ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Балетная легкость Агнии Барто
Спасибо за победный Май!

Роза для Алеси

Роза для Алеси
Другие новости

Пьесу «На Купалле» Михась Чарот написал для любимой девушки.

«Купалiнка, Купалiнка,
Цёмная ночка,
Цёмная ночка,
А дзе ж твая дочка?»

Прекрасная и грустная песня, которую любят и знают все. Конечно, как народную.

И вдруг натыкаюсь на утверждение, что на самом деле у нее есть авторы. Музыку написал композитор Владимир Теравский, а слова – поэт Михась Чарот.

Что ж, случай не нов, когда авторское произведение уходит в народ. Но насколько здесь это правда? Давайте разбираться.

Во-первых, вопросы к первоисточнику... А это пьеса Михася Чарота «На Купалле». Часто она значится пропавшей. «Аглабельны крытык» Лука Бенде, на чьей совести многие погубленные литераторы, в 1959-м, когда Михась Чарот, расстрелянный в 1937-м, был полностью реабилитирован, писал: «Той, хто быў знаёмы з М.Чаротам, ведае, што ён не вельмi ўважлiва адносiўся да сваёй лiтаратурнай спадчыны. У вынiку /.../ мы пазбаўлены тэксту цудоўнай рамантычна-музычнай драмы «На Купалле». Абнародаваўшы яе праз тэатр, аўтар на гэтым заспакоiўся i не надрукаваў тэкст».

Тем не менее Википедия дает ссылку на текст этой пьесы! Возможно, реконструированный. Читала, что отрывки пьесы имелись у белорусских эмигрантов.

Но давайте заглянем в фонд Михася Чарота Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства. Вот она, папочка, в одном переплете – машинописные копии музыкальной драмы в 3-х актах «На Купалле», стихотворения Франтишка Богушевича «Кепска будзе» и статьи «На путях отступления под Минском», напечатанной в «Звяздзе» в 1919 г. Копия пьесы датируется 1930-ми. Тут есть существенные отличия от варианта, что размещен в сети. Там главная героиня Алеся, которую пытается утопить ревнивая пани, спасена, а в архивном – утонула. И все заканчивается эпической картиной – горит панская усадьба.

Классовая борьба подчеркивалась не зря. Этот музыкальный спектакль был с успехом показан в Москве, на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 г. А саму пьесу Михась Чарот написал в 1921 году для театра БДТ-1, которому требовался национальный репертуар. Автор использовал много народных песен, обработав их. Есть там и «Купалiнка». В варианте из архива она звучит так:

«Алеся: Купалiнька, Купалiнька,
Цёмная ночка,
Увесь хор: Цёмная ночка,
А дзе твая дочка?
Алеся: Мая дочка у садочку,
Дочка у садочку,
Ружу полiць, ручкi колiць,
Ручкi, ножкi колiць i г.д.»

Сцена из спектакля "На купалле"

Сцена из спектакля «На Купалле».

Песня не случайно вложена в уста главной героини, Алеси. Роль досталась артистке хора Владимира Теравского Алесе Александрович, сестре поэта Алеся Александровича, в которую Михась Чарот был влюблен. Он и сам играл на сцене, пел в хоре Теравского – у него был красивый баритон. Однако Алеся предпочла поэту другого. И даже не разрешила посвятить себе эту пьесу. Но что поэт создавал ее, думая о любимой, – несомненно. В пьесе многое перекликается с драмой Янки Купалы «Сон на кургане». Говорят, Алеся не очень ценила творчество Михася Чарота. Однажды прочитала ему в качестве примера, как надо писать, поэму Купалы «Сон на кургане». Спустя некоторое время Михась принес ей свою поэму – «Сон на балоце». Мол, Купала – велик, на возвышении, а он, скромный Чарот, то бишь камыш, произрастает в болотистой низине...

Пьеса с музыкой Владимира Теравского в 1920-х выдержала более 400 представлений. Песни из нее ушли в народ.

Однако насколько «Купалiнку» можно назвать авторской?

В фольклорных записях Яна Чечота 1846 года находим записанную в Подвинье песню:

«– Купалачка, дзе твая дачка?
– А ў гародзе на пагодзе красачкi рвець,
Вяночкi ўець».

Текст из песни "Купалинка"

Текст из песни.

Арсений Лис в своей монографии ссылается на «Матэрыялы да вывучэння фальклору» Александра Шлюбского, где тоже есть «Купалiнка» с похожим началом.

Если внимательно посмотреть текст, то песня там приводится не полностью, обрываясь сокращением «i г.д.», как бы ссылкой на общеизвестный текст.

Но все же имеет право на жизнь и версия, что Теравский и Чарот, взяв за основу народное произведение, создали свой шедевр. И хотя настоящая Алеся разбила автору сердце, в его пьесе она по-прежнему дарит нам «Купалiнку».

Автор публикации: Людмила Рублевская.

Источник: СБ – Беларусь сегодня


Новости

Переписка с Пушкиным и прижизненные издания: литературное наследие Адама Мицкевича в фондах Национальной библиотеки

22 Янв 2019

В декабре исполнилось 220 лет со дня рождения первого белорусского поэта-романтика Адама Мицкевича. Национальная библиотека Беларуси присоединилась к празднованию и представила в Минске и Москве яркие книжные выставки.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

«Лісты да Жазефіны»: научная и романтическая книга на основе рукописей из фонда Национальной библиотеки Беларуси

21 Янв 2019

Библиотекой подготовлено и выпущено научное издание «Лісты да Жазефіны: ваенныя шляхі французскага афіцэра. 1805–1812». Основным историческим источником послужили письма французского офицера Шарля-Филиппа Фита де Суси к своей жене, хранящиеся в фонде Национальной библиотеки Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Новый видеоурок по базе данных «Ученые Беларуси»

21 Янв 2019

Для пользователей, не имеющих возможности посетить нашу библиотеку, подготовлен видеоурок по работе с базой данных «Ученые Беларуси», знакомящий с ресурсом и основным алгоритмом поиска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Институт Польский в Минске – партнер в организации ХV Международных книговедческих чтений

18 Янв 2019

Институт Польский в Минске подтвердил поддержку в организации ХV Международных книговедческих чтений, благодаря которой ожидается приезд в Минск выдающихся представителей современного польского книговедения.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Современник Пушкина философ Веневитинов: короткая жизнь, роковая смерть и 100 лет в могиле с перстнем любимой женщины

21 Янв 2019

Судьба поэта и философа Дмитрия Веневитинова поражает воображение даже в век пресыщенности читателя разными мистическими историями. Исключительно короткая, не слишком богатая на события, но вместе с тем яркая и неординарная жизнь этого современника Пушкина сама по себе привлекает интерес к его личности, что уж говорить об истории смерти поэта, в которой задействованы сразу и любовь, и страдание, и даже катастрофа, поразившая две тысячи лет назад античный город.

Новости библиотек