ГлавнаяНовостиПо страницам белорусского календаря
Поздравляем с 85-летием ветерана Национальной библиотеки Беларуси Светлану Николаевну Ковязину!
С Новым годом и Рождеством Христовым!

К 250-летию одного из старейших театров Беларуси

К 250-летию одного из старейших театров Беларуси
Другие новости

Вспоминаем еще об одной славной дате белорусского календаря, юбилей которой отмечался в прошлом году. 250 лет тому назад состоялись первые постановки в Слонимском театре Огинского, уникальном явлении, оказавшем огромное влияние на развитие театральной культуры нашей страны.

По традиции в последние дни уходящего года мы оглядываемся назад, анализируем, подводим итоги и смотрим в будущее. Белорусский календарь – 2021 был богат на памятные и юбилейные даты, посвященные знаковым событиям в истории нашей страны, выдающимся людям, оставившим яркий след в науке, национальной литературе, культуре, искусстве. В 2021 г. среди новостных сообщений рубрики «По страницам белорусского календаря» были материалы, посвященные: 280-летию со дня рождения основоположника фармацевтических наук в Беларуси и основателя Гродненской медицинской академии Ж.-Э. Жилибера; 240-летию со дня рождения издателя и книготорговца Ю. Завадского; 190-летию композитора М.К. Ельского; 160-летию «патриарха белорусоведения» Е.Ф. Карского; 150-летнему юбилею этнографа и фольклориста И.А. Сербова; 140-летию со дня рождения первого президента Белорусской академии наук В.М. Игнатовского; юбилеям целой плеяды писателей (М. Чарот, К. Крапива, В. Вольский, И. Шамякин, И. Мележ, В. Витка, Э. Ожешко) и многих других. Эти новостные материалы направлены не только на сам факт юбилея, сколько на популяризацию фондов, электронных информационных ресурсов, издательской продукции Национальной библиотеки Беларуси, а также информационной продукции других библиотек, архивов, музеев и т. д.

Завершая рубрику «По страницам белорусского календаря – 2021», мы предлагаем остановиться еще на одном юбилее уходящего года – 250-летии Слонимского театра Огинского, началом деятельности которого многими исследователями принято считать 1771 год.

Slonimski-teatr-2.jpg

Создание крупнейшего культурного центра на территории Беларуси во второй половине XVIII в. связано с именем Михаила Казимира Огинского (1728–1800), государственного деятеля Речи Посполитой, композитора, поэта, мецената. Представитель древнего магнатского рода Огинских занимал должности великого литовского виночерпия (1744–1748), вольного литовского писаря и генерал-майора литовских войск (1748–1764), воеводы виленского (1764–1768), гетмана великого литовского (1768–1793). С юности изучал музыку и изобразительное искусство. Был неплохим живописцем-любителем и виртуозным музыкантом. Играл на скрипке, арфе, клавикорде и кларнете (несколько уроков игры на скрипке взял у известного итальянского маэстро Джованни Баттиста Виотти).

В 1764 г. Михаил Казимир Огинский получил титул виленского воеводы и ряд имений. Город Слоним, в котором с 1761 г. он был старостой, являлся ценной частью приданого его жены, Александры Сапеги. По инициативе и на средства Огинского в 1767–1783 гг. была осуществлена прокладка через полесские болота двух дорог-трактов (Пинск – Слоним, Пинск – Волынь) и знаменитого канала, который соединил бассейны Балтийского и Черного морей. Канал стал для всего Полесья поводом для гордости и фактором экономического роста. В 1768 г. на месте старого замка Сапег Огинский построил великолепный дворец, в архитектурный ансамбль которого вошли манеж, театр, оранжерея, а также типография, парк, дома для придворных и гостей, другие постройки. Однако любимым детищем великого гетмана литовского стал Слонимский придворный театр, на сцене которого работали профессиональные итальянские, французские, польские оперные и драматические актеры, художники, крепостной балет и хор.

С 1776 г. М.К. Огинский, постоянно находясь в своей резиденции в Слониме, занялся грандиозным строительством нового здания театра («Дома оперы»). Театр был возведен из камня с черепичной крышей в стиле итальянского барокко примерно в 1775–1781 гг. по проекту и под руководством итальянского зодчего и театрального художника Иноченца Мораина и представлял собой массивное прямоугольное здание с двухцветным залом и глубокой сценой с примыкающими к ней двумя флигелями. Располагалось оно между дворцом и отводным каналом, тянущимся от Щары. Вероятно, зал был двухъярусным, наподобие остальных театров в магнатских усадьбах Беларуси.

Slonimski-teatr.jpg
Слонимский театр князя Михаила Казимира Огинского
(рисунок-реконструкция В. Гриневича). Фото из открытых источников

Побывавшие там отмечали, что по роскоши и великолепию Слонимский театр мог стать гордостью любой европейской столицы. Согласно сохранившимся описаниям, в нем было 27 лож на обоих ярусах. Самой красивой была центральная – украшенная орнаментальным бордюром и увенчанная картушем с королевским гербом. По центру к потолку крепилась роскошная хрустальная люстра, по бокам размещались многочисленные потолочные и настенные светильники. Общая вместимость зала составляла около 1 000 человек (кстати, это практически сопоставимо с вместимостью нашего Национального театра оперы и балета с его 1 200 зрительских мест). Через высокую дверь зритель заходил в партер, а в обе стороны из зала шли деревянные лестницы к ложам.

Однако главным достижением Слонимского театра была сцена. Ее механика, размеры и возможности просто поражали. Сцена была приспособлена для барочных балетов и опер с сюжетами сценических превращений, в которых могли быть задействованы сотни актеров и статистов. Большая сцена была сконструирована по последнему слову техники и позволяла воплощать самые сложные спектакли и балетные постановки, театрализованные конные баталии и водные феерии. Для придания волшебства действу специальные лампы освещали водное пространство, кулисы, а также два бьющих фонтана на сцене, что позволяло усилить впечатление от устраиваемых феерий. Дополнительную эффектность постановкам придавала сложная машинерия, которая находилась под помещением театра и позволяла внезапно появляться и исчезать персонажам, быстро менять декорации и т.д. В летнее время значительная часть сцены затапливалась водой из канала и перед зрителями плавали настоящие, а не бутафорские лодки. Предусматривались даже фонтаны с подсветкой бенгальскими огнями. Поддержанием технических систем театра на должном уровне занималось большое количество театральных машинистов, декораторов, архитекторов и пиротехников. Кроме того, в штате числились портной, парикмахер, суфлер, плотник, швейцар, два специалиста по обслуживанию паркетных полов, два гардеробщика и мастер по фейерверкам.

Slonimski-teatr-3.jpg
Канал Огинского в Слониме. Начало ХХ в. Фото из открытых источников

В театре ставился типичный европейский репертуар того времени, сопоставимый с репертуаром музыкальных театров Милана, Вены, Парижа, Мангейма, Штутгарта и др. По сохранившимся документам известно, что в репертуаре были заявлены 61 опера, 18 балетов (10 из них незавершенные), 3 музыкальные комедии. Это 82 спектакля, поставленных приблизительно за 15–20 лет (в среднем по шесть постановок в год). Даже по современным меркам это весьма солидный репертуар.

Но главной гордостью великого гетмана был оркестр. Все исполнители у Огинского были на контрактах и регулярно получали жалованье. На первых порах на рубеже 1774–1775 гг. оркестр в Слониме насчитывал 12 исполнителей. Но уже в 1776 г. численность музыкантов в оркестре увеличилась до 53 исполнителей. Мало кто в то время мог себе позволить такой состав музыкантов. Более того, при театре была открыта музыкальная школа для подготовки певцов и музыкантов, в дополнение ‒ классы фортепиано. Кроме музыки и пения, здесь обучали счету и письму. В штате состоял и учитель итальянского языка, работавший как с оперными примами, так и с артистами хора.

Наряду с оперой и симфонической музыкой с июня 1777 г. Огинский начинает развивать при своем театре балет. Сначала это была небольшая группа (4 мужчины и 4 женщины), но совсем скоро количество артистов балета превысило 20 человек. А в 1781 г. при театре была открыта балетная школа, которая размещалась в отдельном здании, оборудованном репетиционными залами и учебными классами. Сами ученики проживали в специально построенных для этой цели домах. К 1785 г. в школе проходили хореографическую подготовку уже 18 учащихся. После окончания обучения молодые артисты составили основу балетной труппы театра.

Таким образом, к началу последнего десятилетия XVIII в. Слоним стараниями Михаила Казимира Огинского превратился в один из крупнейших музыкальных центров Восточной Европы с блестящим оркестром, выдающейся оперной труппой и прекрасным балетом. По свидетельству современников, Слонимский театр много работал и были месяцы, когда спектакли шли каждый день. Слоним в те времена называли «Полесскими Афинами», куда в праздничные дни съезжались люди искусства и их поклонники, богатые шляхтичи со всего края.

Но раздел Речи Посполитой не обошел Слоним стороной. Город с небывалой скоростью начал приходить в упадок. Оркестр, оперная и балетная труппы были расформированы. Обезлюдел и опустел дворцовый комплекс, постепенно превращаясь в руины. Последние годы своей жизни М.К. Огинский провел в своей резиденции под Варшавой. Однако созданный им Слонимский театр по-прежнему рассматривается как уникальное явление, оказавшее огромное значение на развитие профессионального театрального и музыкального искусства Беларуси.

Slonimski-teatr-4.jpg

В современном Слониме в память о деятельности Михаила Казимира Огинского на здании Слонимского драматического театра установлена мемориальная доска (скульптор Л. Богдан, 2014). А в ноябре 2019 г. в центре Слонима торжественно был открыт памятник.

Slonimski-teatr-5.jpg

Подробнее о расцвете и закате «Полесских Афин» можно почитать в замечательной книге историка искусства, музееведа и мецената Анджея Цехановецкого «Мiхал Казiмiр Агiнскi i яго сядзiба музаў», изданной в 1961 г. на немецком языке (в переводе на белорусский язык издана в 1963 г. и переиздана в 2006 г.). Книга уникальная, поскольку представляет собой исследование, основанное на неизвестных ранее архивных материалах.

Обратившись к Электронному каталогу библиотеки, можно узнать и о других изданиях по данной теме. Полезной будет и информация в онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях».

Обращаем также внимание пользователей на доступное в сети Интернет видео «Михаил Казимир Огинский. Служение музам» (автор сценария Т. Сухоцкая, режиссер-постановщик А. Лескин).

Научно-исследовательский отдел библиографии, предоставляющий материалы для рубрики «По страницам белорусского календаря», поздравляет коллег и читателей Национальной библиотеки Беларуси с наступающим Новым 2022 годом. Желаем всем благополучия и здоровья, новых и удивительных открытий, увлекательных путешествий по страницам богатой и порой неизведанной истории нашей страны.

Новости

Минская городская конференция «На фронте и в тылу:  женщины Великой Отечественной войны»

25 Апр 2024

Председатель первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» Национальной библиотеки Беларуси Наталья Есис приняла участие в Минской городской конференции «На фронте и в тылу: женщины Великой Отечественной войны» (19 апреля),  приуроченной к знаковой дате – 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Адам Шанявский и библиотечный фонд уездной школы Несвижа (последняя четверть XVIII в.)

25 Апр 2024

24 апреля на Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2024» в Москве главный библиограф отдела справочно-информационного обслуживания Ольга Полунченко представила доклад «Роль Адама Шанявского в организации библиотечного фонда Несвижской уездной школы (последняя четверть XVIII в.)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Военно-патриотический клуб «Честь» изучал деятельность НКВД, милиции и пионерии в 1941–1945 гг.

25 Апр 2024

22 апреля для учащихся военно-патриотического клуба «Честь» ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Международный семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны»

24 Апр 2024

22 апреля в рамках программы профессионального развития «Культурное наследие как основа межкультурного диалога. Стратегии сохранности в России и Беларуси» в Национальной библиотеке Беларуси состоялся семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям