ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Выездная экскурсия в лагере «Звездный»
В «Дикой охоте короля Стаха» по повести Короткевича хотели сыграть Абдулов и Алферова

Время жить в вечности: к 120-летию Эриха Марии Ремарка

Время жить в вечности: к 120-летию Эриха Марии Ремарка
Другие новости

Эрих Мария Ремарк вошёл в историю как автор честных, откровенных и бескомпромиссных книг о войне. В июне исполнилось 120 лет со дня его рождения. В честь памятной даты обратимся к основным вехам жизни и творчества великого писателя.

На страницах литературных произведений война предстаёт в разных обликах. Одни авторы с налётом бравурной романтики помпезно воспевают доблесть и отвагу. Другие пронизывают свои произведения ностальгической горечью и суровым упрёком новым поколениям: «богатыри – не вы!». Третьи с пугающей откровенностью изображают ужас, беспринципность и бессмысленность войны. К числу последних принадлежит Эрих Мария Ремарк – писатель, вдохнувший новую жизнь в немецкую литературу и ставший одной из самых ярких фигур «потерянного поколения».

Эрих Пауль Ремарк – такое имя он носил, пока не взял псевдоним – родился 22 июня 1898 года. Многодетная небогатая семья не имела своего дома и скиталась по съёмным квартирам. Стеснённость в средствах и необходимость много работать не мешала родителям обстоятельно подходить к воспитанию. Они прививали детям любовь к литературе, музыке, живописи. В церковной школе, а затем в католической препаранде Ремарк демонстрирует острый ум и незаурядные способности. Он открывает для себя творчество Цвейга, Пруста, Достоевского и даже сам пробует что-нибудь сочинить. Первые литературные опыт не увенчались успехом, лишь принесли обидную кличку «Пачкун».

Поступив в католическую учительскую семинарию, Ремарк встречает единомышленников – таких же молодых людей, увлечённых творчеством. В объединении «Кружок мечтаний» они делились друг с другом литературными экспериментами, дискутировали о современном искусстве, переживали удачные и неудачные влюблённости. Большинство участников клуба погибнет во время Первой мировой войны. Ремарк станет единственным, кто добьётся литературного признания, словно воплотив в жизнь все несбывшиеся мечтания своих друзей.

Тем временем Европу раздирает Первая мировая война. В кровавой мясорубке гибнут тысячи людей, но вдали от линии фронта звучат лишь победные реляции и патриотические воззвания. В 1916 году Ремарка призывают на фронт. Он, преисполненный веры в великие цели и любви к родине добровольно приходит на призывной пункт. Юношеские иллюзии быстро развеются, когда армейская муштра в батальоне запаса сменяется кровавой бойней окопной войны. Оторванные конечности, вспоротые животы, снесённые головы… Каждый день смерть настигает молодых, полных жизни людей. Боль, отчаяние, непонимание и другие чувства, мешающие выжить, притупляются алкоголем, но всё равно неизбежно возникают сомнения: во им чего ведётся эта война, калечащая судьбы?..

109233jwfk.jpg

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих. Фото: Livelib.ru

Ремарк пробыл на фронте около 50 дней. Получив ранение, Ремарк попадает в госпиталь, а, подлечившись, получает назначение в канцелярию. Между тем из дома приходят страшные вести: от рака умерла мать. В память о ней Ремарк позже поменяет своё второе имя Пауль на Мария. Остаток войны он проводит в запасном пехотном батальоне. Совет рабочих и солдат вручает будущему писателю Железный крест I степени. Ремарк не хочет принимать награду, но публично отказаться от неё не решается. По истечении срока военного контракта он просто сдаёт её вместе с обмундированием.

После демобилизации Ремарк заканчивает прерванную учёбу. Получив диплом, он работает учителем, продавцом надгробных памятников, бухгалтером, органистом… В 1920 выходит первый роман писателя «Приют грёз». Книга посвящена друзьям юности – сообществу творческих людей. Текст получается излишне вычурным, сентиментальным, неестественным. На Ремарка обрушивается шквал разгромной критики. Отчаяние едва не толкает писателя на суицид. «Не стоит задумываться о самоубийстве, если ты не гений», – мудрые слова, услышанные от отца в тяжёлый период, Ремарк будет часто повторять на протяжении всей жизни.

По совету Стефана Цвейга он устраивается работать журналистом. Карьера на новом поприще складывается успешно – Ремарк быстро проходит путь от внештатного автора в провинциальном издании до редактора известной берлинской газеты. Несмотря на богемный образ жизни – женщины, алкоголь, развлечения – писатель не перестаёт работать над новыми книгами. Успех к нему приходит в 1929 году с выходом романа «На Западном фронте без перемен». Автобиографичная, честная, откровенная книга вызвало отклик у сотен тысяч читателей – многие увидели в загубленных судьбах персонажей отражение своего жизненного пути. Тема «потерянного поколения" – молодых фронтовиков, переживших ужасы войны и не сумевших влиться в русло мирной жизни, – звучит и в следующих романах писателя: «Возвращение», «Три товарища»…

109231bar9.jpg

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен» (1930). Фото: Film.ru

Между тем в Германии набирают силу нацисты. Их милитаристская риторика и мечты о мировом господстве не приемлют антивоенного пафоса романов Ремарка. Сначала на него обрушивается разгромная критика, а вскоре после того, как Гитлер приходит к власти, книги писателя попадают под запрет и сжигаются на кострах. Ремарк покидает родную страну, оседая сначала в Швейцарии, а потом в США. В деньгах он не нуждается – гонорары за книги и их экранизации позволяют вести безбедное существование. Ремарк много пьёт, крутит романы с голливудскими актрисами и активно работает над новыми книгами. В них он осмысливает опыт Второй мировой войны, подчёркивая её аморальность и бесчеловечность. Хотя непосредственного участия в боевых действиях Ремарк не принимает, его новые произведения – «Возлюби ближнего своего», «Время жить и время умирать», «Искра жизни», «Триумфальная арка» – отличаются прямотой, честностью и трагизмом. Исторические реалии и государственные флаги меняются, но сама сущность войны остаётся неизменной.

Когда наступает долгожданный мир, американские издатели приходят к выводу, что люди устали от войны и нуждаются в лёгком развлекательном чтиве, а не в тяжёлых проблемных романах. Ремарк упорно доказывает обратное: если не нарушать безмятежное благополучие душераздирающими описаниями человеческих страданий, есть риск, что горький опыт будет забыт и страшные события повторятся. Во время визитов в Германию он вглядывается в лица соотечественников и задаётся вопросами: как они допустили установление нацистского режима, почему они стояли у истоков мировой бойни. В поисках ответов писатель создаёт роман «Чёрный обелиск».

Современников поражало, насколько тщательно и щепетильно Ремарк работает над своими текстами. Он писал простым карандашом, выводя каждую букву каллиграфическом почерком. Многочисленные правки вносились при помощи ластика. Свои романы он считал далёкими от совершенства и часто сетовал: «Если бы я только умел хорошо писать…».

С годами здоровье Ремарка ухудшается – он быстро стареет, не желая отказываться от привычного богемного образа жизни. Цирроз, инсульт, сердечные приступы – болезни одна за другой обрушиваются на писателя. Врачи ставят его перед выбором: «или работа, или жизнь». Ремарк был не в состоянии представить свою жизнь без творчества – он годами трудился над каждым романом, подолгу оттачивая каждую фразу. «Я смалодушничал и выбрал работу», – пишет он друзьям о своём решении.

Эрих Мария Ремарк умер 25 сентября 1970 года. Для него и для его творчества наступило время жить в вечности. Для современного мира, испещрённого горячими точками и овеянного дыханием «холодных» конфликтов, никогда не будет лишним перечитать Ремарка. Воплощённый в его книгах опыт потерянного поколения, даже спустя много лет, помогает найти себя и не повторить страшных ошибок прошлого.

Источник: Ревизор.ru

Комментарии пользователей:

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Новости

Боец сибирской дивизии

20 Ноя 2018

15 ноября в прокат выходит фильм Виктора Алферова «Облепиховое лето» о жизни и смерти драматурга Александра Вампилова (1937–1972), снятый по сценарию Ольги Погодиной-Кузминой.

Новости библиотек

В «Клубе книжных профессоров» изучали историю письма

19 Ноя 2018

17 и 18 ноября в «Клубе книжных профессоров» были организованы занятия «Возникновение и развитие письма». Дети вместе с родителями пришли в музей книги, чтобы узнать, как человек фиксировал и передавал свои мысли тысячи лет назад.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Визит делегации Российской государственной библиотеки

16 Ноя 2018

14–16 ноября в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве Национальную библиотеку Беларуси посетила делегация специалистов Российской государственной библиотеки.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Кем была друг и собеседник Пушкина, в которую влюблялся весь бомонд

18 Ноя 2018

Александре Смирновой-Россет в культурной жизни XIX века отведена особая роль: муза, подруга, собеседник большого количества великих умов и высоких чинов. В очаровательную «донну Соль», «деву-розу», «черноокую Россети» влюблялись все без исключения. Удивительно не только то, что Александра Осиповна сама, без денег и протекции, создала себя как явление. Невероятно успешная в свете, окруженная поклонниками и почитателями, друзьями и подругами, она не была ни богатой, ни счастливой в любви, ни близкой собственным детям, словно цель и смысл ее жизни сводились к тому, чтобы быть северной мадам Рекамье.

Новости библиотек