ГлавнаяНовостиНовости библиотек
В деревню к Крапиве
Итоги ХХVI Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры»

Сказки на кончике пальца

Сказки на кончике пальца
Другие новости

Изготовители мини-книг рассказали о том, как соединить литературу и изобретательство и кому интересны маленькие шедевры.

Книги-малютки появились одновременно с «полноразмерными»: историкам известно о маленьких глиняных плитках, сделанных в Вавилоне более 4000 лет назад. Тогда, в отсутствие бумажных книг, книжка-малютка имела практическое значение. Но сейчас за окном 2018 год. Революции Гутенберга 500 лет, но и бумажные тома уверенно теснят книги виртуальные. Зачем же по-прежнему мастерить игрушечные книжечки, словно вышедшие из-под молотка подковавшего блоху Левши? Об этом «Году Литературы» на книжном фестивале «Красная площадь» рассказали люди, посвятившие свою жизнь созданию маленьких произведений искусства – благо среди «акул» издательского бизнеса им тоже нашлось место.

Каждый экземпляр маленькой книги уникален

Владимир МарковМаленькая книга требует большой работы – практически каждый экземпляр, встреченный вами на прилавках, можно смело называть уникальным. Иллюстрации, переплеты, удивительные творческие решения – все это в рамках мини-формата требует необычайно кропотливой работы, которую изготовители (они же, как правило, и издатели) зачастую не готовы доверять «подрядчикам».

– Я все делаю самостоятельно, иначе получается сразу косовато. Многие переплеты, например, вот этот шелковый, я тоже изготовил сам, и повторить его никто не может, хотя я ничего не скрываю. В чем преимущество такого переплета? Во-первых, красиво, во-вторых, если это утром задумано, то к обеду уже готово. Ну, и главное, получается нестандартно и качественно, – поясняет создатель микрокниг (первых, кстати, в Советском Союзе) Владимир Марков.

«Издательством в одном лице» называет себя и другой мастер – Эмиль Гузаиров. Он даже тексты пишет сам, но изюминка его творений – необычное оформление. По словам Гузаирова, в то время, когда книга уходит в Сеть, необходимо найти другой способ ее существования. И именно из этого желания возникают самооткрывающиеся объемные элементы внутри, скульптурные и рельефные обложки, бесконечные странички-«гусеницы», казалось бы, совсем не книжные – треугольные – форматы…

mini-6.jpg

mini-12.jpg

mini-14.jpg

– Я делаю поп-ап книги. Они бывают всякие. Мне интересно придумывать необычные решения, чтобы было не так скучно держать их в руках. Вот, например, «Курочка Ряба. Новое видение старой сказки». Начало стандартное, «Жили-были дед и баба», но вдруг оказывается, что курочка снесла им яйцо не простое, а механическое. Внутри были витязь и дракон, играла музыка. Когда начали яйцо варить, оттуда выплыли кораблики, начался морской бой и так далее.

Мини-книги от кутюр

Мария ЖуковаИ здесь читатель уже не просто читатель, а будто зритель спектакля – карманного, который всегда с тобой. Вообще мини-книги довольно часто, как это ни странно, соединяют литературу и где-то даже изобретательство.

Сами создатели это только подтверждают. Например, Владимир Марков сорок лет проработал в конструкторском бюро, а мини-книги в его жизни возникли благодаря «любви к точному изготовлению и к искусству». А вот по словам Эмиля Гузаирова, «книга – это объект, который предназначен не только для «почитать и посмотреть», но и который может радовать необычной системой и конструкцией». Привычные страницы с текстом встретишь редко – а зачем? Но даже если и так, то одни микроиллюстрации чего стоят! Уже они одни способны превратить томик в настоящий арт-объект.

– Мы создаем произведение искусства. Это тот случай, когда какое-то любимое произведение приобретает оригинальное оформление. Конечно, и других вариантов много, но наш формат интересен и уникален. Знаете, у нас был покупатель, который сказал: «У вас книги от кутюр», – рассказывает директор издательства миниатюрных книг «ЯникО» Мария Жукова.

2y-variant-knig-Alisy.jpg

Иллюстрации для своих «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» издательство ждало два года. Вообще же какого-то среднего времени для того, чтобы маленькая книга вышла в свет, не существует – работа может занять как месяц, так и несколько лет, говорят специалисты. Роль здесь играет и сама задумка, и сложность ее реализации.

illyustracii-k-Alise.jpg

При этом сюжет может быть абсолютно любым. У одних издателей выбор основан на «как душа ляжет», другие же склонны ориентироваться на интерес читателей. Но главное правило одно: чтобы произведение по возможности поместилось без сокращений в формат миниатюрной книги и чтобы это было читабельно.

Коллекционные издания

Эмиль ГузаировКто же основная аудитория «книг от кутюр»? Разумеется, это не просто читатели. Изготовители сходятся во мнении, что в подавляющем большинстве случаев их приобретают в качестве оригинального подарка, а еще неравнодушны к ним коллекционеры.

– Я вижу три категории ценителей: коллекционеры, которые собирают необычные вещи, люди, которым надоело дарить друг другу банальные подарки, и, конечно, иностранцы, которые любят все непростое, – приводит свою классификацию Эмиль Гузаиров.

Надо сказать, что изготовление мини-книг – процесс дорогостоящий (как и любая ручная работа), а потому многие из таких образцов – отнюдь не дешевые сувениры. В том числе и поэтому превратить миниатюрное книгоиздание в бизнес достаточно проблематично. Те, кто занимается созданием маленьких шедевров, уверяют: пока это скорее увлекательное хобби. Однако в придачу еще и известность в «профессиональных» кругах – российские работы зачастую показывают на конкурсах и выставках, а премии они получают даже в зарубежных странах.

voron-1.jpg

Книга Владимира Маркова «Ворон» по Эдгару По, например, в 1996 году стала лучшей маленькой книгой мира. Его же авторства внимание привлекают необычные лаковые переплеты к русским народным сказкам и сказкам Пушкина.

lakovaya-miniatyura.jpg

– Выйдет ли миниатюрная книга в массы? Сложно сказать, – признает Мария Жукова. – Это зависит от денег, от моды, от того, сможем ли мы что-то этакое создать. А это непредсказуемо, как и все в нашем издательском деле.

КСТАТИ
У книг скромного формата есть свои официальные размеры. Если это миниатюрная книга, то в России ее размер не может превышать100х100 миллиметров, в некоторых других странах – 76х76 миллиметров (3×3 дюйма). Микрокнига должна быть не больше 10х10 миллиметров.

Авторы публикации и фото: Светлана Гервасовская, Инга Бугулова.

Источник: «Год Литературы»

Читайце также:


Комментарии пользователей:

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Новости

Книга книг

16 Окт 2018

После Гонконга и Ватикана Минск — третья точка на планете, которая принимает собрание из более двухсот Библий мира

Новости библиотек

Международный научный круглый стол «Современные библейские исследования»

16 Окт 2018

16 октября в библиотеке в рамках выставочного проекта «Беларусь и Библия» состоялся международный научный круглый стол «Современные библейские исследования».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Об экспонатах выставки «Беларусь и Библия» – в интервью с Александром Сушей на «Беларусь 3»

15 Окт 2018

Клинописные таблички возрастом до 5 тысяч лет, Библии с гравюрами Альбрехта Дюрера, Сальвадора Дали и других знаменитых художников, свитки Мертвого моря, книги Гутенберга, Лютера и Скорины – в музей книги Национальной библиотеки Беларуси привезли экспонаты, которые стоят миллионы евро в денежном эквиваленте и не имеют цены в культурном.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Новые экспонаты на выставке «Беларусь и Библия»

15 Окт 2018

На международной выставке «Беларусь и Библия» появились новые интересные экспонаты – рукописи переводов Евангелия, сделанные Михасём Мицкевичем, младшим братом Якуба Коласа.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Юные искусствоведы на выставке «Беларусь и Библия»

15 Окт 2018

Международную выставку «Беларусь и Библия» посетили участники народной художественно-образовательной студии «В гости к Тюбику» Национального художественного музея Республики Беларусь.

Новости Национальной библиотеки Беларуси