ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Конференция «Развитие национальной литературы и чтения в странах СНГ»
Тестовый доступ к журналам издательства De Gruyter

О чем пишут белорусские драматурги и почему их почти не ставят на родине

О чем пишут белорусские драматурги и почему их почти не ставят на родине
Другие новости

Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В.И. Дунина-Марцинкевича стартует в Бобруйске 1 ноября. Он проводится раз в два года и собирает на бобруйской сцене лучшие и новые спектакли по пьесам белорусских авторов.

Сегодня можно говорить о том, что в Беларуси появилось много молодых драматургов, которые пишут так называемую новую драму, ездят с нею на семинары и конкурсы в другие страны, получают там престижные премии. К сожалению, эти их пьесы редко попадают в репертуар отечественных государственных театров (исключение – Республиканский театр белорусской драматургии).

На фестивале русской драматургии в Эстонии молодые режиссеры представляли спектакли по пьесам Константина Стешика, Андрея Иванова, Максима Дасько, не зная, что это не русские, а белорусские авторы. Да, они пишут на русском языке и потому хорошо известны в России.

Но почему же Беларусь остается неузнанной, когда по многим странам идут пьесы Павла Пряжко, Виталия Королева, Дмитрия Богославского, Андрея Горвата, Виктора Красовского, Николая Рудковского, Павла Рассолько и трех вышеназванных авторов? Вот они – больше десятка имен.

Почти все очень далеки от театра, не знают его изнутри, на премьеры не ходят. Пишут не прозу, а драматургию, нарушая все классические законы ее построения.dramaturgi_1.jpg

Сцена из спектакля Минского областного театр кукол «Батлейка» «Сестры Грайи» режиссера Евгения Корняга
© Photo: АРТ Корпорейшн

Названы лучшие спектакли года в Беларуси

Их ставят редко по многим причинам. Эти пьесы для публики ― серьезная работа. Авторы вторгаются в маргинальные слои общества, а их герои часто люди на обочине. Текст пьес нарушает границы зоны привычного комфорта, использует ненормативную лексику. Можно заподозрить, что традиционных схем построения пьесы перечисленные авторы просто не знают. Они не являются коммерчески успешными драматургами, их произведения идут в небольших залах. Им важно выкрикнуть то, что наболело на душе, часто – в форме длинного монолога. Это очень далеко от привычного нашей публике психологического театра, где есть изменение героя, просветление, страдание. Глубинный смысл находят критики. Зритель часто плохо понимает происходящее.

Но свое надо показывать. Им можно гордиться, потому что именно белорусские авторы в таком солидном количестве предлагают современному театру новые формы. В какой-то мере они революционеры в современном искусстве. Фестиваль – прекрасный повод посмотреть, послушать, разобраться в феномене новой драмы.

От проверенной классики до современного сантехника

Можно сказать, что фестиваль отобрал для показа самые доступные произведения вышеназванных авторов. Праздник начнется, как и положено, с классики белорусской литературы. Это – «Сымон-музыка» Якуба Коласа, привезенный Национальным Академическим театром из Витебска. Будет кассовая пьеса классика сегодняшнего дня Алексея Дударева «Не покидай меня». Спектакль приедет из Калуги. Все остальное – наша новая драматургия из Беларуси, России, Украины, Грузии. О них подробнее.

dramaturgi_2.jpg
Прэм’ера «Радзіва “Прудок”» на Палессі
© Sputnik

Малая родина в трех экземплярах

Самым ярким считаю «Опиум» по пьесе Виталия Королева в постановке Александра Марченко. Глубокая современная драма, продуманная режиссура, отличная игра артистов столичных театров, интересная сценография. Там есть подкупающая правда жизни о незаметных героях нашего времени. Как жить, если многие благие поступки обречены на провал? Ответов и рецептов нет, придется думать.
Мне очень нравится пьеса Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов». Думаю, что это лучшее его произведение.

Интересно, как воспримут ее в постановке Киевского театра «Золотые ворота» и обласканного в Беларуси режиссера Стаса Жиркова. Он отметится на фестивале дважды. Независимый театральный проект белорусских исполнителей «Гэта мы» уже поездил по Европе. В основе его книга Андрея Горвата «Радзіва “Прудок”».

«Лондон» Максима Дасько привезут из Перми. Спектакль – монолог сантехника – с огромным успехом представлял бобруйский театр на многих фестивалях. Удастся ли российским артистам повторить этот успех?

Что такое зонг-опера «Альпийская баллада» по повести Василия Быкова, не знает никто. И даже трудно представить, как может прозвучать такой жанр. Спектакль привезут из Вологды.

dramaturgi_3.jpg
Сцена из спектакля «Банкрот» Молодежного театра по пьесе Александра Островского
© Photo : Белорусский государственный молодежный театр

Наши театры рванули покорять Россию: что из этого вышло
У спектакля «Это все она» Республиканского театра белорусской драматургии уже сложилась отличная репутация. Он идет в репертуаре несколько лет. Злободневен по теме и хорош по актерскому исполнению.

«Урожай» Павла Пряжко только недавно осуществил Купаловский театр, хотя пьесе много лет. Критик из Москвы Марина Давыдова выразилась очень точно: «Это подлинный гимн жизни одноклеточных. Ее, так сказать, апофеоз». Произведение это склонны считать современным театром абсурда, хотя у автора, на мой взгляд, была написана притча.

Очевидно, удивит зрителей Молодежный театр из Гомеля спектаклем «Летели качели». Вызовет споры минский спектакль по пьесе Юлии Чернявской «Сірожа». В Грузии поставили пьесу начинающей Алены Иванюшенко «Ты найдешь Алису под старым снегом». Завершит фестиваль премьера «Сиртаки» в исполнении хозяев фестиваля – бобруйчан.

Автор: Татьяна Орлова.

Источник: Sputnik

Новости

Компетентно и подробно

21 Ноя 2019

20 ноября 2019 г. Национальной библиотекой Беларуси и Белорусской республиканской коллегией адвокатов в рамках мероприятий по информационно-правовому просвещению граждан была организована и проведена ежемесячная тематическая встреча с адвокатом «Обращения граждан: из практики гражданско-правового консультирования».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Виртуальный вояж по театрам нашей страны – с веб-сайтом «Беларусь в информационном пространстве»

20 Ноя 2019

Приглашаем посетить театральную страничку навигатора «Беларусь в информационном пространстве». Здесь вы найдете информацию о музыкальных, драматических, кукольных и других театрах Республики Беларусь, которые ставят спектакли для зрителей разного возраста: от 3 до 103 лет и старше!

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111