ГлавнаяНовостиНовости Национальной библиотеки Беларуси
Проект «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности»
Как памятник Пушкину стал памятником Монюшко

Произведения для тех, кто (не) интересуется литературным процессом

Произведения для тех, кто (не) интересуется литературным процессом
Другие новости

Национальная библиотека Беларуси не только сохраняет книжное наследие, но и внимательно следит за тем путем, который проходит отечественная литература. Мы предлагаем и вам присоединиться к этому интересному делу и познакомиться с нашим обзором книг по теме.

Алег Лойка. Займальная літаратура (Мінск: Літаратура і Мастацтва, 2009). 05.02.2019_Творы для тых, хто (не) цікавіцца літаратурным працэсам.jpg

Кажется, само название книги уже подсказывает потенциальному читателю, о чем пойдет речь. Но каждый в своей жизни когда-то листал «Увлекательную математику», «Увлекательную химию» и другие подобные издания и осознавал, что действительно «увлекательными» они будут только для давних поклонников определенной науки. Маловероятно, что большое количество людей захочет узнать, как с помощью игры теней сделать фотографию цыпленка в яйце... Но «Займальная літаратура» – это книга не только для литературоведов. Возможно, еще в школе вам объяснили, почему Кондрат Крапива взял такой псевдоним, а вот знаете ли вы женский псевдоним Максима Богдановича? Разобрались ли когда-то в том, почему белорусскую литературу называют молодой? Помните секреты ритмики? Если нет – это книга для вас. Да и показать свой интеллект, вспомнив интересный факт о литературе, гораздо проще, чем рассказав о фотосинтезе...

Адам Глобус. Партрэты (Мінск: Галіяфы, 2014) globus.jpg

Вы знаете, какой портрет считается у художников наилучшим? Тот, который привлекает деталями, живостью и неповторимостью. Мы воспринимаем жизнь через мелочи, от них зависит наше настроение, ощущение каждого человека как «своего» или «чужого». Поэтому и «Партрэты» дают о писателях и литературе намного больше информации, чем научные статьи, так как каждый из них – сохраненный автором, осознанный через собственную жизнь, созданный с помощью мелких деталей. Собрав их вместе, можно стать частью творческой личности, о которой идет речь. Правдивая книга о человеке, рассмотренного через творческую призму мировой литературы, заставляет читателя задуматься о том, что «няма шамякінскага сэрца на далоні разумнага доктара, які спадзяецца выратаваць чалавека. Ёсць свіфтаўскія людзі на далоні. Дробныя нікчэмнасці з пазітыўнымі тварыкамі танчаць на пляскатай далоні манітора ды папіскваюць пра свае правы і памоўчваюць пра свае абавязкі». А литераторы – люди катарсиса. Может, стоит поучиться у них?

З росных сцяжын. Аўтабіяграфіі пісьменнікаў Беларусі (Мінск: Літаратура і Мастацтва, 2009) z_rosnyh.jpg

К сожалению, большинство писателей-классиков остается в памяти человека только через короткие, наполненные штампованными «родился», «написал», «награжден» биографиями из школьных учебников. А кто скажет о том, что есть писатели живые, есть писатели современные, есть писатели среди нас? Только сам писатель и скажет... Сборник автобиографии современных литераторов – это откровения авторов о своих сильных и слабых сторонах, теплых воспоминаниях о первых шагах в профессию (а вы убедитесь, что литератор – это действительно профессия!), отношениях с другими, не менее интересными, писателями... А сколько улыбок подарит издание! Чего только стоит исповедь Геннадия Авласенко: «Але вось парадокс. Наколькі мне падабалася літаратура, настолькі я не любіў урокі мовы (і рускай, і беларускай). Дыктанты я пісаў заўжды не вышэй за "траяк” (а здаралася, і ніжэй), па сачыненнях у мяне заўжды былі дзве вельмі розныя адзнакі (да прыкладу: пяць/тры). Да гэтага часу магу зрабіць у тэксце элементарную граматычную альбо арфаграфічную памылку (дзякуй хатняму камп’ютару, які мне іх паказвае, на жаль, пакуль што толькі ў рускамоўных тэкстах)».

Максім Клімковіч. Сцэнарый смерці (Мінск: Мастацкая літаратура, 1994). Ролан Барт еще в 1967 году категорично утвердил смерть автора в европейской литературе (если сказать просто, то он сформулировал принцип, что каждый художественный текст не нужно связывать с жизнью человека, который этот текст создал). С тех пор всё литературоведение разделилась на 2 лагеря: сторонников авторов живых и произведений с авторами умершими. Но это все – фигуральные понятия. Максим Климкович рассказывает о смерти в самом прямом смысле этого слова. Автор умер. Один из авторов. Казалось бы, это просто детектив. Компания литераторов и их близких собирается весело проводить время, однако отдых прерывается новостью об убийстве одного из них... Какое это имеет отношение к литературному процессу? Познакомьтесь с произведением – и все поймете, так как «усе хрэстаматыі нашай літаратуры змесцяць гэтую дату як пачатак легенды жыцця і смерці святога пакутніка, нацыянальнага гонару»...

Віктар Марціновіч. Ноч (Мінск: Кнігазбор, 2018)

Noch.jpg Антиутопия – жанр достаточно привлекательный как для автора, так и для читателя. Автор имеет возможность создать собственную модель существования общества после конкретного события (чаще, конечно же, катастрофы), а читатель может одновременно осознать глобальные проблемы и наполниться оптимизмом, так как живет все же не в то время, которые так тщательно вырисовывает писатель. Безусловно, в этой категории «451°по Фарингейту» Рэя Брэдбери до нашего времени остается произведением уникальным и непревзойденным. Но и Виктор Мартинович прекрасно понимает, что анекдот про умнейшую поисковую систему («Я могу найти всё», – сказал Google. – «Я самый главный в мире», – прокричал Intеrnеt. – «Ну-ну...» – тихо проговорило электричество) может стать совсем не смешным на планете без света. И только настоящий библиофил сможет показать важность книги своему современнику (и даже заработать на этом неплохие деньги) и преодолеть все жизненные трудности.

Васіль Дранько-Майсюк. Пясняр (Альманах "Тэксты", № 5, 2014. Мінск: Галіяфы). texty_5new.jpg

Казалось бы, что пьеса о Владимире Мулявине мало касается литературного процесса, однако стоит только полистать текст Василия Дранько-Майсюка, как в глаза сразу бросятся имена знакомых всем белорусских писателей: Якуба Коласа, Янки Купалы, Максима Богдановича, Тётки. И вот уже становится понятным, что Песняр – образ собирательный, он не касается только одного лица. Наши Песняры – это те, кто воспевает родную Беларусь. Их сложные взаимоотношения, вопросы реализации творческой личности, стремление быть ближе к своему читателю – все исследуется автором деликатно, только подсказывая своему читателю направление самостоятельного поиска, а не давая ему ответов. После прочтения пьесы возникает желание поближе познакомиться со знаменитыми деятелями белорусской литературы и увидеть то, что не дается в сухих биографиях.

Автор публикации: Бажена Ганушкина, отдел связей с общественностью Национальной библиотеки Беларуси.

Новости

«Настоящий героизм»: как погиб русский дипломат и драматург Александр Грибоедов

16 Фев 2019

190 лет назад произошла резня в русском посольстве в Тегеране, в ходе которой погиб дипломат, поэт и драматург Александр Грибоедов. Массовое убийство сотрудников российской миссии в Персии вызвало широкий резонанс, однако множество деталей трагедии так и остались неуточнёнными. Сегодня обстоятельства того преступления –  предмет острых дискуссий историков. В частности, эксперты отмечают, что показания единственного выжившего свидетеля были весьма противоречивыми, а сам инцидент был замят из политических соображений.

Новости библиотек

Родной язык – душа народа

15 Фев 2019

С 15 февраля по 17 марта в зале документов международных организаций (пом. 207g) открыта тематическая выставка  «Родной язык – душа народа», посвященная Международному дню родного языка.

Книжные выставки

Грехи Виталия Бианки. Папу «Лесной газеты» чуть не сгноили в тюрьме

15 Фев 2019

У него были все шансы стать выдающимся ученым. А он стал не менее выдающимся писателем, хотя сочинял не глубокие философские трактаты или серьезные романы, а забавные истории про зверей и птиц.

Новости библиотек

«Грустим о своих Пенелопах»: белорусские классики – возлюбленным

14 Фев 2019

Почему Максим Танк писал жене из штаб-квартиры ООН? Как Франциска Урсула Радзивилл называла мужа? Кто был главным читателем Якуба Коласа? В День всех влюбленных предлагаем познакомиться с письмами белорусских классиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Тренд: аудиокниги. Почему слушать иногда приятнее, чем читать

14 Фев 2019

Пока два лагеря книгоманов то и дело сходятся в яростном споре о том, какие издания заслуживают большего внимания: бумажные или электронные, западные ученые выяснили − ни те и ни другие!

Новости библиотек