6 января исполняется 110 лет со дня рождения белорусского композитора Льва Моисеевича Абелиовича (1912–1985). Его разнообразная по жанрам, богатая по содержанию и средствам выразительности музыка является значительным вкладом в белорусское искусство.
Лев Моисеевич Абелиович родился 6 января 1912 г. в Вильне в семье служащего. Родители дали своему сыну возможность получить среднее и музыкальное образование, поступить на юридический факультет Виленского университета. Однако на стадии подготовки диплома Лев принял решение уйти из университета. Главной причиной являлась любовь юноши к музыке, к которой был искренне и крепко привязан. Он очень увлекался белорусскими, литовскими, польскими песнями, музыкой Чайковского и Рахманинова, Бетховена и Шопена, читал книги о знаменитых композиторах. В 1935 г. Лев Абелиович стал студентом Варшавской консерватории. Его целеустремленность, талант, настойчивое желание творить позволили одновременно обучаться на фортепианном факультете и в классе композиции ведущего профессора консерватории К. Сикорского. Среди студенческих работ Л. Абелиовича – романсы, фортепианные произведения, Увертюра для симфонического оркестра.
После воссоединения Беларуси он смог переехать в Минск. Работая педагогом музыкальной школы, одновременно продолжал музыкальное образование в классе композиции Белорусской государственной консерватории, которую окончил в 1941 г.
В начале Великой Отечественной войны молодой композитор был мобилизован в ряды Советской армии: учился в школе артиллеристов, служил в полковом ансамбле, около двух лет был помощником наблюдателя в аэрогеодезическом отряде. В 1944 г. по вызову комитета по делам искусств при СНК БССР Л.А. Абелиович переехал в Москву. Работал одновременно хормейстером в коллективах художественной самодеятельности и педагогом по классу фортепиано в музыкальной школе, продолжая совершенствовать свое профессиональное мастерство как композитор в классе профессора Московской государственной консерватории Н.Я. Мясковского. Созданные в этот период скрипичные пьесы Л. Абелиовича имели большой успех. По мнению Д. Ойстраха, в камерных сочинениях мастера – струнном квартете, сонатах для фортепиано, Сюите на белорусские народные темы, романсах и песнях – проявились присущие молодому автору мастерство, знание инструмента, художественный вкус.
По возвращении в 1951 г. в Минск начался новый этап в жизни и творчестве Л.М. Абелиовича. Успешной и плодотворной была его работа в вокальных жанрах. Интерес к национальному песенному фольклору, творчеству белорусских поэтов (М. Танка, Я. Коласа, А. Бачилы и др.) проявился в хоровых поэмах a capella. Среди камерно-инструментальных, камерно-вокальных и хоровых сочинений 1950-х гг. настоящим шедевром стали Ария для скрипки и камерного оркестра и Третья соната для фортепиано.
В 1960-е гг. Л.М. Абелиович создал четыре симфонии. В них проявились характерные драматургические приемы и наиболее близкие композитору принципы симфонизма. Премьера Первой симфонии состоялась в марте 1962 г. на IV съезде композиторов БССР.
В 1970–1980 гг. наряду с крупными оркестровыми и камерно-инструментальными сочинениями композитор уделял большое внимание жанру романса. В этот период им созданы оригинальные романсы на стихи Я. Коласа, Тётки, А. Пушкина, Ф. Тютчева и др.
Лев Моисеевич Абелиович – один из тех людей, кто пережил войну. Поэтому неудивительно, что основная тема его творчества – ненависть к тем страшным событиям. Память о перенесенных страданиях, жертвах фашизма, героизме нашли глубокое отражение в цикле пьес для фортепиано «Фрески», вокальных циклах «Военные баллады» и «Партизанские баллады», Второй симфонии.
Музыка Л.М. Абелиовича приобрела известность не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Он был признан одним из ведущих композиторов страны, в 1963 г. стал заслуженным деятелем искусств СССР, в 1972 г. награжден орденом «Знак Почета», почетными грамотами Верховных Советов БССР и СССР. Произведения композитора входили в репертуар ведущих коллективов и исполнителей республики.
Творчество композитора оказало значительное влияние на формирование музыкальной культуры Беларуси. Его произведения и сегодня не перестают удивлять высоким профессиональным мастерством, искренностью чувств, яркой художественной самобытностью. Информацию о жизни и деятельности выдающегося композитора можно найти в электронном каталоге Национальной библиотеки Беларуси и онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях».
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.