ГлавнаяНовостиНовости библиотек
«Библиотеки не должны быть кладбищем книг – в этой роли они не интересны»
Презентация первого в мире «Букваря» в Библиотеке Миддл Темпл и Школе славянских и восточноевропейских исследований

Смерть в партере

Смерть в партере
Другие новости

В рассказе "Зеленка" Тетка выплеснула боль от безответной любви.

“Курсiстка Зялёнка з кожным днём нiкне. Пецярбургскi клiмат, шчыры валакiта, дабiвае слабагрудых. Зялёнка кашляе, гарыць уся, на твары выпечаны румянец. Часам гэтак мiмаходам зазiрне да люстэрка: «А мамачкi мае, да каго я падобна?» – здзiвiцца, ды далей за работу. На свае лекцыi бегае, у школе з дзецьмi гадзiны з чатыры працуе, а вечарамi i сама яшчэ вучыцца, чытае”.

В школе у нас складывается монументальный и не очень выразительный образ поэтессы Тетки – пламенной революционерки: “Мы не з гiпсу, мы – з камення, мы – з жалеза, мы – са сталi”. Но если бы кто–то начал знакомство с рассказа “Зялёнка”, получил бы совершенно иное представление.

Курсистка Зеленка, прозванная так за нездоровый вид, смертельно больна. Друзья собираются у нее и повеселиться, и попрощаться. Один из них, Шмулька, дарит девушке дорогой билет в театр. Курсистка идет и на пике впечатлений (“Божа, якая страшная ты, творчасць! Роўна вогненна мора падыходзiць з усiх старон да апутанага табою чалавека”) умирает.

tetka_2.jpgНасколько рассказ автобиографичен?

Алоиза училась в Петербурге на курсах Лесгафта, там же приобщилась к революционной борьбе. Описание тусовки из рассказа – это описание революционного кружка. Украинец Хведарчук, который приходит в комнату Зеленки с бандурой, еврей Шмулька, накопивший денег на билет для больной подруги... Колоритный Сибира, вместе с Зеленкой тайно написавший пьесу про своего деда, сосланного в Сибирь участника восстания 1863 года. Упоминается литовец Пасулянис, которого сослали в Якутск... Каждый герой страстно мечтает о свободе для своего народа. Яркие словечки, живые диалоги.

Истинная драма героини подается намеками. Товарищи время от времени говорят задумавшейся Зеленке: “Зусiм вышла за каляiны нашага будняга жыцця. Усё недзе блукаеш за светамi”.

“Аднак слухi хадзiлi аж запрошлую зiму, што Зялёнка труцiлася, што выбягала, спацеўшы, у адной сарочцы на мароз, усё, каб набавiцца якой лiхой хваробы. I што цяпер толькi супакоiлася, калi мэта стала ясней...”

Это как понять? Наверное, ответ в рассказе “Лiшняя”, написанном Теткой в то же время: героиня топится из-за того, что любимый женился на другой. И Зеленка, слушая скрипку в последние минуты жизни, думает: “Смяртэльна раненая моладасць плача, стулiўшыся ля варот шчыльна зачыненага раю шчасця...”. Валентина Ковтун в романе о Тетке уверяла, что поэтесса действительно пережила безответную любовь и предательство.

Как и Зеленка, Тетка болела чахоткой. Жена Янки Купалы Владислава вспоминала, что та “была... з нейкiм хваравiтым румянцам жаўтаватага адцення на твары”.

“Паўтары нядзелi Зялёнка не паказвалася на лекцыях. Закраталася маладзёж, што станцыя ў Зялёнкi сырая i цёмная, што не кожны дзень Зялёнка абедае”.

Это тоже личное... Когда Пашкевич училась в Виленской гимназии, потеряла сознание. Доктор сказал – от голода. Но от помощи одноклассников Алоиза гордо отказывалась. Тогда одна из них, Юльяна Менке, стала каждый день оставлять ей в парте булочку.

Степан КейрисТетка ненавидела застолья. Вот и гости Зеленки пьют исключительно чай.

Под рассказом стоит дата “1910 – 1912”. Автор очень медленно писала. По воспоминаниям ее мужа Степана Кейриса, переписывала черновики годами. Кстати, как раз в 1911 году Алоиза Пашкевич в одном из виленских костелов обвенчалась с упомянутым Кейрисом – но большинство исследователей считает это фиктивным браком.

Рассказ “Зялёнка” был опубликован в журнале “Маладая Беларусь” в 1913 году. В советское время осуждался за “матывы суму i адзiноцтва”.

Мы никогда не узнаем точно, кто ранил сердце автора. Но это произведение, очень личное, живое, интересно и сегодня.

Аўтар публікацыі: Людміла Рублеўская.

Крыніца: СБ – Беларусь сегодня

Новости

Спектакль «Паўлiнка» признан достойным статуса нематериальной историко-культурной ценности

12 Дек 2019

На рассмотрение Республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры был представлен спектакль «Паўлiнка». Было предложено присвоить ему статус нематериальной историко-культурной ценности.

Новости библиотек

О белорусских иллюстраторах, посвятивших талант Ее Величеству Книге

11 Дек 2019

«Я не самотны, я кнігу маю…» – неслучайно строка из стихотворения Максима Богдановича прозвучала на торжественной презентации книги журналистки Ольги Павлюченко «Малюнак пад кніжнай вокладкай», состоявшейся 10 декабря в зале документов по искусству.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Аудиоколлекция литературной классики и современной прозы Беларуси – на страничке веб-навигатора «Беларусь в информационном пространстве»

11 Дек 2019

Министерство информации Республики Беларусь предоставило в открытый доступ подготовленную издательством «Вышэйшая школа» коллекцию произведений белорусских писателей, озвученных ведущими актерами Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Съемки в интерьерах главной библиотеки страны

11 Дек 2019

Национальная библиотека Беларуси – свободное пространство для творчества и идеальное место для проведения кино-, видео-, фотосъемок и реализации любых креативных сценарных планов.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Его первое пристанище в Минске – тюрьма. Что можно узнать о Якубе Коласе в музее Песняра

11 Дек 2019

Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа 4 декабря отмечает 60-летний юбилей. Как его создавали и чем он радует посетителей сейчас – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Новости библиотек

Роман Мотульский: «В современном мире нет знания константы»

10 Дек 2019

6 декабря прошла встреча финалистов конкурса «Студент года» с директором Национальной библиотеки Беларуси, председателем общественно-консультативного совета по вопросам образования при Министерстве образования Республики Беларусь, доктором педагогических наук, профессором Романом Мотульским.

Авторский взгляд


111