ГлавнаяНовостиНовости библиотек
В июле станет известна лучшая книга пятидесятилетия
«Иль перечти "Женитьбу Фигаро"»...

Повествовательные стратегии в романе «Пантофля Мнемазіны» Людмилы Рублевской

Повествовательные стратегии в романе «Пантофля Мнемазіны» Людмилы Рублевской
Другие новости

Людмила Рублевская – одна из самых успешных и популярных современных белорусскоязычных писательниц. Секрет ее успеха во многом заключается в ее повествовательном мастерстве, в апелляции через проблематику и ее продуманную эстетическую адаптацию к широкой читательской аудитории.

Повествовательные стратегии писательницы направлены на осмысление отечественной истории, человеческой судьбы, уровней человеческой прочности, на непринужденное воспитание читательских вкусов. Осмысление повествовательных стратегий современных белорусских авторов прежде всего актуально в национальном литературоведении для исследования эстетической идентификации отечественной изящной словесности, для определения проспективных путей ее репрезентации в культурно-коммуникационном пространстве XXI века.

Цель данной работы заключается в выявлении приемов и функций нарративных стратегий Людмилы Рублевской в ее новом романе «Пантофля Мнемазіны» (2017).

В качестве материала для анализа выбраны сюжетно-композиционные особенности произведения. В данной работе использованы элементы конкретно-исторического, феноменологического, структурно-типологического и дескриптивного анализа.

Современная литература вынуждена конкурировать с различными средствами массовых коммуникаций, прежде всего с такими, как кино, видео, интернет. В результате литературоцентричность заметно стала уступать свои позиции в культурном сознании общества.

Писатели в таких условиях стремятся вернуть литературе читателя, утвердить право искусства слова на полноценное существование в системе культуры и массовых коммуникаций. Крупнейший сербский прозаик Милорад Павич в исследовании «Роман как держава» заметил, что современному автору жизненно нужна новая технология написания произведения, что ему напрямую, например, необходимо развивать технику нелинейного повествования: «Надо создать такое произведение, которым можно пользоваться как интерактивной прозой. Это требует абсолютно другая, новая техника написания романа или рассказа, – техника, которая заранее предполагает и обеспечивает различные ходы при чтении произведения» [1, 20], так как «мы имеем дело не с кризисом самого романа, а с кризисом чтения романа. Такого романа, который напоминает улицу с односторонним движением. То есть с кризисом графического облика романа. С кризисом – книги» [1, 35]. Основная идея М. Павича сводилась к выводу об объективной необходимости существенного обновления поэтики романной формы через изначальное реформирование рассказа.

Л. Рублеўская "Пантофля Мнемазіны"

«Пантофля Мнемазіны» – книга о человеке и его возможностях, где писательница попыталась интерактивизировать рассказ, переосмыслить традиционные приемы художественного отражения мира и человека. Роман – крупная прозаическая форма, предполагающая развитие одновременно нескольких тем, наличие множества героев, использование различных художественных средств и приемов.

Существенная черта произведения Рублевской – металитературный план, где изящная словесность представлена феноменом диалога писательского и читательского сознания. Л. Рублевская модернизировала систему рассказа в романе. В «Пантофле Мнемазіны» разворачиваются три переплетенные между собой истории: история создания романа, история Виринеи (Ирины) Корвус и история выдающегося доктора Люциана Корвуса. Эти истории прочитываются одна за другой, входят друг в друга, одновременно они относительно автономны.

Сама история написания романа о докторе Корвусе подается рассказчицей в конце произведения. При этом она подчеркивает, что в писательской работе исторические и биографические факты – это всего лишь толчок, импульс для творческой деятельности, которая базируется на авторской концепции жизни и назначения человека, на вымысле во имя жизненной убедительности, для основательного интеллектуального и эмоционального воздействия на читателя, корреляции его моральных установок.

По признанию автора как героя романа, писатель – человек деспотичный, он абсолютно свободно обращается с персонажами и жизненными фактами. Автору для создания романа прежде всего необходимо «фактуркі зараз нагрэбсці» [2, 160]. Богатая «фактурка» истории борца за правду и справедливость Люциана Корвуса, достаточно полно представленная ​​в записях репрессированного геолога, героиней-писательницей корректируется, так как геолог Корвус однозначно выступает жертвой жестоких обстоятельств: «І я разумела, што напісаць менавіта так, як вычытала ва ўспамінах геолага, я не змагу. Гісторыя майго героя будзе іншай. Так, балючай і трагічнай. Але іншай. І можа быць, хтосьці з тых, хто яе прачытае, аднойчы адмовіцца выбіраць між ролямі ката, здрадніка і ахвяры. Таму, што застанецца чалавекам. Проста чалавекам на сваёй зямлі. Ну, неяк так…» [2, 164]. Писательница иронически рассуждает сама с собой о технологии художественного отражения и декларирует: «Хопіць пафасу? Альбо яшчэ падкінуць? Я магу. Вось толькі не магу забыцца на забытых» [2, 164].

История Ирины Корвус основана на открытии прошлого, собственной родословной, на постижении сложного мира человеческих взаимоотношений. Ирина – дизайнер и вдобавок модератор сайта в жанре фанфикшен «Под знаком Уробороса», так как «у фанфікшэне сумленней, чым на звычайным сайце пачынаючых літаратараў, які ў геніях, бы ў каросце» [3, 35]. Название открытого Ириной сайта многозначительное: Уроборос – змей, свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост, который символизирует цикличность бытия, представляет вечность и бесконечность через созидание и разрушение, через жизнь и смерть.

Название сайта акцентирует множественность вариантов судеб начинающих авторов, а в пределах сюжетной линии – абсолютно неожиданные повороты человеческих судеб. Опубликованные на сайте материалы об Ордене рыцарей-хранителей памяти становятся объектом обсуждения читателей. Выясняется, что их дельные замечания влияют на публикацию автором фанфика истории Люциана Корвуса и его знакомых, корректируют нарративную стратегию. Просмотр текстов автора, выбравшего ник «Grjaznyj ubljudok», косвенно характеризуют и читателей белорусскоязычной литературы в Сети, среди которых есть случайные и недалекие люди типа Трандуила, романтическая любительница фантастики Fljor Delakur, любитель правдоподобия Top Мощный, тенденциозно настроенный Racional, убежденный, что о глобальных вещах можно читать только на «проза.ру», а сюда «прыходзяць па рамантыку, чувак, ну ці паржаць» [3, 56].

Модератор сайта Ирина Корвус – личность литературоцентричная, бытовые ситуации она любит соотносить с ситуациями в книгах. Так, о своем намерении найти следы исчезнувшего мужа с юмором отмечает: «Сюжэтаў, калі дзяўчына ідзе па слядах свайго зніклага прынца, хапае» [3, 29].

В романе широко используются реминисценции и аллюзии как литературного, так социального и бытового плана на события прошлого и настоящего времени. Писательница остроумно высмеивает некоторые бытовые и литературные штампы, в частности, штамп о писателе-всезнайке – первое впечатление от модно одетой Ирины у писательницы-рассказчицы было негативным, так как по писательским меркам молодая особа выглядела типичной красивой дурой.

Название романа – «Пантофля Мнемазіны» – яркая манифестация писательского стиля Людмилы Рублевской, основанного на уместном использовании ироничной метафоры. Ирина Корвус между прочим замечает: «Багіня памяці Мнемазіна носіць пантофлі са свінцовымі абцасамі. Ступае мякка, на дыбках, а націсне пяткай – і струшчыць усё» [3, 29].

Писательница в процессе художественного исследования возможностей личности объединила в произведении элементы детективного, исторического, социально-бытового и фантастического романов.

Экспериментальные для белорусской прозы повествовательные стратегии в ее романе «Пантофля Мнемазіны» основаны на учете современных условий существования литературы в социокультурном пространстве, классических представлениях о словесном искусстве как человековедении, понимании его герменевтической функции как доминирующей.

Автор публикации: В.Ю. Боровко.

Источник: Сайт писательницы Людмилы Рублевской

Перевод с белорусского языка – Циплаковой Н., ведущего библиотекаря отдела сопровождения портала Национальной библиотеки Беларуси.


Комментарии пользователей:

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Новости

В Год малой родины – виртуальное путешествие  по Могилёвскому краю

18 Июн 2018

Уважаемыем друзья! В Год малой родины хочется обратить ваше внимание на коллекцию уникальных электронных краеведческих ресурсов, представленных в нашем виртуальном читальном зале в разделе «Электронные ресурсы организаций-партнеров».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Писатели-врачи

18 Июн 2018

Многие русские классики имели вторую профессию, часто никак не связанную с литературой. Вот истории писателей-докторов: зачем они получали врачебное образование, как совмещали творчество и лечебную практику, и на чем в конце концов остановили свой выбор.

Новости библиотек

Замуж за Маяковского. Список тех, кто отказался

16 Июн 2018

«Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?» – этот вопрос Владимир Маяковский задавал себе в жизни несколько раз. Его романы развивались стремительно, одни длились пару месяцев, другие – больше десяти лет, но ни один из них не привел к браку. Вспоминаем муз поэта.

Новости библиотек