Александра Маринина закончила свою необычную (и не детективную) трилогию «Горький квест». В книге она отправляет современную молодежь, у которой вдруг обнаружилась ностальгия по советским временам, назад в 70-е.
Возможно, это самый необычный роман автора: на этапе его подготовки Маринина исследовала фокусгруппы людей, родившихся после распада СССР и незнакомых с советским строем (Фокус-группа – метод социологического исследования, группа респондентов, опрашиваемых по определенному кругу вопросов. – «ВМ»). Цель исследования – действия молодых людей в предлагаемых «советских» обстоятельствах, их погружают в середину 1970-х...
– Вы продолжаете экспериментировать с жанром. После семейной саги «Обратная сила» решили написать роман – исследование социализма, отталкиваясь – внезапно – от Максима Горького. Юбилей главного пролетарского писателя мы отметили в прошлом году, тема, кажется, исчерпана? А тут еще и фокус-группы какие-то...
– Эксперимент заключается в том, что я обратилась к мнениям молодых людей – 20–30 лет, которые никогда не жили при советской власти, и использовала их в романе. Несколько раз ко мне приходили группы молодежи, и я разыгрывала с ними жизненные ситуации, которые могли быть в Советском Союзе. Например, романтические отношения между юношей и девушкой, когда возникает вопрос где встречаться. Дома нельзя: родители, в кафе не попасть – нужно выстоять большую очередь... Молодежь приходила к единственно возможному варианту – гулять по улицам. Но по ходу возникал вопрос: «Вот вы гуляете, гуляете, и возникает необходимость сходить в туалет. Куда идти?» Вопрос вызывает недоумение, когда я уточняю, что общественных туалетов в Москве не было. Разве что на вокзалах, в редких кафе да в ГУМе, но там большие очереди. Я видела растерянность молодежи: «Ужас, это же концлагерь».
Вторая ситуация: роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» и необходимость отвечать на уроке литературы: «Что сделал дурного с девочкой Свидригайлов?» В СССР нельзя было обсуждать такие темы.
– Зачем вы задавали такие провокационные вопросы?
– Молодые люди должны были сразу почувствовать максимальный предел душной атмосферы, в которой жили советские люди, и необходимость играть по правилам системы.
– В последнее время часто вспоминают СССР – когда с ностальгией, а когда и с проклятиями... У меня, например, было счастливое советское детство, и ничего плохого о том времени я сказать не могу...
– Я бы не стала – огульно – говорить, что до начала перестройки все было ужасно. Плюсы и минусы были всегда и у всех. И в романе «Горький квест» я не берусь судить, хорошо или плохо было в Советском Союзе. Нет такой задачи и у героев романа. В основе его сюжета – рукопись, эссе, посвященные творчеству Горького. Эссе были написаны молодым москвичом во второй половине 70-х годов. Автор умер в начале 80-х, и спросить его нет возможности. Задача главного героя – рассказать об авторе эссе в контексте его трудов о Горьком: кто он был такой, почему он интересовался именно Горьким? Для этого ему нужно мышление молодых людей – его ровесников, живущих в той, советской, реальности. Главный герой приглашает молодых людей и предлагает пожить в тех ситуациях, в которых жил автор эссе, – читать те же произведения, в частности Горького, и все это обсуждать. Поэтому на фокус-группах я и задавала такие вопросы.
– А как вы сами относитесь к Горькому?
– Горький был хорошим писателем... до 1910 года. А после – увы. Из его вещей, написанных после революции, можно обсуждать роман «Дело Артамоновых» (задуман задолго до октября 1917-го и окончен в 1925 году. – «ВМ»), но потом Горький приделал к нему так называемый революционный хвост и все испортил. Роман прекрасный, только конец неудачный. В 1931 году он вымучил слабую пьесу «Сомов и другие». Видно, с какой ненавистью к самому себе он это писал. Делает новую редакцию пьесы «Васса», вставляя туда революционерку Рашель. Он просто испортил свою замечательную пьесу во второй редакции только для того, чтобы как-то угодить власти.
– То есть советская власть сначала убила Горького как художника, а потом и как человека, если принимать во внимание распространенную версию о причинах его смерти?
– Да он сам себя убил. Власти нужен был первый писатель революции, и выбор был невелик – многие классики эмигрировали . А биография Горького была идеальной для того, чтобы сделать его главным пролетарским писателем. Он пошел на это сознательно, за что получил привилегии, роскошно жил в Италии, в Крыму, в Москве... Скорее всего, в нем что-то оборвалось еще до революции – после 1910 года.
– Как вы воспринимаете фразу Горького, которой нас пичкали в школе: «Рожденный ползать летать не может»?
– Ею руководствовались поколения советских людей. В целом эти слова справедливы. Только их очень обобщают. К примеру, врач окулист не может быть онкологом, а машина не может летать, потому что она не самолет – просто по-другому устроена... Делать из этой фразы вывод о людях первого и второго сорта – глубокая ошибка. Это проявление гордыни.
– Горький страдал гордыней?
– Все люди страдают гордыней. Кроме продвинутых философов и священников. Что касается Горького: он был признан первым писателем страны, при этом жил лучше всех других писателей в бытовом плане. Чтобы эти две составляющие совпали, без гордыни не обойтись.
– Лично вы боретесь с гордыней?
– Мне кажется, я давно ее поборола. В молодости мне казалось, что я умная и знаю больше, чем другие, и знаю, как правильно. Сейчас я не считаю себя лучше других, умнее других, достойнее других. Я – такая же, как все. Категорически против деления людей и продуктов их труда на «лучший», «самый лучший» и в таком духе. Это и есть не что иное, как проявления гордыни.
– Есть же гении, а есть просто талантливые люди, так почему же это деление невозможно?
– Возможно, но отличить – кто гений, а кто – талант – легко. Талантливый человек попадает в мишень, в которую другие попасть не могут. Гений попадает в мишень, которую до него вообще никто не видел.
– Лев Толстой – гений?
– Нет, не думаю. Читая Толстого, я не увидела попадания в мишень, которую никто не видел. Но, возможно, я не права. Гений платит невероятную цену за свою гениальность. Возьму физиков – Эйнштейна и Ландау. Они были гениями, но сколько горя причинили своим близким! Обижали людей, мучили близких...
– Гений Никола Тесла отказался от личной жизни ради науки и никому горя не причинил.
– Этого никто не знает. Наверняка его кто-то любил, а он отказал, не принял эту любовь. Он всех оттолкнул. Да, он сделал свой выбор в пользу науки и не отступил от него. Тесла лишил себя радости любви, радости семьи, радости отцовства и, насколько я знаю, жалел об этом в конце жизни.
– Есть ли у вас хобби?
– В качестве хобби мы с подругой играем дуэтом – она на скрипке, я на фортепиано – исключительно для удовольствия и для поддержания мозгов. Аккомпанирование – это многозадачность. Память нужно тренировать всегда, до самой смерти. В интернете полно упражнений – как тренировать память. Я, например, слушаю аудиокниги с большим количеством персонажей. Нужно быть сосредоточенным, сконцентрированным, помнить все детали.
– От вас исходит много позитивной энергии. Есть ли у вас секрет хорошего настроения?
– Если посмотреть большое количество фотографий известных людей – какими они были в молодости и какими стали в пожилом возрасте, можно проследить, какую внутреннюю жизнь они прожили. Кто-то состарился красиво, а кто-то некрасиво, и многое зависит от их биографии. Если человек добрый, то безобразным он не становится. Могут быть морщины, дряблая кожа, но если человек позитивный, то с ним приятно общаться. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали как красивого человека, не завидуйте, не держите зла, не копите обид.
СПРАВКА
Александра Маринина (настоящее имя Марина Анатольевна Алексеева) – подполковник милиции, писатель-прозаик, автор большого количества произведений детективного жанра. Окончила юрфак МГУ и получила распределение в Академию МВД СССР. В1986 году защитила кандидатскую диссертацию. Занималась анализом и прогнозированием преступности, автор более 30 научных трудов на эту тему. Вышла в отставку в 1998 году. С 1999 года романы Марининой начали экранизировать. Самая известная экранизация – сериал «Каменская» (премьера состоялась на НТВ 2 января 2000 года). Замужем за полковником милиции Сергеем Заточным.
Автор публикации: Анжелика Заозерская.
Источник: Вечерняя Москва