ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Осенние картины
К 115-летию со дня рождения Михася Василька

Вспоминаем лучшие спектакли, поставленные по пьесам Андрея Макаёнка

Вспоминаем лучшие спектакли, поставленные по пьесам Андрея Макаёнка
Другие новости

12 ноября мы отметили 100-летие со дня рождения народного писателя БССР, известного драматурга и сценариста Андрея Макаёнка.

Накануне телеканал «Беларусь 3» показывал видеозарисовки «Андрей Макаёнок. Мысли», в которых известные деятели культуры зачитывали отрывки из дневников и воспоминаний писателя. Кроме того, зрители увидели программу «Записки на полях» о неизвестных фактах из творческой биографии Андрея Егоровича, экранизацию пьесы «Лявониха на орбите» – народную комедию Петра Василевского «Рогатый батальон» в отреставрированном на «Беларусьфильме» формате HD. Украсил эфир и творческий вечер Андрея Макаёнка «Лира», состоявшийся почти 40 лет назад. Мы же вспомним лучшие спектакли, поставленные по его произведениям.

Пьесы Макаёнка сегодня не нуждаются в реставрации: бери да ставь. Как ставят произведения Маяковского, Горького, Эрдмана. Конечно, важно подобрать свой ключ, найти решение и концепцию – без этого любой автор для современного зрителя будет выглядеть бледно.

Первые спектакли по пьесам Андрея Макаёнка были поставлены в Национальном академическом театре имени Я. Купалы – «Выбачайце, калі ласка!» (режиссер Константин Санников) и «Лявоніха на арбіце» (режиссер Борис Эрин). После творчеством Макаёнка искренне заинтересовался новый художественный руководитель Валерий Раевский.

Кстати, когда-то именно Макаёнок предложил руководителю республики Петру Машерову отдать два главных драматических театра Беларуси – Купаловский и Русский – на откуп Валерию Раевскому и Борису Луценко, молодым режиссёрам. Предложил и не прогадал. Это решение положило начало творческому соперничеству на долгие годы, а зрителям подарило немало ярких и талантливых спектаклей, которым рукоплескали не только в Минске, но и в Москве, в разных городах Европы.

«Трибунал» в постановке Раевского шел в Купаловском 15 лет. После режиссер ставил пьесу на одной из независимых театральных площадок, где были задействованы уже другие актеры – Тамара Миронова, Николай Кучиц, Вера Шипило, но главный герой Терешко представал в неизменном исполнении народного артиста СССР и Беларуси Геннадия Овсянникова, лучшего исполнителя этой роли. Хотя можно вспомнить еще «Трибунал» в театре на Малой Бронной в Москве, где Терешко играл Лев Дуров. Он же был одним из режиссеров спектакля. Кстати, именно с «Трибуналом» прошли и обменные гастроли: Овсянников и Дуров менялись местами для показов в Москве и Минске.

Трибунал.jpg

«Трибунал» в Новом драматическом театре по-новому раскрывал народную трагикомедию Макаёнка

Сам Раевский так говорил о пьесе: «Мы, конечно, гордимся таким признанием нашей литературы (драматургии, в частности). Но театры слишком часто увлекаются внешними приемами, экзотикой, национальным колоритом, не проникая, к сожалению, в глубину и своеобразие национального характера. В его скромность, неброскость, что ли, идущие от долготерпения. Пьесы Андрея Макаёнка чрезвычайно лиричны, и лучшая из них, на мой взгляд, «Трибунал», написана как бы на грани слез. В ней – наивность моего народа, поэзия скромности. А в спектаклях часто доминирует буффонада, какая-то “общекрестьянская” бойкость. Много замечательных актрис разных народов нашей страны исполняли роль главной героини этой пьесы, но переиграть замечательную купаловскую актрису Галину Клементьевну Макарову невозможно».

Артисты Купаловского театра Геннадий Гарбук, Август Милованов, Виктор Тарасов, Галина Толкачёва фактически на пьесах Макаёнка превратились в звезд. Драматург сам всегда присутствовал на репетициях, давал советы артистам. В театре с успехом шли «Святая простота», «Таблетку под язык», «Затюканный апостол».

А вот спектакль «Погорельцы» приняли холодно – слишком критическим показался его настрой. Предлагалось даже снять Раевского с должности. Дошло до того, что Макаёнок собрал в кабинете директора десять театральных критиков и попросил их высказаться о спектакле. Критика постановку приняла, но события развивались драматично. Раевский так вспоминал об этом периоде в одном из интервью: «Андрей Егорович сидел на репетициях все два месяца. На премьеру пришли Машеров и всё политбюро. В антракте меня, Макаёнка и тогдашнего директора Николая Ерёменко позвали к высоким гостям. Машеров говорит: “Зачем вы, Валерий Николаевич, сгущаете краски? Показываете секретаря обкома трусоватым. Разве такие есть?”. “Вам виднее, какие они есть”, – ответил я на этот вопрос и на все остальные неизменно отвечал: “Вам виднее”, – потому что спорить было бессмысленно. Мы стали прощаться. Машеров жмет каждому руку и сверху другой как бы закрепляет рукопожатие. Все знали, что этот жест означал: мы с тобой друзья и будем дружить. Мне единственному он просто холодно пожал руку – и всем стало ясно: Раевскому – конец. Это был непростой период. Некоторые коллеги перестали со мной здороваться. Они понимали, что я в опале и что лучше заранее отгородиться, чтобы себя не запятнать. Время было такое. Через несколько дней мне передали, что Машеров назначил мне встречу, цель которой всем была известна. Но накануне этой встречи Пётр Миронович погиб. Лучше бы он остался жив и снял меня…»

Борис Луценко тоже не оставался в стороне от творчества Макаёнка. Ставил он и спектакль «Затюканный апостол» на сцене Купаловского театра в 1970 году, ровно через год после ее написания. В нем блистали Август Милованов, Зинаида Броварская, Александр Владомирский, Галина Толкачёва. В 1983-м Луценко снял фильм-спектакль для телевидения, а в 2013 году снова вернулся к этой пьесе уже на сцене театра имени М. Горького и выпустил спектакль «Оракул?..» с музыкой Алексея Еренькова. В 2014-м эта постановка удостоилась Гран-при «Лучший спектакль театра драмы» III Национальной театральной премии, а Владимир Глотов за роль Малыша в том же году получил диплом «Лучший молодой актер» IX Международного молодежного театрального форума «Март-контакт». Спектакль волновал и заставлял размышлять.

Оракул.jpg

Спектакль «Оракул?..» Бориса Луценко

Важным возвращением Макаёнка в наши дни наряду с «Оракулом?..» стал «Трибунал» режиссера Сергея Куликовского в Новом драматическом театре, где блистали артисты Игорь Николаев и Татьяна Попова. Ценность этого спектакля, на мой взгляд, состояла в том, что он появился после долгого отсутствия «Трибунала» на белорусской сцене. И зазвучал как-то по-новому – свежо и звонко. Заявленный режиссером как лубок, он был гораздо шире этого обозначения. И на самом деле ничего лубочного в этом спектакле не было – он прорывался к высотам подлинной народной трагедии. Он был сильнее и серьезнее лубка. Оказалось, разговор о национальной идентичности и белорусском характере, затеянный драматургом в «Трибунале», интересен и в двадцать первом веке. А тема раздела на «своих» и «чужих», тема недоверия даже между близкими людьми в собственной семье по-прежнему звучала актуально. Глядя спектакль, снова вспомнилась чья-то мысль, что «Трибунал» – это белорусский «Король Лир». По крайней мере, тогда дочь Андрея Макаёнка Алла, присутствовавшая на одном из премьерных показов, была явно растрогана столь современным прочтением пьесы отца. «Спектакль, по-моему, получился», – сказала она тихо, выйдя на сцену, и это была лучшая рецензия. Несмотря на трагедийный финал, постановка оставляла светлое чувство какой-то мудрой печали. Как показывал в своих пьесах Макаёнок, любовь сглаживает все углы.

Таблетку под язык.jpg

В комедии «Таблетку под язык» московского Театра сатиры сыграли многие звезды труппы, в том числе Анатолий Папанов

Справка

Андрей Егорович Макаёнок родился 12 ноября 1920 года в деревне Борхов Рогачёвского района Гомельской области в крестьянской семье. Среднее образование получил в Журавичской школе. После ее окончания поступил в военное училище. В 1939-м был мобилизован в ряды Красной армии. Участвовал в Великой Отечественной войне, получил тяжелое ранение. Работал заведующим отделом прозы журнала «Вожык». В 1966–1977 годах был главным редактором журнала «Нёман». Первой серьезной пробой пера в драматургии стала пьеса «На рассвете», спектакль по которой был поставлен в 1952-м в Купаловском театре. Широкую популярность возымели сатирические комедии «Простите, пожалуйста!», «Лявониха на орбите», «Затюканный апостол» и другие. В 1974 году за пьесы «Трибунал» и «Таблетку под язык» Андрей Макаёнок был отмечен Государственной премией БССР. Особое место в творчестве драматурга занимает пьеса «Погорельцы», поднимающая социально-моральные проблемы.

Умер Андрей Макаёнок 16 ноября 1982 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Автор публикации: Валентин Пепеляев.
Источник: СБ – Беларусь сегодня

Новости

Сны о Беларуси в Национальной библиотеке

25 Апр 2024

25 апреля в библиотеке состоялось открытие выставки «Сны о Беларуси», приуроченной к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня рождения народного художника Беларуси Василия Шаранговича.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик

25 Апр 2024

Культурно-просветительская акция «Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик», прошедшая 23 апреля, стала продолжением празднования Всемирного дня книги и авторского права в Национальной библиотеке Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Минская городская конференция «На фронте и в тылу:  женщины Великой Отечественной войны»

25 Апр 2024

Председатель первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» Национальной библиотеки Беларуси Наталья Есис приняла участие в Минской городской конференции «На фронте и в тылу: женщины Великой Отечественной войны» (19 апреля),  приуроченной к знаковой дате – 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Адам Шанявский и библиотечный фонд уездной школы Несвижа (последняя четверть XVIII в.)

25 Апр 2024

24 апреля на Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2024» в Москве главный библиограф отдела справочно-информационного обслуживания Ольга Полунченко представила доклад «Роль Адама Шанявского в организации библиотечного фонда Несвижской уездной школы (последняя четверть XVIII в.)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Военно-патриотический клуб «Честь» изучал деятельность НКВД, милиции и пионерии в 1941–1945 гг.

25 Апр 2024

22 апреля для учащихся военно-патриотического клуба «Честь» ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям