Пробы к ленте по знаменитой повести Владимира Короткевича, которая вышла на экраны в 1979 году, занимают пять альбомов с картонными страницами.
Под каждым снимком указано, на какую роль пробовался актер, служил ли он в театре или на киностудии. Судя по пробам, сниматься на «Беларусьфильме» хотели артисты со всего СССР – от Риги и Свердловска до Киева и Оренбурга. А еще студенты минского театрально-художественного института, московских ВГИКа, Щепкинского и Щукинского училищ, сотрудники ТВ и даже института биофизики.
Но, конечно, больше всего внимания привлекают советские театральные и кинозвезды. Киновед Ирина Демьянова, автор проекта творческих встреч «Короткевич.Опыт кино», ссылаясь на воспоминания ассистентов режиссера, работавших с Валерием Рубинчиком, рассказывает, что тот был человеком, долго и мучительно сомневающимся, проигрывающим многочисленные варианты, прежде, чем принять окончательное решение. «Пусть не упрекают меня в том, что я настолько разноплановых актеров пробую на одну и ту же роль, – пробы и есть пробы», – говорил он.
Андрей Белорецкий
На роль Белорецкого пробовались Владимир Конкин (слева) и Владимир Гостюхин. Фото: фонд "Беларусьфильма" в БГАМЛМ
В главной мужской роли снялся тогда актер московского Театра сатиры Борис Плотников. Режиссер был от него в восторге. Когда он посмотрел пробу Плотникова, то увидел в нем молодого Смоктуновского. Правда, на худсовете ему порекомендовали «сделать персонаж помоложе», так что гримерам пришлось поработать.
Претендентов на роль Белорецкого, пожалуй, было больше всего. В пробах участвовали Александр Абдулов и Владимир Гостюхин.
– Ассистент по актерам Александр Булва рассказывал мне, что Абдулов очень хотел сниматься. Долго готовился, учил реплики перед пробами, бесконечно ходил по коридорам студии и повторял текст. Но не сложилось, – говорит Ирина Демьянова.
На главную мужскую роль в "Дикой охоте короля Стаха" претендовали всесоюзная кинозвезда Александр Абдулов (слева) и Леонид Борткевич, тогда - солист "Песняров". Фото: фонд "Беларусьфильма" в БГАМЛМ
Не исключено, что если бы Владимира Конкина утвердили на роль Белорецкого в «Дикой охоте...», Володю Шарапова в «Место встречи изменить нельзя» сыграл бы другой актер, ведь съемки лент Валерия Рубинчика и Станислава Говорухина проходили примерно в то же время. А еще на роль Белорецкого претендовал вокалист «Песняров» Леонид Борткевич.
В главных ролях в "Дикой охоте..." снялись Борис Плотников и болгарская актриса Елена Димитрова, которую утвердили без фотопроб. Фото: фонд "Беларусьфильма" в БГАМЛМ, кадр из фильма
Надежда Яновская
Изначально Рубинчик видел в роли хозяйки имения Болотные Ялины Елену Кореневу, и актрису утвердили. Но как раз тогда в ее жизни происходили серьезные перемены, которые могли поставить участие в фильме под угрозу.
– За Кореневой шел шлейф успешных ролей, она была очень популярна, сыграв в «Романсе о влюбленных». Но актриса решила ехать в США. Александр Булва вспоминает: «Я вам не передам, сколько литров чая я выпил с мамой Кореневой, пока решалось, пускают ее за рубеж или нет!». В результате выяснилось, что она едет и снимать ее нельзя…»
А изначально в роли Яновской режиссер Валерий Рубинчик видел Елену Кореневу.
В пробах участвовали Ирина Алферова и даже теледиктор Татьяна Веденеева, тоже тогда очень популярная. Но Рубинчик настаивал на болгарской актрисе по фамилии Димитрова, которую запомнил по фестивалю в Болгарии. Он не знал, где она работает, не знал точного имени, а помнил только «огромные глаза, которые все время плакали».
На роль Надежды Яновской претендовали киноактриса Ирина Алферова и телеведущая Татьяна Веденеева. Фото: фонд "Беларусьфильма" в БГАМЛМ
– Но найти актрису по фамилии Димитрова в Болгарии все равно, что, например, в России искать Иванову. Только благодаря супруге-болгарке одного из журналистов «Литературной газеты» вышли на Союз кинематографистов Болгарии и собрали данные на всех актрис Димитровых. Никого, кто бы подходил в этом списке не нашли. Почти отчаялись, но кто-то вспомнил, что есть студентка с такой фамилией. Время шло, уходила натура и актрису пригласили сразу на съемки в Западную Украину. Когда Булва ехал за ней в киевский аэропорт, он не был уверен, ту ли актрису он привезет, а сама Елена Димитрова толком не понимала, что за режиссер ею заинтересовался, куда ее везут и что она будет делать.
В результате режиссер картины утвердил Елену фактически без проб – его не смутило даже незнание ею языка.
Рыгор Дубатовк
Воплотить один из самых ярких образов повести – Рыгора Дубатовка, он же Король Стах, мог один из двух актеров ленинградского Большого драматического театра. У Георгия Штиля было преимущество – он уже играл у Рубинчика в «Венке сонетов» небольшую роль солдата. Долгое время Штиль был актером эпизода, в последнее время играет в сериалах. Помните, тестя Васи Рогова из «Убойной силы»?
>В роли Дубатовка режиссер видел Евгения Лебедева (справа), но пробовался на нее и Георгий Штиль. Фото: фонд "Беларусьфильма" в БГАМЛИ
Евгения Лебедева, Кутузов в «Эскадроне гусар летучих» и Нечипор в «Свадьбе в Малиновке», многие знали только по кино как добродушного старика. А ведь в театре он с блеском играл Рогожина в «Идиоте», Артура Уи в пьесе Брехта. Именно его как раз-таки и собирался снимать в роли Рыгора режиссер. А вот в актере Романе Филиппове, мы знаем его по эпизодам – Никола Питерский в «Джентльменах удачи», посетитель ресторана, который зазывал Семена Семеновича Горбункова на Колыму, исполнителя Дубатовка никак поначалу не видел. Но сняли пробы и … в традиционном шляхетском костюме он словно сошел с портрета белорусского шляхтича.
В итоге, Дубатовком стал Роман Филиппов, и сыграл эту роль блестяще. Ну кто подумает, что этот хлебосольный шляхтич - предводитель дикой охоты? Фото: фонд "Беларусьфильма" в БГАМЛИ
Кстати, именно Романа Филиппова с самого начала предлагал на роль Рыгора Короткевич. Наверняка они были знакомы по годам, когда Филиппов работал в Купаловском театре.
– Но начиналась подготовка к роли, в пошивочном цехе даже стали шить костюм для… Иннокентия Смоктуновского. Ему очень нравилась и повесть, и роль, он хотел сниматься, но твердо ответить не мог. Съемки должны были начаться осенью одновременно с началом театрального сезона, а Смоктуновский был плотно занят в репертуаре. В результате актер отказался.
Алесь Ворона
Подельника главного злодея сыграл Борис Хмельницкий, но на эту роль пробовался и Эммануил Виторган. Согласитесь, такой фактурный злодей, который получился бы у Виторгана, затмил бы любого. Возможно, именно уходя от этого стереотипа, Рубинчик и выбрал Бориса Хмельницкого.
Видимо, из Эммануила Виторгана вышел уж слишком фактурный злодей, а роль Вороны досталась Борису Хмельницкому. Фото: фонд "Беларусьфильма" в БГАМЛИ
КСТАТИ
И Басилашвили и Юрскому предлагали попробоваться на роль управляющего
Оба были готовы сыграть эту роль, правда, потом обиделись, что предлагали обоим одно и то же. В итоге в картине не снялся ни тот, ни другой, а роль управляющего сыграл Альберт Филозов.
Владимир Короткевич (слева) и Валерий Рубинчик на монтаже картины. Фото: архив
Повесть была очень популярна, в ней прочитывали аналогии со сталинским временем, сниматься хотели действительно многие, у многих был трагический личный и семейный опыт репрессий. В сценарии фильма шла речь о молодой красавице Надежде Яновской, последней из проклятого много поколений назад рода, которую морально уничтожает дикая охота короля Стаха, словно вернувшаяся из страшной древней легенды. В этом сюжете и режиссер, и актеры видели вечную драму противостояния человека и власти.
Источник: Комсомольская правда в Беларуси
Читайте также:
Как снимались фильмы «Знак беды» и «Дикая охота короля Стаха»