ГлавнаяНовостиНовости библиотек
«О, сколько женского народу». Кого любил Владимир Маяковский?
Что читают этим летом известные писатели

Судьба Маргариты: Елена Сергеевна Булгакова после смерти мужа

Судьба Маргариты: Елена Сергеевна Булгакова после смерти мужа
Другие новости

Она была женой – и музой – замечательного писателя и еще при жизни стала мифом. Без нее не было бы и Маргариты (или она стала бы совсем иной – в булгаковской героине запечатлены черты и судьба реальной, любимой писателем женщины). Не будь ее забот, иначе сложились бы и жизнь Булгакова, и судьба его литературного наследия. О Елене Сергеевне рассказывает ее внук, президент Фонда М.А. Булгакова Сергей Шиловский.

«...Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену...» М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

– О том, что Елена Сергеевна Булгакова была прообразом Маргариты, знают решительно все. Некоторые слышали и о том, что до этого она была замужем за видным военным ученым, генералом Шиловским. А вот о том, что первым браком она была замужем за сыном последнего великого русского трагика и вождя анархистов Мамонта Дальского, известно немногим...

– Я о первой, ранней любви Елены Сергеевны тоже почти ничего не знаю: она прошла и не оставила следа. Мой дед был штабс-капитаном царской армии, потом он перешел к красным и стал командармом, а первый муж бабушки являлся его подчиненным. Уводить жену у младшего по званию дурной тон, но дед очень сильно влюбился – и Елена Сергеевна оставила мужа. Они переехали в Москву, у нее родился сын, потом второй, бабушка ушла в заботы о детях. Дед считался видным военспецом, занимал высокий пост и был очень обеспеченным человеком. А Елена Сергеевна стала одной из самых ярких светских дам советской Москвы. Для этого у нее были все основания.

Бабушка родом из Риги, ее девичья фамилия Нюренберг. Ее родители немецких кровей: мать до революция была домохозяйкой, отец – служащим. Они дали дочери прекрасное образование: Елена Сергеевна в совершенстве владела тремя языками и была великолепно воспитана. К тому же она была человеком совершенно необыкновенного обаяния. Ее жизни могли бы позавидовать многие – дом, где жила вся верхушка РККА, от Уборевича до Тухачевского, приемы, успешная карьера деда...

– Он ведь был заместителем начальника Академии Генштаба?

– Он был и ее начальником, а перед войной некоторое время возглавлял Генеральный штаб.

Но важнее, мне кажется, другое – дед был доброжелательным и очень порядочным человеком. У него со всеми были очень хорошие отношения, он старался никому не причинять вреда. В конце войны он носил погоны генерал-лейтенанта, а ему присвоили генерал-полковника и назначили на должность, где он был должен подписывать смертные приговоры. Дед отказался, был разжалован в генерал-майоры, отстранен от военной оперативной работы и отправлен преподавать в Академию Генерального штаба. Там он опять получил генерал-лейтенанта и проработал в Академии всю оставшуюся жизнь.

1.jpg

Вы только представьте: двадцатые годы, молодой красный генерал планирует войну против мирового капитала, а в Рязанской губернии стоит его бывшая усадьба, и в доме висит княжеский герб! После войны Евгений Александрович приехал в имение вместе с моим отцом (просто так, посмотреть, что там происходит), и колхозники начали ломать шапки:

– Молодой барин приехал!

Их брак был удачен, но произошло невероятное: Елена Сергеевна бросает семью и идет на все условия дедушки. Они делят детей – старший остается с ним, младший, мой отец, у Елены Сергеевны. А детей она любила фанатически – я сужу об этом по тому, что часть этой любви перешла на меня.

С восьмилетним ребенком она уходит к бедняку, не имеющему даже своей квартиры.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

– Рассказывали ли в семье, как познакомились Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич?

– Есть несколько версий. По одной они познакомились на Масленице, у совершенно чужих людей. По другой – у близких знакомых на блинах. Есть и третья версия, связанная с определенной датой, – и та не попадает ни на блины, ни на Масленицу.

У них были общие знакомые. Во МХАТе шли «Дни Турбиных», а сестра Елены Сергеевны была секретарем Немировича-Данченко, и бабушка знала, что Булгаков начинающий, но популярный писатель.

Они познакомились, буквально через день поехали кататься на лыжах – и завязался роман. Муж об этом узнал и потребовал, чтобы их встречи прекратились. Они расстались, встретились только через полтора года – и поняли, что жить друг без друга не могут.

– Сейчас мы знаем, что Михаил Афанасьевич гений, но в двадцатые годы об этом можно было только догадываться. А у мужа было решительно все – и прекрасная внешность, и ум, и положение. Чем Булгаков побил эту карту? Как он ухаживал? Каким он был?

– Дело, по-моему, в том, что Елена Сергеевна почувствовала его гениальность. А как он за ней ухаживал... Он ее веселил. Это продолжалось всю жизнь – Михаил Афанасьевич писал ей уморительные записочки, рисовал карикатуры, вырезал из газет фотографии, переклеивал их и комбинировал со смешными комментариями. Он замечательно рассказывал анекдоты и умел быть душой компании – к ним постоянно приходили гости. Сначала был стол-фуршет, затем Булгакова просили почитать. И все сидели полночи, слушая то, что он сегодня написал.

– Все это было потом – а на блинах (или на Масленице) советская гранд-дама встретилась с нищим писателем – и у обоих переломилась жизнь...

– Дело в том, что любовь рациональному объяснению не подлежит.

Елена Сергеевна ушла от мужа – и ей стало очень непросто жить. Бабушке пришлось заниматься бытом, и она свыклась с этим так, что служение Михаилу Афанасьевичу стало смыслом ее жизни.

– Ходили истории об объяснении вашего дедушки и Булгакова, о вынутом револьвере, о том, что выстрелить Евгению Александровичу Шиловскому помешало только то, что Елена Сергеевна была рядом, за деревьями...

– Елена Сергеевна рассказывала, что муж сказал ей: «Я убью его». За это и уцепились. И стали додумывать то, чего на самом деле не было. По одной версии при этих словах якобы он достал револьвер. По другой Елена Сергеевна бросилась на револьвер с криком: «Не надо!» Однако я точно знаю, что они продолжали общаться и после развода, ее старший сын все время был в доме Булгакова, с мамой. Когда в тридцатые-сороковые годы отец познакомился с моей будущей матерью, ее представляли Шиловскому. Он и на свадьбе был.

– Согласно легенде, умирающий Булгаков говорил жене: «Скажи Евгению, чтобы он дал мне револьвер».

– Так оно и было. Но с дедом он не общался: Булгаков ничего против него не имел, зато тот не простил обиды. Речь шла не столько о револьвере Шиловского, сколько о револьвере вообще – он просил Елену Сергеевну прекратить его муки.

«...Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны». М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

– Со стороны кажется, что Булгаков и Елена Сергеевна прожили вместе всю жизнь. А ведь это не так – их брак был короток...

– Они жили вместе около восьми лет. Познакомились в тысяча девятьсот двадцать восьмом – двадцать девятом, поженились в тридцать втором, а в сороковом году он умер. Это был самый насыщенный период в жизни бабушки: Булгаков писал, а всем остальным – переговорами с театрами, редактурой, печатанием – занималась она. Благодаря этому Михаил Афанасьевич освободился от рутинной работы, которой терпеть не мог.

2.jpg

Булгаков был не только гениальным писателем, но и хорошим врачом. Он прекрасно понимал, что с ним сделает гипертония. Михаил Афанасьевич практически предугадал дату своей смерти и подробно описал бабушке то, что с ним будет дальше:

– Готовься, ты со мной будешь мучиться. Сначала у меня пропадет зрение, затем начнутся провалы в сознании...

Потом были страшные тридцать девятый и сороковой годы. Он умирал, впадал в беспамятство, снова приходил в себя и в минуту просветления сказал, что все, что он написал, было сделано ради Елены Сергеевны:

– Я жалею только о том, что мои книги никто не прочтет.

И она ответила:

– Я обещаю тебе, что твои произведения будут напечатаны.

Это казалось совершенно несбыточным ей самой. Булгаков находился под запретом, даже самые близкие люди говорили, что его никогда не будут печатать.

– Но обещание тем не менее сбылось.

– Сбылось благодаря Елене Сергеевне.

Она посвятила свою жизнь тому, чтобы произведения Булгакова увидели свет, а как ей это удалось, не знает никто. Я помню длительные переговоры, встречи, обещания. Немного надежды – и провал. А затем все начинается снова.

В ее доме бывал весь МХАТ, от Качалова до Софьи Станиславовны Пилявской – с ней она дружила до последних лет жизни. Здесь бывали Паустовский, Симонов, Ахматова, Раневская, Рихтеры, Солженицын, Лакшин. Все они потихонечку ей помогали – и в шестидесятые годы вышел первый булгаковский сборник. Более счастливого человека, чем Елена Сергеевна, невозможно было найти. У нас дома оказалась чуть ли не половина тиража – она надписывала книги и рассылала их друзьям.

А в шестьдесят шестом году случилось невероятное – удалось напечатать «Мастера и Маргариту» в журнале «Москва».

Я тогда жил у Елены Сергеевны – она была больна и не вставала с постели. Под вечер нам привезли мокрые гранки, их нужно было срочно отредактировать и подписать. Елена Сергеевна лежала с очень высокой температурой, временами впадая в беспамятство, но мои родители куда-то уехали, и вся работа по сверке текста легла на наши плечи. Она заняла сутки: я читал гранки вслух, в силу своего малого возраста путаясь в библейских именах, а Елена Сергеевна редактировала «Мастера и Маргариту». Для этого ей не были нужны рукописи Михаила Афанасьевича – она знала роман наизусть.

3.jpg

Е.С. Булгакова, фото 1960-х гг.

«Москва» почти не поступала в киоски, а то, что в них попало, читающая публика моментально смела. Люди искали номера с «Мастером» по всему городу, по рукам ходили фотокопии, вскоре появился и журнал с вклеенными в него цензорскими купюрами. А полный текст книги вышел только в семидесятые.

В шестьдесят девятом Елене Сергеевне впервые разрешили выехать за границу. К этому моменту Булгакова уже издали и в Германии, и во Франции – причем без ее разрешения. Как это произошло, осталось неясным.

Дело в том, что приходить к ней и читать произведения Булгакова разрешалось всем, но никто не мог вынести из дома хотя бы страницу текста. Изучающий творчество Михаила Афанасьевича студент мог сидеть у нее двое суток (его к тому же поили и кормили). А выпускать из дома рукописи она отказывалась – до тех пор, пока те не будут напечатаны.

– На что же Елена Сергеевна жила?

– Жить ей было не на что. Она работала машинисткой, выйдя на пенсию, занималась переводами. В серии «Классики мировой литературы» был напечатан роман Жорж Санд – его переводила она. По действовавшему тогда наследственному праву авторский гонорар можно было получать в течение двадцати пяти лет после смерти писателя. Булгаков умер в сороковом, издавать его стали в середине шестидесятых.

В ее доме не было особого достатка, но не проходило дня, чтобы у нее не гостил кто-то, изучающий творчество Булгакова. И у гостей складывалось впечатление, что они попали в очень зажиточный дом – более хлебосольного (и хорошо готовившего) человека было не сыскать.

– У Елены Сергеевны были какие-нибудь пристрастия?

– Она очень любила театр. На мхатовские «Мертвые души», инсценировку для которых написал Булгаков, мы ходили чуть ли не каждую неделю.

– Михаил Афанасьевич и сам был талантливым актером.

– Да, это так. Когда заболел артист, игравший судью в «Пиквикском клубе», он его заменил. Сидевший в зале Станиславский не узнал Булгакова. «Кто это? Какой хороший актер!» – воскликнул он.

Но и Елена Сергеевна была очень талантливой актрисой. Все ее истории были разыграны по ролям, она абсолютно точно и остро воспроизводила чужие интонации.

«...Я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться». М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

– Многие считали, что в Елене Сергеевне было то же мистическое начало, что и в булгаковской Маргарите...

– Лакшин вспоминал, как он позвонил ей по телефону ранним утром, боясь разбудить, и сказал, что бабушке надо срочно прийти в издательство – есть возможность напечатать какую-то из вещей Михаила Афанасьевича. Он положил трубку, и через пятнадцать минут Елена Сергеевна появилась у него в кабинете – накрашенная и свежая.

– Как же вы так быстро до меня добрались?

– На метле.

Бабушка шутила – но в то, что у нее есть прямой контакт с покойным Михаилом Афанасьевичем, она верила свято. По вечерам Елена Сергеевна рассказывала ему о том, что сделала за день, какие были новости, чего она ждет от будущего. Спрашивала у него советов – и считала, что получает ответы. Самое удивительное то, что они часто сбывались.

4.jpg

1961 г.

Елена Сергеевна считала, что зло наказуемо – и с людьми, обращавшимися к наследию Михаила Афанасьевича с нечистыми намерениями, действительно происходили странные вещи. У них пропадали рукописи, они проезжали те остановки, где у них были назначены важные встречи. Это продолжается и по сей день.

– А как Елена Сергеевна относилась к экранизациям Булгакова?

– Очень скептически. Ей не нравилось, что кто-то будет вторгаться в его произведения, изменять текст. «Мастера и Маргариту» хотели снимать и Алов с Наумовым, и Таланкин, и Климов. Она брала в руки сценарий, и я видел, как у нее вытягивается лицо.

– Ты еще не прочла, а тебе уже не нравится!

– Если бы Миша хотел написать пьесу или сценарий, он бы их и написал.

А что с ней произошло сначала, когда она прочитала сценарий фильма «Бег» режиссеров Алова и Наумова и увидела мудрого и благородного Фрунзе! (Создатели ленты оказались в безвыходном положении – без Фрунзе не было бы фильма.)

Эфросовский «Мольер», где играл Любимов, считается шедевром – а Елене Сергеевне телеспектакль совсем не понравился...

Вы обратили внимание, что я постоянно называю ее Еленой Сергеевной? Дело в том, что в доме к ней обращались именно так, и я никогда не называл свою бабушку бабушкой. Она была похожа не на бабушку, а на друга – и поможет, и расскажет, и денег подбросит, а если надо – одернет...

У Елены Сергеевны было домашнее имя Тюпа, а что это такое, я до сих пор не знаю.

– А с предыдущей женой Михаила Афанасьевича у Елены Сергеевны были какие-то отношения?

– Отношения были, хоть и не очень теплые. Когда Елена Сергеевна устраивала булгаковские вечера, она ее приглашала, и та приходила. Не скажу, что они при этом целовались: главной музой Михаила Афанасьевича каждая из них считала себя. Однако похоронена вместе с ним была Елена Сергеевна.

...Вам известна эпопея с булгаковским могильным камнем? Михаил Афанасьевич считал Гоголя своим учителем и кумиром: его надгробный камень находился на Новодевичьем, где был похоронен и Булгаков. А потом советское правительство решило этот камень убрать – Гоголю поставили целый памятник. Елена Сергеевна увидела камень и сказала: «Берите все что хотите, только отдайте его нам». Гоголевское надгробие, кусок невероятно твердого, чуть ли не метеоритного материала, до сих пор стоит на могиле Булгакова.

Мы с Еленой Сергеевной ездили на кладбище по субботам и воскресеньям, сажали на могиле Михаила Афанасьевича бегонии – причем только ярко-красного цвета. Она умерла в семидесятом году и лежит рядом с ним, а над ней цветут ее любимые красные цветы...

Источник: Избранное

Читайте также:

Новости

15–21 апреля 1944 года. 20 недель до Освобождения

16 Апр 2024

Великой Отечественной войне посвящается новый проект Национальной библиотеки Беларуси – «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».
Еженедельно с января по август 2024 года на портале Национальной библиотеки публикуются материалы из газет Советской Беларуси 1944 года, отражающие хронику новостей и событий того времени.

Проект «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»

НАН Беларуси объявила республиканский конкурс творческих работ, посвящённый Году качества

15 Апр 2024

Организатором конкурса выступает Национальная академия наук Беларуси, которая приглашает к участию школьную, студенческую и рабочую молодежь, творческих людей, учёных, представителей высшей школы, учителей, деятелей культуры, аспирантов и магистрантов. Участниками конкурса могут быть как отдельные граждане, так и авторские коллективы.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Узнавайте Беларусь вместе с нами: Свято-Елисаветинский женский монастырь

15 Апр 2024

Коллектив Национальной библиотеки Беларуси посетил Свято - Елисаветинский женский монастырь — единственный действующий монастырь города Минска. Главной целью которого является духовная и социальная помощь болящим и страждущим людям.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Ценные материалы из архива Большого театра Беларуси дополнят проект «Станислав Монюшко. Музыкальный романтик с Минщины»

15 Апр 2024

В этом году отмечается 205-летие со дня рождения всемирно известного композитора, нашего знаменитого земляка Станислава Монюшко (1819–1872). Национальная библиотека Беларуси к этой дате пополняет уже действующий виртуальный проект «Станислав Монюшко. Музыкальный романтик с Минщины», созданный в 2019 году.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Они стали первыми белорусами, удостоенными звания Героев Советского Союза

16 Апр 2024

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина командиру танкового взвода, лейтенанту Николаю Александровичу Селицкому (1907–1936) и командиру танка Павлу Емельяновичу Куприянову (1908–1936) присвоено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 31 декабря 1936 года «за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» (посмертно).

Проект «Имена Героев бессмертны»

 Имена Героев бессмертны

16 Апр 2024

80-летие освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне – одни из главных событий 2024 и 2025 гг. Этим юбилейным датам на протяжении двух лет будут посвящаться многочисленные патриотические и культурно-просветительные мероприятия, научные конференции, выставки, реализовываться издательские проекты, создаваться электронные ресурсы и многое другое.  

Проект «Имена Героев бессмертны»


Библиотекарям