ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Белорусские песни на эмодзи: угадай мелодию
Жизнь и становление Короля ужасов

Зачем Хармс писал детские стихи, если так сильно не любил детей?

Зачем Хармс писал детские стихи, если так сильно не любил детей?
Другие новости

Как вам такое? Хармс терпеть не мог детей и гордился этим, а детские стихи писал для тусовки, чтобы был легальный способ самому впадать в детство. А ещё из-за денег и любви к главной женщине своей жизни.

«Жили в квартире Сорок четыре Сорок четыре Тщедушных чижа: Чиж-алкоголик, Чиж-параноик, Чиж-шизофреник, Чиж-симулянт, Чиж-паралитик, Чиж-сифилитик, Чиж-маразматик, Чиж-идиот…»

Такой фанфик на известное стихотворение сочинил собрат Хармса по поэтическому движению ОБЭРИУ Николай Олейников. Дети, которым Хармс с 1928 года исправно поставлял прекрасные стихи, и не подозревали, что дома у него на одной из стен комнаты висит страшный плакат, на котором написано «Здесь убивают детей». Не сказать, чтобы Хармс особо скрывался, наоборот, даже бравировал этой своей нелюбовью. Вот, например: «Травить детей – это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!» Или даже так: «А что, по-вашему, хуже: покойники или дети?»

«Хармс терпеть не мог детей и гордился этим. Да это и шло ему. Определяло какую-то сторону его существа. Он, конечно, был последний в роде. Дальше потомство пошло бы совсем уж страшное. Вот отчего даже чужие дети пугали его», – писал другой друг поэта, Евгений Шварц.

«Сорок четыре тщедушных чижа» – это и есть редакция журнала для школьников «Ёж», а потом журнала для малышей «Чиж», где с 1927-го заседала вся поэтическая группировка ОБЭРИУ – Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Николай Олейников и другие. Их пригласил и потом «крышевал» популярный у властей Самуил Маршак. Очень мудрый и дальновидный, он этим решением убил несколько зайцев: дал «левым» поэтам возможность самовыражаться и обеспечил их деньгами. За детскую литературу тогда очень хорошо платили, она считалась приоритетным проектом воспитания «новых советских людей» и щедро финансировалась.

Редакция «Чижа» и «Ежа» располагалась на пятом этаже питерского Дома Зингера, и там было очень весело. Хармс, Введенский, Олейников и их новый друг Евгений Шварц чего только не устраивали! Леонид Пантелеев как-то гордо принёс в детскую редакцию рукопись «Республики ШКИД» и увидел вот что:

«...Соседняя дверь распахнулась, и оттуда на четвереньках с криком "Я верблюд!" выскочил молодой кудрявый человек и, не заметив зрителей, скрылся обратно.

«Это и есть Олейников», – сказал редактор научного отдела, никак не выражая чувств...»

И таких историй у них было миллион: Хармс на спор переходил по карнизу из одного окна пятого этажа к другому, всей редакцией они сочиняли фанфики типа «Чижей» или «утром съев конфету "Ёж", в восемь вечера помрёшь». А когда в редакции возникали опасные политические споры, Хармс принимал предупредительную позу и говорил: «Господа, о политике мы не разговариваем!» Как пишет исследователь Валерий Шубинский, детская литература давала Даниилу Хармсу нечто большее, чем просто возможность заработка. Стиль общения, принятый в «Еже», позволял ему иногда становиться ребёнком. Не исключено, что в тайной ребячливости Хармса и был секрет его «детоненавистничества» – в настоящих детях он видел своих конкурентов. Да и дети его любили: им нравились и его стихи, и его выступления – смешного дядьки в гетрах, замшевой курточке и кепочке. Выступая в школах и детских садах, он показывал фокусы с шариками для пинг-понга.

И последнее, почему Хармс писал детские стихи, – это любовь. Стихотворение «Иван Иваныч Самовар» оформляла в отдельную книжку художница Алиса Порет. Она делала иллюстрации и ко многим другим произведениям Хармса, и это были не просто служебные отношения, но и роман – как его понимал Хармс.

При подготовке текста использовались материалы книг «Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру» Валерия Шубинского и «Советская литература. Мифы и соблазны» Дмитрия Быкова.
Источник: "ReadRate".

Новости

Лекция о современном белорусском концертно-исполнительском искусстве

6 Дек 2019

5 декабря состоялась очередная встреча в рамках цикла «Белорусская музыка в мировом художественном пространстве». С современным белорусским концертно-исполнительским искусством слушателей познакомила  кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Ирина Леонидовна Горбушина.  

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Подведены итоги работы системы корпоративной каталогизации библиотек Беларуси за 2019 г.

6 Дек 2019

5 декабря на базе Национальной  библиотеки Беларуси состоялось заседание Технологического комитета системы корпоративной каталогизации библиотек Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

6 Дек 2019

К Региональному сводному электронному каталогу библиотек Брестской области присоединились государственное учреждение культуры «Малоритская районная централизованная библиотечная система» и государственное учреждение культуры «Жабинковская районная централизованная библиотечная система».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Раритеты в обложках: главные старинные белорусские книги

6 Дек 2019

На недавней Франкфуртской книжной выставке‑ярмарке событием стала демонстрация на белорусском стенде факсимильного издания Брестской Библии. Посетители наперебой подходили для селфи, листали страницы раритета...

Новости библиотек

Открыта регистрация на ХVІ Международные книговедческие чтения

4 Дек 2019

14–15 мая в Национальной библиотеке пройдут ХVІ Международные книговедческие чтения – масштабная научная конференция, которая является главной площадкой страны для открытого диалога о книжной культуре.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111