ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Тестовый доступ к журналам Emerald
Спектакль «Сотников» Брестского театра кукол заявлен на Национальную театральную премию

Шаманские пляски

Шаманские пляски
Другие новости

Сегодня библиотеки уже не пустуют. Но где же сама книга? Она постепенно превращается в поделочный материал…

Общеизвестно: легкодоступное быстро обесценивается. Но это полбеды – беда, что вместе с ценностью утрачивается главный смысл вещи, остается пустая форма, которая дальше уже наполняется чем придется.

Не это ли и происходит сегодня с книгой? Количество событий вокруг нее огромно – море книжных праздников, фестивалей, ярмарок, сопровождаемых настойчивыми призывами читать… И все равно не покидает странное чувство, что книги в центре этих событий нет. Она постепенно смещается из центра внимания куда-то в зону даже не самых значительных поводов для чего-нибудь массово-развлекательного. А содержание книги, согласно логике пост-постмодерна, уже вообще ничего не определяет в этих событиях.

Обсуждая с самыми ревностными служителями книги, библиотекарями, разницу между интеллектуальным досугом и шоу, я не однажды слышала горькие слова: да, сегодня от нас требуют зрелищности и массовости. Критерии оценки работы библиотек постепенно сменились на противоположные самой библиотечной сути. Собирание, хранение, систематизация, организация доступа, популяризация и – в идеале – создание условий для осмысления и обсуждения вопросов и проблем, поднимаемых писателями, в функционал библиотек уже как бы и не входят. Вместо этого на библиотечных площадках разворачивается большая культмассовая работа, требующая специалистов совершенно других профессий – культорганизаторов, режиссеров, актеров… Кстати, певцов и танцоров тоже бы неплохо в этот перечень включить: уж шоу так шоу…

Библиотекарь – профессия творческая. Библиотекари могут сделать все – ну или почти все, что приводит к книге, оставляет с ней наедине, заставляет говорить о ней, соизмерять с ней свое видение жизни... Вспоминается, как в незабвенные 1990-е именно в библиотеках спасались растерянные люди, как организовывались там клубы по интересам для самых незащищенных – ветеранов-пенсионеров, инвалидов, как подкармливали голодающих детей… И это было реальным воплощением идей русской литературы об отношении к ближнему, к слабому, к человеку вообще.

Близость к литературе, к миру идеальных представлений о том, какими мы должны быть, какими хотим себя видеть, делает библиотекарей людьми совершенно особенными. В те же 1990-е, когда специалисты уходили из многих престижных областей деятельности, библиотечное дело понесло наименьшие потери. Сегодня библиотеки существенно пополнились самыми разными специалистами.

И вот буквально у нас на глазах библиотечная жизнь сегодня переориентируется – книга становится уже не целью, а средством – для чего? Первый тревожный звоночек: подготовленная аудитория на творческой встрече стала большой редкостью. Если что-то прочли и задали вопрос по сюжету, героям, проблематике – праздник сердца. Такие драгоценные встречи наперечет. А что нужно аудитории неподготовленной? Развлечение, зрелище, фокус и аттракцион… Ну хорошо, вот вам писатели-хедлайнеры. Дороговато берут, правда. А, вот подешевле: (реальный факт) тринадцатилетний писатель Кирилл (имя изменено)! Он вместе с папой представит свою фантастическую повесть! Самый молодой писатель области! Писатели должны быть молодыми! А вот еще вариант творческой встречи: известный силач расскажет о своем пути в спорт и на ваших глазах поднимет ну о-очень тяжелую книжную полку! А мы это сфотографируем!

Приглашение молодых авторов представить первые книги на городском книжном фестивале: «А скажите, может, кто-то из них поет, танцует, на музыкальных инструментах играет?» – «Нет, они очень интересно пишут и хорошо читают свои произведения…» – «Ну вы же понимаете, что нужно как-то увлечь аудиторию, это открытая площадка, тут свои законы жанра…» Петь и плясать, конечно, не стали. Выступили хорошо – читатели подходили, задавали вопросы… Но изумление осталось.

Второй тревожный звонок: смещение внимания от содержания книги к способам ее подачи, перегруженность библиотек несвойственными им функциями, помимо перечисленных казусов, привели к тотальной неразборчивости: зачастую достаточно «принести» в библиотеку готовое мероприятие, привести свою аудиторию – и все, некогда заглядывать под обложку и смотреть, о чем эти буквы. Но читатель-то в итоге получает книгу из рук библиотекаря – со всем доверием профессионалам… И это доверие дорогого стоит. А под обложкой сегодня может быть что угодно – от махровой, но практически безобидной графомании до откровенно антикультурных и антиобщественных произведений (кстати, по логике пост-постмодерна и обложка книги не должна соотноситься с ее содержанием, это совершенно разные вещи).

Да, сегодня библиотечные залы уже не пустуют. Но давайте посмотрим на афиши – что происходит? Что в центре внимания? Рукоделие, фотосессии, лего, каллиграфия (ну это хоть ближе к буквам), игровые залы, квесты, библионочи… Ах, да, библиосумерки – но буквы-то все равно не видно...

booklib_2.jpg

А где книга? А книга постепенно и совершенно закономерно превращается в поделочный материал.

Из списанных или принесенных читателями на буккроссинг томов получаются прекрасные винтажные шкатулки. Не пропадать же добру! Под Новый год из книг можно соорудить необычную елочку – библиотека ведь! И повыше, повыше! А вообще тома удобны, как кирпичи – особенно если подобрать по формату. Можно построить что угодно – лабиринты, кубы, тумбы и стойки…

И похоже, вот этот звонок – последний. Смутное воспоминание о смысле, который в себе когда-то заключала книга, превращает весь этот хоровод вокруг нее в какие-то шаманские пляски, в которых смысл вроде бы есть, ну должен быть обязательно, ну нельзя же так, чтобы совсем бессмысленно…

Оказывается, запросто.

Библиотеки можно не закрывать – можно изменить цели их деятельности, ускорить темпоритм событий, заполнить библиотечные площадки всем, что раньше находило приют в домах культуры и клубах, и при этом бесконечно повторять: книга, книге, книгой, о книгах… В результате ни того, ни другого у нас просто не останется. Будут информационные потоки без спасательных кругов, писателей естественно заменят шоумены (уже сейчас поэтические «чесы» лихо разворачиваются по всей стране), а литература из точной науки о жизни превратится в эдакую словесную сэлфи-манию, которой приятно заняться на досуге.

Готовя этот материал, я общалась со многими библиотекарями – по образованию, призванию, служению. Тревога за книгу и происходящее вокруг нее у нас общая.

Вот недавно писатели получили приглашение выступить на площадке «Неврозы большого города». Диалог с библиотечными организаторами, молодыми, креативными, по образованию явно не библиотекарями:
– А почему площадку так назвали? Смысл в чем? Писательство – форма невроза, по-вашему? Аудитория какая будет – психотерапевты?
– Ну есть сериал – «Секс в большом городе»… Знаете?
– И что?
– А у нас – «Невроз». Надо же креативно…

Занавес.

Автор публикации: Нина Ягодинцева.

Источник: Литературная газета


Новости

Факсимиле Брестской Библии вызвало большой интерес у участников Франкфуртской книжной ярмарки

23 Окт 2019

Факсимильное воспроизведение Брестской Библии 1563 года представлено на 71-й Франкфуртской международной книжной выставке-ярмарке, сообщил БелТА заместитель директора Национальной библиотеки Алесь Суша.

Новости библиотек

Петр Васюченко посмертно номинирован на престижную премию в сфере детской литературы

22 Окт 2019

Белорусский писатель Петр Васюченко посмертно номинирован на самую престижную международную премию в сфере детской литературы – ALMA Astrid Lindgren Memorial Award. Такая информация размещена на сайте премии.

Новости библиотек

«Мінскае жыццё» на страницах газеты «Звон»

22 Окт 2019

В Беларусь польская интервенция началась в конце февраля 1919 года. Политическое и военное руководство Польского государства во главе с Юзефом Пилсудским рассматривала Беларусь в качестве ее неотъемлемой части. Уже в первой половине марта 1919 г. польскими войсками были захвачены города Брест, Слоним, Волковыск, Скидель, Щучин, Пинск. Через месяц польские войска возобновили наступление. В ночь на 17 апреля они прорвали Западный фронт и захватили Лиду и Барановичи, а 21 апреля – Вильно.

Проект «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности»

Свет звезды, возвращенный через столетие

22 Окт 2019

17 октября в Государственном музее истории белорусской литературы состоялась лекция Анны Северинец «Критик и вселенная. Адам Бабареко, литература и литераторы», одна из четырех запланированных к 120-летию талантливого литературоведа.

Авторский взгляд

14 Май 2008

Большой вклад в развитие литературной библиографии страны, разработку ее методики, исследование жизни и творчества знаменитого белорусского поэта М. Богдановича внесла выдающийся библиограф, литературовед, заслуженный деятель культуры Беларуси, член Союза писателей Беларуси Нина Борисовна Ватаци (14.05.1908 – 03.08.1997).

Портреты: история библиотеки в лицах

«Час музыки» открывает новый сезон

21 Окт 2019

Национальная библиотека Беларуси совместно с Национальной академией наук Беларуси в рамках «Часа музыки» открывают новый сезон интерактивных лекций «Белорусская музыка в мировом художественном пространстве».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111