Национальная библиотека Беларуси не только сохраняет книжное наследие, но и внимательно следит за тем путем, который проходит отечественная литература. Мы предлагаем и вам присоединиться к этому интересному делу и познакомиться с нашим обзором книг по теме.
Алег Лойка. Займальная літаратура (Мінск: Літаратура і Мастацтва, 2009).
Кажется, само название книги уже подсказывает потенциальному читателю, о чем пойдет речь. Но каждый в своей жизни когда-то листал «Увлекательную математику», «Увлекательную химию» и другие подобные издания и осознавал, что действительно «увлекательными» они будут только для давних поклонников определенной науки. Маловероятно, что большое количество людей захочет узнать, как с помощью игры теней сделать фотографию цыпленка в яйце... Но «Займальная літаратура» – это книга не только для литературоведов. Возможно, еще в школе вам объяснили, почему Кондрат Крапива взял такой псевдоним, а вот знаете ли вы женский псевдоним Максима Богдановича? Разобрались ли когда-то в том, почему белорусскую литературу называют молодой? Помните секреты ритмики? Если нет – это книга для вас. Да и показать свой интеллект, вспомнив интересный факт о литературе, гораздо проще, чем рассказав о фотосинтезе...
Адам Глобус. Партрэты (Мінск: Галіяфы, 2014)
Вы знаете, какой портрет считается у художников наилучшим? Тот, который привлекает деталями, живостью и неповторимостью. Мы воспринимаем жизнь через мелочи, от них зависит наше настроение, ощущение каждого человека как «своего» или «чужого». Поэтому и «Партрэты» дают о писателях и литературе намного больше информации, чем научные статьи, так как каждый из них – сохраненный автором, осознанный через собственную жизнь, созданный с помощью мелких деталей. Собрав их вместе, можно стать частью творческой личности, о которой идет речь. Правдивая книга о человеке, рассмотренного через творческую призму мировой литературы, заставляет читателя задуматься о том, что «няма шамякінскага сэрца на далоні разумнага доктара, які спадзяецца выратаваць чалавека. Ёсць свіфтаўскія людзі на далоні. Дробныя нікчэмнасці з пазітыўнымі тварыкамі танчаць на пляскатай далоні манітора ды папіскваюць пра свае правы і памоўчваюць пра свае абавязкі». А литераторы – люди катарсиса. Может, стоит поучиться у них?
З росных сцяжын. Аўтабіяграфіі пісьменнікаў Беларусі (Мінск: Літаратура і Мастацтва, 2009)
К сожалению, большинство писателей-классиков остается в памяти человека только через короткие, наполненные штампованными «родился», «написал», «награжден» биографиями из школьных учебников. А кто скажет о том, что есть писатели живые, есть писатели современные, есть писатели среди нас? Только сам писатель и скажет... Сборник автобиографии современных литераторов – это откровения авторов о своих сильных и слабых сторонах, теплых воспоминаниях о первых шагах в профессию (а вы убедитесь, что литератор – это действительно профессия!), отношениях с другими, не менее интересными, писателями... А сколько улыбок подарит издание! Чего только стоит исповедь Геннадия Авласенко: «Але вось парадокс. Наколькі мне падабалася літаратура, настолькі я не любіў урокі мовы (і рускай, і беларускай). Дыктанты я пісаў заўжды не вышэй за "траяк” (а здаралася, і ніжэй), па сачыненнях у мяне заўжды былі дзве вельмі розныя адзнакі (да прыкладу: пяць/тры). Да гэтага часу магу зрабіць у тэксце элементарную граматычную альбо арфаграфічную памылку (дзякуй хатняму камп’ютару, які мне іх паказвае, на жаль, пакуль што толькі ў рускамоўных тэкстах)».
Максім Клімковіч. Сцэнарый смерці (Мінск: Мастацкая літаратура, 1994). Ролан Барт еще в 1967 году категорично утвердил смерть автора в европейской литературе (если сказать просто, то он сформулировал принцип, что каждый художественный текст не нужно связывать с жизнью человека, который этот текст создал). С тех пор всё литературоведение разделилась на 2 лагеря: сторонников авторов живых и произведений с авторами умершими. Но это все – фигуральные понятия. Максим Климкович рассказывает о смерти в самом прямом смысле этого слова. Автор умер. Один из авторов. Казалось бы, это просто детектив. Компания литераторов и их близких собирается весело проводить время, однако отдых прерывается новостью об убийстве одного из них... Какое это имеет отношение к литературному процессу? Познакомьтесь с произведением – и все поймете, так как «усе хрэстаматыі нашай літаратуры змесцяць гэтую дату як пачатак легенды жыцця і смерці святога пакутніка, нацыянальнага гонару»...
Віктар Марціновіч. Ноч (Мінск: Кнігазбор, 2018)Антиутопия – жанр достаточно привлекательный как для автора, так и для читателя. Автор имеет возможность создать собственную модель существования общества после конкретного события (чаще, конечно же, катастрофы), а читатель может одновременно осознать глобальные проблемы и наполниться оптимизмом, так как живет все же не в то время, которые так тщательно вырисовывает писатель. Безусловно, в этой категории «451°по Фарингейту» Рэя Брэдбери до нашего времени остается произведением уникальным и непревзойденным. Но и Виктор Мартинович прекрасно понимает, что анекдот про умнейшую поисковую систему («Я могу найти всё», – сказал Google. – «Я самый главный в мире», – прокричал Intеrnеt. – «Ну-ну...» – тихо проговорило электричество) может стать совсем не смешным на планете без света. И только настоящий библиофил сможет показать важность книги своему современнику (и даже заработать на этом неплохие деньги) и преодолеть все жизненные трудности.
Васіль Дранько-Майсюк. Пясняр (Альманах "Тэксты", № 5, 2014. Мінск: Галіяфы).
Казалось бы, что пьеса о Владимире Мулявине мало касается литературного процесса, однако стоит только полистать текст Василия Дранько-Майсюка, как в глаза сразу бросятся имена знакомых всем белорусских писателей: Якуба Коласа, Янки Купалы, Максима Богдановича, Тётки. И вот уже становится понятным, что Песняр – образ собирательный, он не касается только одного лица. Наши Песняры – это те, кто воспевает родную Беларусь. Их сложные взаимоотношения, вопросы реализации творческой личности, стремление быть ближе к своему читателю – все исследуется автором деликатно, только подсказывая своему читателю направление самостоятельного поиска, а не давая ему ответов. После прочтения пьесы возникает желание поближе познакомиться со знаменитыми деятелями белорусской литературы и увидеть то, что не дается в сухих биографиях.
Автор публикации: Бажена Ганушкина, отдел связей с общественностью Национальной библиотеки Беларуси.