ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Сканами библиотечных книг можно будет пользоваться удаленно
«Мая мілая ведзьма». Эту книгу о первой любви назвали лучшим произведением для детей и подростков

Спасти Будду и обустроить Россию

Спасти Будду и обустроить Россию
Другие новости

Акунин выпустил новый томик своей «дюмасовской» серии – «беллетристического сопровождения» «Истории Российского государства».

Дескать, хоть и Дюма, да не совсем: Дюма, «сопровождающий» Карамзина. Прежде чем выбрать сюжет для этого небольшого романа, автор провел опрос на фейсбуке, предложив будущим читателям проголосовать за один из трех вариантов книги. Вспоминаю я об этом потому, что кто-то из участников обсуждения задал простодушный вопрос: зачем отправлять в «несбывшееся» те сюжеты, которые проиграют при голосовании? Ответа не последовало, а он между тем напрашивается: было бы автору действительно интересно, он бы все три замысла и реализовал. Впрочем, выбранный сюжет, судя по исполнению, Акунину все же был небезынтересен. Сам писатель сравнил «Орехового Будду» с «Алмазной колесницей» – и правильно сделал; общего там не очень много, но само сравнение с одним из слабейших романов Акунина делает более выпуклыми скромные достоинства нового произведения.

Ореховый Будда – это буддийская святыня, случайно оказавшаяся в России петровских времен. Ее обладательница – Ката Трехглазова, воспитанная староверами. За статуэткой Будды охотится благочестивый японский монах Симпэй восьмидесяти двух лет от роду (на момент окончания этой истории), а по совместительству – Джеймс Бонд и ниндзя в одном флаконе (ну любит Акунин таких героев, что тут поделаешь). С другой стороны, за самой Катой гоняется чуть ли не вся королевская (царская) рать во главе с фискалом по фамилии Ванейкин.

Приключения героев – одна сторона романа, изображение петровской эпохи – вторая, буддистская проповедь – третья.

У книги два главных достоинства: во-первых, она написана достаточно живо (не в пример второй части той самой «Колесницы»); во-вторых, сюжет не столь предсказуем, как, например, в «Звездухе». Пожалуй, наиболее предсказуема участь рукописи опального Василия Голицына – акунинского варианта «Как нам обустроить Россию»; едва только мы успеваем увидеть Голицына диктующим свой opus magnum, как любой, кто прочел хотя бы две-три книжки Акунина, без труда догадается, что с этой рукописью произойдет в финале. А в остальном – в меру бодро, в меру неожиданно.

С оригинальностью хуже. Вот неполный список того, что можно деликатно назвать автоцитатами: про героя-«ниндзя» уже было сказано. Кроме того, бегство юного существа по бескрайним просторам России XVIII века от опасных представителей государственных структур быстро вызывает в памяти «Внеклассное чтение»; отношения героини с мудрым восточным старцем – «Времена года»; шпион, засланный в логово врага чуть ли не во младенчестве, – «Шпионский роман».

Радует финал книги: знатный пессимист Акунин раскошелился на чуть ли не голливудский хеппи-энд.

Впрочем, скорее всего, это означает, что расправа над героями просто отложена до следующей книги (так же было с героями «Князя Клюквы», трагически погибающими в «Звездухе», или второстепенными персонажами фандоринского цикла – Грушиным, Зуровым, Тюльпановым). Так что слишком обнадеживаться не будем.

Изображение эпохи оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, общая схема от тома к тому «беллетристического сопровождения» не меняется и, по правде сказать, навязла в зубах: у «нас» все всегда было плохо, у «них» (в данном случае — голландцев и японцев) – наоборот. Оно во многом и справедливо, да только уж больно однобоко. С другой стороны, в данном конкретном случае речь идет о петровской эпохе, до сих пор сохраняющей некоторый героический ореол. Популярное описание того, что на самом деле представлял из себя «гений Петра», – дело, конечно, полезное.

Ну и о буддистской проповеди. Она разворачивается параллельно с приключениями Каты и Симпэя, поскольку японцу, разумеется, удается обратить русскую девушку в свою веру. Написаны «проповеднические» куски с явным интересом и с таким же интересом читаются. Со многими мыслями можно согласиться; кое-какие идеи, которые сам Акунин, видимо, склонен считать исключительно буддистскими (в первую очередь, идея Пути), без малейшего затруднения переводятся на язык иудаизма и/или христианства (да, собственно, давно на этом языке и высказаны). Другие идеи, напротив, выглядят странновато («Если единственное несомненно живущее на свете существо – ты сама, значит, важнее и интереснее тебя самой во вселенной ничего нет. Все главное – а может быть, вообще все – происходит внутри тебя»). Но это еще полбеды – мало ли у кого какое мировоззрение. Хуже получается, когда Акунин начинает противопоставлять буддизм христианству. Тут он либо демонстрирует – уже далеко не в первый раз – плохое знание христианства («У христиан главный из полезных страхов – страх перед Богом»), либо просто передергивает, поскольку по какой-то странной случайности Ката на протяжении всей книги сталкивается исключительно с плохими христианами – и с очень хорошим буддистом. Скажете, нечестно? Нечестно, конечно; но так часто бывает, если играешь в шахматы сам с собой.

Подведу итоги: конечно,

Акунин давно уже не обеспечивает своему читателю бессонных ночей.

Но человек он живой, талантливый, и периодически – хотя, увы, не всегда – ему удается порадовать нас если не новым «Левиафаном» или «Статским советником», то хотя бы просто добротной историей. «Ореховый Будда» – из этого ряда.

Автор: Петр Моисеев.
Источник: Год литертауры 2018

Комментарии пользователей:

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Новости

Известные родители известных детей

17 Июл 2018

Российская история знает множество примеров гениев, родившихся в обыкновенных, далеких от искусства семьях. «Культура.РФ» вспомнила примеры обратной ситуации –  когда родителями всем известных поэтов и художников были не менее талантливые люди, известные, правда, в совсем других сферах.

Новости библиотек

80-летний юбилей Белорусского государственного театра кукол

15 Июл 2018

15 июля исполняется 80 лет со дня открытия Белорусского государственного театра кукол, награжденного почетным званием «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Тайны человеческого мозга

12 Июл 2018

С 12 июля по 3 сентября в зале документов международных организаций (2-й этаж, пом. 207g) открыта тематическая выставка «Тайны человеческого мозга», посвященная Всемирному дню мозга.

Книжные выставки