ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Конференция «Развитие национальной литературы и чтения в странах СНГ»
Тестовый доступ к журналам издательства De Gruyter

О чем пишут белорусские драматурги и почему их почти не ставят на родине

О чем пишут белорусские драматурги и почему их почти не ставят на родине
Другие новости

Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В.И. Дунина-Марцинкевича стартует в Бобруйске 1 ноября. Он проводится раз в два года и собирает на бобруйской сцене лучшие и новые спектакли по пьесам белорусских авторов.

Сегодня можно говорить о том, что в Беларуси появилось много молодых драматургов, которые пишут так называемую новую драму, ездят с нею на семинары и конкурсы в другие страны, получают там престижные премии. К сожалению, эти их пьесы редко попадают в репертуар отечественных государственных театров (исключение – Республиканский театр белорусской драматургии).

На фестивале русской драматургии в Эстонии молодые режиссеры представляли спектакли по пьесам Константина Стешика, Андрея Иванова, Максима Дасько, не зная, что это не русские, а белорусские авторы. Да, они пишут на русском языке и потому хорошо известны в России.

Но почему же Беларусь остается неузнанной, когда по многим странам идут пьесы Павла Пряжко, Виталия Королева, Дмитрия Богославского, Андрея Горвата, Виктора Красовского, Николая Рудковского, Павла Рассолько и трех вышеназванных авторов? Вот они – больше десятка имен.

Почти все очень далеки от театра, не знают его изнутри, на премьеры не ходят. Пишут не прозу, а драматургию, нарушая все классические законы ее построения.dramaturgi_1.jpg

Сцена из спектакля Минского областного театр кукол «Батлейка» «Сестры Грайи» режиссера Евгения Корняга
© Photo: АРТ Корпорейшн

Названы лучшие спектакли года в Беларуси

Их ставят редко по многим причинам. Эти пьесы для публики ― серьезная работа. Авторы вторгаются в маргинальные слои общества, а их герои часто люди на обочине. Текст пьес нарушает границы зоны привычного комфорта, использует ненормативную лексику. Можно заподозрить, что традиционных схем построения пьесы перечисленные авторы просто не знают. Они не являются коммерчески успешными драматургами, их произведения идут в небольших залах. Им важно выкрикнуть то, что наболело на душе, часто – в форме длинного монолога. Это очень далеко от привычного нашей публике психологического театра, где есть изменение героя, просветление, страдание. Глубинный смысл находят критики. Зритель часто плохо понимает происходящее.

Но свое надо показывать. Им можно гордиться, потому что именно белорусские авторы в таком солидном количестве предлагают современному театру новые формы. В какой-то мере они революционеры в современном искусстве. Фестиваль – прекрасный повод посмотреть, послушать, разобраться в феномене новой драмы.

От проверенной классики до современного сантехника

Можно сказать, что фестиваль отобрал для показа самые доступные произведения вышеназванных авторов. Праздник начнется, как и положено, с классики белорусской литературы. Это – «Сымон-музыка» Якуба Коласа, привезенный Национальным Академическим театром из Витебска. Будет кассовая пьеса классика сегодняшнего дня Алексея Дударева «Не покидай меня». Спектакль приедет из Калуги. Все остальное – наша новая драматургия из Беларуси, России, Украины, Грузии. О них подробнее.

dramaturgi_2.jpg
Прэм’ера «Радзіва “Прудок”» на Палессі
© Sputnik

Малая родина в трех экземплярах

Самым ярким считаю «Опиум» по пьесе Виталия Королева в постановке Александра Марченко. Глубокая современная драма, продуманная режиссура, отличная игра артистов столичных театров, интересная сценография. Там есть подкупающая правда жизни о незаметных героях нашего времени. Как жить, если многие благие поступки обречены на провал? Ответов и рецептов нет, придется думать.
Мне очень нравится пьеса Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов». Думаю, что это лучшее его произведение.

Интересно, как воспримут ее в постановке Киевского театра «Золотые ворота» и обласканного в Беларуси режиссера Стаса Жиркова. Он отметится на фестивале дважды. Независимый театральный проект белорусских исполнителей «Гэта мы» уже поездил по Европе. В основе его книга Андрея Горвата «Радзіва “Прудок”».

«Лондон» Максима Дасько привезут из Перми. Спектакль – монолог сантехника – с огромным успехом представлял бобруйский театр на многих фестивалях. Удастся ли российским артистам повторить этот успех?

Что такое зонг-опера «Альпийская баллада» по повести Василия Быкова, не знает никто. И даже трудно представить, как может прозвучать такой жанр. Спектакль привезут из Вологды.

dramaturgi_3.jpg
Сцена из спектакля «Банкрот» Молодежного театра по пьесе Александра Островского
© Photo : Белорусский государственный молодежный театр

Наши театры рванули покорять Россию: что из этого вышло
У спектакля «Это все она» Республиканского театра белорусской драматургии уже сложилась отличная репутация. Он идет в репертуаре несколько лет. Злободневен по теме и хорош по актерскому исполнению.

«Урожай» Павла Пряжко только недавно осуществил Купаловский театр, хотя пьесе много лет. Критик из Москвы Марина Давыдова выразилась очень точно: «Это подлинный гимн жизни одноклеточных. Ее, так сказать, апофеоз». Произведение это склонны считать современным театром абсурда, хотя у автора, на мой взгляд, была написана притча.

Очевидно, удивит зрителей Молодежный театр из Гомеля спектаклем «Летели качели». Вызовет споры минский спектакль по пьесе Юлии Чернявской «Сірожа». В Грузии поставили пьесу начинающей Алены Иванюшенко «Ты найдешь Алису под старым снегом». Завершит фестиваль премьера «Сиртаки» в исполнении хозяев фестиваля – бобруйчан.

Автор: Татьяна Орлова.

Источник: Sputnik

Новости

30 Окт 2020

Заслуженный архитектор страны, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь Михаил Климентьевич Виноградов ушел из жизни 29 октября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Белорусском союзе архитекторов.

Новости библиотек

Продвижение ресурсов виртуального читального зала НББ

30 Окт 2020

29 октября состоялся онлайн-семинар виртуального читального зала НББ для сотрудников Президентской библиотеки Республики Беларусь. Профессиональная встреча была посвящена одному из самых актуальных вопросов библиотечного обслуживания в современных условиях – использованию лицензионных электронных информационных ресурсов.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

"Бу!": путеводитель по домам с привидениями в литературе

30 Окт 2020

Что может быть более привлекательным и одновременно пугающим для читателя, чем дома с привидениями? За более чем сотню лет мы стали свидетелями множества печальных историй, где главные герои заключают сделку века и покупают дом, в котором они сами – нежданные гости. Мечта превращается в кошмар, а родные стены больше не кажутся безопасными. Представляем вам путеводитель по самой мистически опасной недвижимости в литературе!

Авторский взгляд

30 октября – 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905–1986)

30 Окт 2020

Имя художника хорошо известно не только знатокам белорусского искусства ХХ века, но и многочисленным гостям нашей страны. Ведь среди наиболее известных туристических объектов мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой, Курган Славы, монумент Победы в Минске и многое другое, автором или соавтором создания которых являлся Андрей Онуфриевич Бембель.

По страницам белорусского календаря

Свободное программное обеспечение для создания краеведческих ресурсов библиотек (+видео)

29 Окт 2020

22 октября в рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» Виктор Пшибытко провел онлайн мастер-класс «Использование свободного программного обеспечения для создания краеведческих ресурсов библиотек».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Сохранность документов как залог качественного удовлетворения читательских запросов

29 Окт 2020

22 октября в рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» состоялся круглый стол «Обеспечение сохранности национальных документов на бумажной основе: основные процессы и их кадровое обеспечение».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111