ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Национальный художественный музей познакомит с экслибрисами XVII–XXI веков
Кратчайшая энциклопедия псевдонимов

Он написал убийство: новый роман Харуки Мураками оказался детективом

Он написал убийство: новый роман Харуки Мураками оказался детективом
Другие новости

В центре истории – загадочная картина с поединком Дон Жуана и командора.

На русском языке вышла новая книга Харуки Мураками «Убийство командора» – меланхоличный детектив с явным привкусом «Великого Гэтсби» и «Алисы в стране чудес». Это первый роман писателя за четыре года, разросшийся на два тома по 400 страниц каждый. Самый популярный японский автор в этом году отметил 70-летний юбилей, но на покой пока не собирается и своих позиций живого классика не сдает. Мураками регулярно попадает в вероятный шорт-лист Нобелевской премии, его книги всё чаще экранизируют в мире, а стартовый тираж долгожданной новинки только на родине превысил миллион экземпляров.

Как часто у писателя, книга написана от первого лица, а имя протагониста сознательно скрыто. Это успешный художник слегка за 30, давно променявший искусство на ремесло. Его хлеб – парадные портреты для бизнесменов, которые он научился выдавать, не халтуря, но и не включая мозги. Однажды его ладно устроенная жизнь идет вразнос. Жена после странного сна заявляет, что не хочет больше с ним жить и вообще у нее другой мужчина. Герой уходит из дома, несколько месяцев скитается по стране, а потом принимает предложение друга присмотреть за отцовским домом. Здесь, в живописном уединении, он пытается вспомнить, что это такое – творчество.

Но глушь обманчива, и о покое художник может лишь мечтать. Он заведет два романа на стороне, обретет несколько новых знакомых (например, соседа с волосами цвета «снежной целины» и эксцентричными просьбами), вскроет древнее святилище на заднем дворе. А главное – найдет на чердаке хорошо запрятанную картину «Убийство командора», неизвестный миру шедевр бывшего хозяина и тоже живописца. Та явно написана по мотивам оперы Моцарта «Дон Жуан», но почему-то выполнена в традиционном японском стиле, а с узнаваемыми персонажами соседствует жуткий незнакомец. Наш художник уверен, что холст скрывает какую-то тайну...

Murakami_1.jpg

Фото: Издательство Эксмо

С такой завязкой может выйти и недурной хоррор, и детектив, и философская драма. Но Мураками не любит проторённых троп и чистых жанров, вальяжно миксует одно с другим и третьим, обманывая, по обыкновению, все сюжетные ожидания. Уже на первых страницах он отчасти раскрывает финал, пусть и утаивая важные детали. Всю книгу сознательно саботирует выигрышные ходы, томит долгими описаниями, чтобы подвести к длинному диалогу о материях, вроде бы далеких от главной линии. Слог всё тот же – нарочито безыскусный, сентиментальный и приземлённый одновременно. Словом, в «Убийстве командора» есть всё, за что Мураками принято любить и ненавидеть.

В то же время эта книга разительна не похожа на все предыдущие. Ещё никогда писатель не был настолько откровенен в разговоре о том, как он понимает творчество – не ремесленно, а скорее в смысле экзистенциальном, мировоззренческом. Сам творческий процесс в «Убийстве командора» зашифрован довольно прозрачно – от начальной точки (утраты гармонии) и далее по пунктам, через рождение и «убийство» умозрительной идеи, к погоне за метафорой, которая уже ведет к сотворению новой реальности и восстановлению гармонии. Иными словами, Мураками проделал эффектный фокус – обнародовал технологию и предъявил результат работы. В одном тексте.

В пересказе «технология» кажется уж совсем схематичной. Хотя сама книга, в общем-то, о том, что наше сознание – лишь грубая пряжа из воспоминаний, обсессий, увлечений. И что спрядется в итоге, мало зависит от нашей воли. Мураками легко избегает искусствоведческих рассуждений, предпочитая метафоры и аллегории, поэтому пугаться не надо – книга вполне читается как реалистическая проза. В бытовом психологизме классик никогда не был силен, но он вновь и вновь подкупает за счет гипнотизирующих описаний повседневных ритуалов и внутренних монологов. Тут «очеловечен» даже самый инфернальный герой – Безлицый, символ того мистического опыта, для которого не придумали слов.

Автор публикации: Николай Корнацкий.

Источник: Известия


Новости

180 лет назад открылась Горы-Горецкая земледельческая школа

15 Авг 2020

15 августа 1840 г. в имении Горы-Горки Могилёвской губернии была торжественно открыта земледельческая школа, позже преобразованная в земледельческий институт – предшественник современной Белорусской государственной сельскохозяйственной академии.

По страницам белорусского календаря

Книги о нашей стране переданы в Лондон

14 Авг 2020

Национальная библиотека продолжает благотворительную акцию «О Беларуси – белорусам зарубежья», содействующую распространению информации о нашей стране, популяризации информационных ресурсов, отражающих богатство ее историко-культурного и природного наследия, а также расширению информационного взаимодействия с объединениями белорусской диаспоры в зарубежных странах.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

О культурном наследии нашей страны – в документальном проекте ОНТ «Беларусь. Взросление»

13 Авг 2020

Каждая страна гордится своими достижениями. И Беларусь не исключение, наши успехи – в самых разных областях. Сегодня интерес белорусов к культурному наследию не исчезает, а только увеличивается. Мы гордимся своим прошлым и духовными достижениями.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Роман Мотульский: Нам всем необходимо стоять на традициях и корнях толерантности, укоренившихся в нашем народе, на тех духовных христианских и европейских ценностях, на которые на протяжении столетий опирались наши предки

13 Авг 2020

Известные деятели культуры и искусства, среди которых и генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Роман Мотульский, призывают белорусов проявить мудрость и толерантность.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Белорусский фольклор и «Век людей»

13 Авг 2020

С апреля 2019 года в литературном журнале «Маладосць» публикуется фэнтезийный роман «Век людзей» сотрудницы отдела сопровождения интернет-портала НББ Маргариты Латышкевич.
Стоит ли сегодня писать фантастику и где корни «Века»? Автор, которая ведет на портале НББ читательский блог, рассказала нам о своем опыте написания большой прозы.

Авторский взгляд

Сотрудник Национальной библиотеки принял участие в передаче телеканала «Россия 1»

12 Авг 2020

Андрей Барановский, главный библиограф НИО библиографии Национальной библиотеки Беларуси, историк-краевед, автор книги «Лепельское пехотное училище», принял участие в телевизионной передаче телеканала «Россия 1» из цикла «Память огненных лет».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111