В этом году отмечают 140 лет со дня рождения известной детской писательницы Лидии Чарской.
Впервые в русской литературе она обратилась к проблемам женских учебных заведений, сделав главной героиней своих произведений гимназистку, преодолевающую все жизненные невзгоды. После революции книги Чарской оказались под запретом и только в конце 80-х годов прошлого века издатели вернулись к творчеству некогда популярной писательницы.
«Княжна Джаваха», «Записки институтки», «Сибирочка», «Вторая Нина». Удивительно, но в начале XX века, судя по библиотечным формулярам и данным о продажах книг, повести Лидии Чарской были более востребованы чем классические произведения Гоголя, Тургенева или Марка Твена. За несколько послереволюционных лет из кумира подростков Чарская превратилась в абсолютно забытую литературную фигуру.
Известного российского литературоведа Евгению Путилову связывают с Чарской почти мистические нити. 25 лет назад ее стараниями имя и книги детской писательницы стали возвращаться к читателю. Однажды при посещении Смоленского кладбища смотритель предложил Путиловой зарегистрировать заброшенное захоронение: «Вы же член Союза писателей, у вас паспорт с собой? Так пойдемте – зарегистрируем».
С послереволюционного времени книги Чарской не издавались. Литература, признанная буржуазной, уводящей читателя в иллюзорные миры, попала под все мыслимые запреты. Специальные пионерские рейды отправлялись по домам с целью вычисления читателей Чарской.
«Не нашлось противоядия против Чарской и в советское время... Не сумели создать», – говорит коллекционер Андрей Барановский.
В 34-м году на Съезде писателей Самуил Маршак сказал, что «убить Чарскую не так легко несмотря на всю ее хрупкость», писатель повторил тезисы Корнея Чуковского, который еще до революции назвал Чарскую гением пошлости, в упрек ставилось однообразие сюжетов, сентиментальность и экзальтированность.
«А вы знаете, поплакать нужно... чтобы не было бесчувственного чтения. И вот кто умеет так – это Чарская. Ее читать равнодушно невозможно», – убеждена доктор филологических наук Евгения Путилова.
В 20-е годы под псевдонимом Н. Иванова Чарской удалось написать и отдать в издательства четыре повести. Гонорар был ничтожным, открывателю мира женских учебных заведений больше не о ком было писать.
«Все-таки она в своих книгах раскрыла универсальный образ...», – считает Андрей Барановский.
На Смоленском кладбище могилу Чарской обнимает вросшая в ограду береза. Когда-то на этой ограде находились медные дощечки с текстами стихов Лидии Алексеевны. Несмотря на многолетнее забвение, нравоучительные повести Чарской находят своих читателей в многократно изменившейся России.
Источник: общероссийский государственный телеканал «Культура»