21 декабря исполняется 130 лет старейшему белорусскому композитору Николаю Аладову. Человек широких гуманитарных знаний и творческих интересов, педагог и ученый, он оставил наследие, многие жанровые и стилевые особенности которого определили путь развития национальной музыки ХХ века.
Николай Ильич Аладов родился в Санкт-Петербурге 21 декабря 1890 г. в семье чиновника. В девять лет мальчик стал обучаться музыке, а уже через два года начал пробовать свои силы в композиции. Большую роль в формировании его музыкальных вкусов, наклонностей, приобретении технических профессиональных навыков сыграл педагог – композитор и этнограф Яков Васильевич Прохоров. Благодаря занятиям с ним юноша сдал в 1910 г. экстерном экзамены за полный курс композиторского факультета Петербургской консерватории. Завершив обучение, молодой музыкант работал частным преподавателем музыки, аккомпанировал сольным и коллективным выступлениям, после событий 1917 г. стал учителем в трудовой школе Петрограда.
Через два года молодой композитор переехал в Казань, где жил и трудился четыре года. Вначале он работал музыкальным инструктором клуба Казанского союза кооператоров, затем пианистом в Театре миниатюр, учителем пения в детдоме. В 1922 г. Н.И. Аладов устроился преподавателем на этнографический факультет Восточной консерватории, где проводились исследования чувашских и марийских народных песен. Здесь помимо сочинения собственных произведений занимался научной работой по сохранению творчества малых народов Поволжья.
Благодаря успехам в научной деятельности Н.И. Аладов был приглашен в 1923 г. на работу в Московский государственный институт музыкальной науки. Здесь он стал членом Белорусской песенной комиссии, которой предстояло обработать и представить широкой аудитории лучшие образцы белорусских народных песен.
В 1924 г. Н.И. Аладова пригласили на преподавательскую работу в Белорусский государственный музыкальный техникум (ныне Минский государственный колледж имени М.И. Глинки). С этой поры Беларусь стала для Николая Ильича вторым домом. Композитор вошел в историю развития белорусской музыкальной культуры как один из организаторов профессионального музыкального образования в БССР. В техникуме он преподавал теорию музыки, а позднее возглавил учебную часть. С 1932 г. продолжил педагогическую деятельность в Белорусской государственной консерватории.
В годы Великой Отечественной войны Н.И. Аладов был эвакуирован в Саратов, где продолжил обучать музыке в местной консерватории. Но даже суровые условия не смогли остановить вдохновение мастера. Здесь он создает драматическую симфонию-балладу «В суровые дни», симфоническую поэму «Из дневника партизана», различные песни и романсы. Вернувшись в 1944 г. в освобожденную столицу он был назначен директором Белорусской государственной консерватории, которой руководил до 1948 г.
За время педагогической деятельности Николай Ильич воспитал многих известных музыкантов. Его учениками и слушателями были известные композиторы А. Богатырев, И. Кузнецов, В. Оловников и др.
Композитор совмещал преподавание в консерватории с многогранной творческой деятельностью. Он один из основоположников симфонического, камерно-инструментального, камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки. Композитор прекрасно знал белорусский фольклор, мастерски обрабатывал его, придавая новое звучание (специалисты отмечают использование народно-песенных интонаций в тематике фуги и других полифонических форм). Своеобразностью жанрового решения отличается опера «Тарас на Парнасе» (1927), написанная по мотивам белорусских анонимных поэм «Тарас на Парнасе», «Энеіда навыварат» и поэмы В. Дунина-Марцинкевича «Гапон».
Творческий путь композитора длился более 60 лет. Для его произведений характерны симфоничность мышления, широкое использование средств полифонии, программность, национальная самобытность. Стремление осмыслить и передать в музыкальных образах современную ему действительность определило главный вектор творчества мастера. Например, опера «Андрей Костеня» (1947, постановка 1970), написанная по либретто П. Глебки, посвящена теме партизанской борьбы в годы Великой Отечественной войны. Написанные 10 симфоний – своеобразная энциклопедия жизни советского периода, где нашли художественно-обобщенное воплощение очень значимые события в жизни народа, действительность в самых разных ее проявлениях. Музыкальные образы динамичны, отличаются гармоничной остротой, тембровой красочностью. Композитор написал более 30 симфонических произведений: сюиты-фантазии, симфонии, сюиты, увертюры, поэмы, вариации. Он автор опер, кантат, вокальных циклов на стихи белорусских поэтов.
Одновременно с творческой и педагогической деятельностью Н.И. Аладов вел большую общественную работу. С 1932 г. был членом Союза композиторов БССР, с середины 1930-х гг. – членом его правления, а в 1949–1950 гг. являлся председателем правления. Композитор награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1970), орденом «Знак Почета» (1948) и медалями. В 1955 г. ему было присвоено почетное звание Народного артиста БССР. Имя Н.И. Аладова носит Минская музыкальная школа № 2. На доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска. Одна из улиц Минска названа в честь Н.И. Аладова и его супруги – искусствоведа А.В. Аладовой. В 1981 г. был снят фильм «Старейшина белорусской музыки».
Сведения о произведениях композитора, а также о литературе, посвященной ему, можно найти в электронном каталоге библиотеки, биографические материалы – в онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях» и Национальной базе данных авторитетных/нормативных записей.
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.