревне. 1980. Холст, масло
Предание о Cвятом озере. 2013. Холст, масло
Натюрморты отличаются разнообразием тем и предметного содержания: цветы, дары природы, предметы домашнего обихода («Городские цветы», «Натюрморт с сиренью», «Грибы», «В мастерской художника», «Натюрморт с карпами», «Художникам, не вернувшимся с войны» и др.). Этот жанр являлся для П.К. Паршина своеобразной лабораторией. По его собственному определению, натюрморт – это «своего рода оселок для оттачивания мастерства».
Натюрморт с сиренью. 2007. Холст, масло
Натюрморт с рыбами. 1999. Холст, масло
Создан художником и ряд портретов, в которых он тонко передает духовный мир натуры, каждый раз находя новые живописно-пластические решения. Герои портретной живописи – преимущественно люди, с которыми автор был хорошо знаком: его родные и друзья, студенты и педагоги («Портрет Марины», «Натали», «Очарованная осенью», «Теннисистка», «Портрет Вальжины» и др.).
Зачарованная осенью. 2008. Холст, масло
Портрет Марины. 2008. Холст, масло
Работы художника воспринимаются как часть истории изобразительного искусства республики. Многие из них находятся в Национальном художественном музее, фондах Белорусского союза художников, галереях Минска, частных коллекциях в Беларуси и зарубежных странах.
Талант живописца в сочетании с большим практическим опытом позволили П.К. Паршину стать прекрасным педагогом. Вначале он преподавал в Минской детской художественной школе № 1, позже – на кафедре эстетического образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Как педагог Пётр Константинович мастерски выявлял в учениках творческое начало, умел доносить свой опыт, создавать атмосферу для формирования настоящей творческой личности. Он воспитал десятки талантливых творцов, которые реализовали себя в самых разных областях искусства.
На протяжении своей педагогической деятельности П.К. Паршин неоднократно награждался грамотами, дипломами и благодарностями Министерства культуры Республики Беларусь, управления культуры Мингорисполкома, Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. За активное участие в развитии молодежного экологического движения «Земля – наш дом» отмечен Благодарностью Национальной академии наук. Является автором ряда учебно-методических комплексов и учебных программ по преподаванию дисциплин эстетического цикла.
Стремление к совершенствованию, настойчивость, активность – эти черты характера Петра Константиновича Паршина нашли яркое проявление в его многогранной деятельности. Он был открыт миру, умел ценить жизнь и слушать свое сердце.
Дополнительную информацию о жизни и деятельности П.К. Паршина можно найти в онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях» и электронном каталоге Национальной библиотеки Беларуси.
В слайдере:
- Автопортрет. 1973. Холст, масло.
- Весна в деревне. 1981. Холст, масло.
- Март. Солнышко. 1983. Холст, масло.
- Ноктюрн. 2004. Холст, масло.
- Теплый вечер. 2011. Холст, масло.
- Утро Свято-Елисаветинского женского монастыря. 2012. Холст, масло.
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.