ГлавнаяНовостиНовости библиотек
В деревню к Крапиве
Итоги ХХVI Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры»

Сказки на кончике пальца

Сказки на кончике пальца
Другие новости

Изготовители мини-книг рассказали о том, как соединить литературу и изобретательство и кому интересны маленькие шедевры.

Книги-малютки появились одновременно с «полноразмерными»: историкам известно о маленьких глиняных плитках, сделанных в Вавилоне более 4000 лет назад. Тогда, в отсутствие бумажных книг, книжка-малютка имела практическое значение. Но сейчас за окном 2018 год. Революции Гутенберга 500 лет, но и бумажные тома уверенно теснят книги виртуальные. Зачем же по-прежнему мастерить игрушечные книжечки, словно вышедшие из-под молотка подковавшего блоху Левши? Об этом «Году Литературы» на книжном фестивале «Красная площадь» рассказали люди, посвятившие свою жизнь созданию маленьких произведений искусства – благо среди «акул» издательского бизнеса им тоже нашлось место.

Каждый экземпляр маленькой книги уникален

Владимир МарковМаленькая книга требует большой работы – практически каждый экземпляр, встреченный вами на прилавках, можно смело называть уникальным. Иллюстрации, переплеты, удивительные творческие решения – все это в рамках мини-формата требует необычайно кропотливой работы, которую изготовители (они же, как правило, и издатели) зачастую не готовы доверять «подрядчикам».

– Я все делаю самостоятельно, иначе получается сразу косовато. Многие переплеты, например, вот этот шелковый, я тоже изготовил сам, и повторить его никто не может, хотя я ничего не скрываю. В чем преимущество такого переплета? Во-первых, красиво, во-вторых, если это утром задумано, то к обеду уже готово. Ну, и главное, получается нестандартно и качественно, – поясняет создатель микрокниг (первых, кстати, в Советском Союзе) Владимир Марков.

«Издательством в одном лице» называет себя и другой мастер – Эмиль Гузаиров. Он даже тексты пишет сам, но изюминка его творений – необычное оформление. По словам Гузаирова, в то время, когда книга уходит в Сеть, необходимо найти другой способ ее существования. И именно из этого желания возникают самооткрывающиеся объемные элементы внутри, скульптурные и рельефные обложки, бесконечные странички-«гусеницы», казалось бы, совсем не книжные – треугольные – форматы…

mini-6.jpg

mini-12.jpg

mini-14.jpg

– Я делаю поп-ап книги. Они бывают всякие. Мне интересно придумывать необычные решения, чтобы было не так скучно держать их в руках. Вот, например, «Курочка Ряба. Новое видение старой сказки». Начало стандартное, «Жили-были дед и баба», но вдруг оказывается, что курочка снесла им яйцо не простое, а механическое. Внутри были витязь и дракон, играла музыка. Когда начали яйцо варить, оттуда выплыли кораблики, начался морской бой и так далее.

Мини-книги от кутюр

Мария ЖуковаИ здесь читатель уже не просто читатель, а будто зритель спектакля – карманного, который всегда с тобой. Вообще мини-книги довольно часто, как это ни странно, соединяют литературу и где-то даже изобретательство.

Сами создатели это только подтверждают. Например, Владимир Марков сорок лет проработал в конструкторском бюро, а мини-книги в его жизни возникли благодаря «любви к точному изготовлению и к искусству». А вот по словам Эмиля Гузаирова, «книга – это объект, который предназначен не только для «почитать и посмотреть», но и который может радовать необычной системой и конструкцией». Привычные страницы с текстом встретишь редко – а зачем? Но даже если и так, то одни микроиллюстрации чего стоят! Уже они одни способны превратить томик в настоящий арт-объект.

– Мы создаем произведение искусства. Это тот случай, когда какое-то любимое произведение приобретает оригинальное оформление. Конечно, и других вариантов много, но наш формат интересен и уникален. Знаете, у нас был покупатель, который сказал: «У вас книги от кутюр», – рассказывает директор издательства миниатюрных книг «ЯникО» Мария Жукова.

2y-variant-knig-Alisy.jpg

Иллюстрации для своих «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» издательство ждало два года. Вообще же какого-то среднего времени для того, чтобы маленькая книга вышла в свет, не существует – работа может занять как месяц, так и несколько лет, говорят специалисты. Роль здесь играет и сама задумка, и сложность ее реализации.

illyustracii-k-Alise.jpg

При этом сюжет может быть абсолютно любым. У одних издателей выбор основан на «как душа ляжет», другие же склонны ориентироваться на интерес читателей. Но главное правило одно: чтобы произведение по возможности поместилось без сокращений в формат миниатюрной книги и чтобы это было читабельно.

Коллекционные издания

Эмиль ГузаировКто же основная аудитория «книг от кутюр»? Разумеется, это не просто читатели. Изготовители сходятся во мнении, что в подавляющем большинстве случаев их приобретают в качестве оригинального подарка, а еще неравнодушны к ним коллекционеры.

– Я вижу три категории ценителей: коллекционеры, которые собирают необычные вещи, люди, которым надоело дарить друг другу банальные подарки, и, конечно, иностранцы, которые любят все непростое, – приводит свою классификацию Эмиль Гузаиров.

Надо сказать, что изготовление мини-книг – процесс дорогостоящий (как и любая ручная работа), а потому многие из таких образцов – отнюдь не дешевые сувениры. В том числе и поэтому превратить миниатюрное книгоиздание в бизнес достаточно проблематично. Те, кто занимается созданием маленьких шедевров, уверяют: пока это скорее увлекательное хобби. Однако в придачу еще и известность в «профессиональных» кругах – российские работы зачастую показывают на конкурсах и выставках, а премии они получают даже в зарубежных странах.

voron-1.jpg

Книга Владимира Маркова «Ворон» по Эдгару По, например, в 1996 году стала лучшей маленькой книгой мира. Его же авторства внимание привлекают необычные лаковые переплеты к русским народным сказкам и сказкам Пушкина.

lakovaya-miniatyura.jpg

– Выйдет ли миниатюрная книга в массы? Сложно сказать, – признает Мария Жукова. – Это зависит от денег, от моды, от того, сможем ли мы что-то этакое создать. А это непредсказуемо, как и все в нашем издательском деле.

КСТАТИ
У книг скромного формата есть свои официальные размеры. Если это миниатюрная книга, то в России ее размер не может превышать100х100 миллиметров, в некоторых других странах – 76х76 миллиметров (3×3 дюйма). Микрокнига должна быть не больше 10х10 миллиметров.

Авторы публикации и фото: Светлана Гервасовская, Инга Бугулова.

Источник: «Год Литературы»

Читайце также:


Комментарии пользователей:

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Новости

Микро-, малые и средние предприятия в обеспечении устойчивого развития общества

21 Июн 2018

С 21 июня по 24 июля в зале документов международных организаций (пом. 207g) открыта тематическая выставка «Микро-, малые и средние предприятия в обеспечении устойчивого развития общества», посвященная Дню микро-, малых и средних предприятий.

Книжные выставки

Роман-эпопея «Четыре судьбы. Одна Родина» пополнит фонды библиотек страны

20 Июн 2018

20 июня в Национальной библиотеке прошла церемония передачи книги Вячеслава Бондаренко «Четыре судьбы. Одна Родина» в дар районным и городским библиотекам.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Это невозможно читать!

21 Июн 2018

Шедевры литературы, которые оценили лишь спустя годы. Шесть книг, ставших классическими, но которые критика либо упорно не замечала, либо принимала в штыки.

Новости библиотек

Начал работу II Международный сетевой проект «ЧтениеPROДвижение»

20 Июн 2018

Проект нацелен на развитие читательской культуры посредством формирования мотивации и устойчивого интереса к чтению, расширение читательского кругозора, стимулирование к личностному и интеллектуальному развитию на основе использования возможностей современной информационно-коммуникационной среды.

Новости библиотек