ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Трехмерная сказка о Белоснежке
9 интересных фактов о библиотеках

Научное скорочтение

Научное скорочтение
Другие новости

Как за 20 минут научиться читать на 300 % быстрее.


Насколько больше ты бы успевал сделать, если бы мог читать весь необходимый тебе материал за 1/3 или 1/5 времени, которое уделяешь этому обычно?

Процесс скорочтения – это процесс управления мелкой моторикой. Точка.

Все, что ты прочтешь ниже, было написано несколько лет назад и сформулировано, как напыщенная проза для студентов университета Лиги Плюща, но обязательно принесет тебе существенные результаты.

Проект PX

Результаты проекта PX, единого трехчасового когнитивного эксперимента, показали общее увеличение скорости чтения на 386 процентов. Этот метод протестировали на носителях пяти языков. Даже люди, страдающие дислексией, смогли научиться читать техническую литературу со скоростью в 3000 слов в минуту (с/м) или 10 страниц в минуту. Одну страницу за шесть секунд.

Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200-300 с/м (от ½ до 1 страницы в минуту). Самый быстрочитающий процент населения читает со скоростью 400 с/м.

Зная основные принципы, по которым работает зрительная система человека, можно избавиться от ее естественных недостатков, что поможет увеличить скорость чтения и улучшить запоминание.

Чтобы выполнить упражнения и увидеть результаты, тебе понадобятся:

  • книга толщиной в 200+ страниц, которую нужно положить на ровную поверхность,
  • ручка,
  • таймер (в идеале – секундомер с будильником или кухонный таймер).

Для начала проговорим несколько терминов и особенностей, свойственных процессу чтения.

A) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно минимизировать количество и продолжительность фиксаций на каждой строчке

Мы читаем не по прямой линии, а скорее последовательными скачкообразными движениями (прыжками). Каждый скачок заканчивается фиксацией – временной задержкой на тексте в области, на которую ты смотришь. У нетренированных читателей каждая фиксация длится примерно ¼-1/2 секунды.

Чтобы понять, как это происходит, закрой один глаз, прикоснись пальцем к поверхности своего века, а потом начни медленно двигать другим глазом по горизонтальной линии – ты почувствуешь отчетливые скачки и периоды фиксации.

 

B) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно научиться не возвращаться назад и не перечитывать

Нетренированные читатели тратят почти 30 процентов времени чтения на регрессии (сознательное перечитывание) и прыжки назад (бессознательное перечитывание текста при потере точки фиксации).

C) Используй упражнения, чтобы расширять свое горизонтальное периферическое зрение и увеличивать количество слов, которые регистрируются при каждой фиксации

Нетренированные читатели во время чтения фокусируются на центре картинки и не используют свое горизонтальное периферическое зрение, из-за чего упускают почти 50% слов во время каждой фиксации (количество слов, которое можно воспринять и «прочитать» во время каждой фиксации).

Ты:

  1. научишься технике скорочтения,
  2. научишься применять эту технику на большой скорости,
  3.  
  4. научишься проверять свое понимание текста.

Это отдельные шаги, и твоему организму будет проще адаптироваться к новой технике, если ты будешь заниматься ими по отдельности. К примеру, не стоит волноваться о понимании текста, если ты тренируешь моторику, чтобы увеличивать свою скорость. Правильная последовательность это техника – скорость – понимание текста.

Тебе придется практиковать технику со скоростью в три раза выше той, с которой ты хочешь научиться читать. То есть, если сейчас ты читаешь со скоростью в 300 слов в минуту и хочешь ускориться до 900 слов в минуту, тебе придется практиковаться читать 1800 слов в минуту или 6 страниц в минуту (10 секунд на одну страницу).

Сегодня мы поговорим о двух главных технических приемах скорочтения, которые научат тебя:

  1. Как следить за текстом и задавать себе скорость чтения.
  2. Как расширить поле своего восприятия.

Первое – Определи свои исходные данные

Чтобы определить свою начальную скорость чтения, возьми книгу, с которой будешь практиковаться (пусть она лежит открытой на столе) и посчитай количество слов в 5 строчках. Раздели общее количество слов на 5. Ответ, который ты получишь – это среднее количество слов в каждой строчке.

Пример: 62 слова/5 строчек = 12.4, округленное до 12 слов в каждой строчке. После этого посчитай количество строчек на пяти страницах и раздели полученное число на 5, чтобы узнать среднее количество строчек на каждой странице. Умножь ответ на среднее количество слов в каждой строчке, и ты узнаешь среднее количество слов на каждой странице.

Пример: 154 строчки/5 страниц = 30.8, округленное до 31 строчки на странице x 12 слов в каждой строчке = 372 слова на странице.

Отметь первую строчку и начинай читать. Читай ровно минуту – не нужно читать быстрее, чем обычно. Читай так, чтобы понимать материал. По истечении одной минуты умножь число строчек на среднее количество слов в строчке, чтобы определить скорость, с которой ты читаешь на данный момент.

Второе – Как следить за текстом и задавать скорость чтения

Регрессии, прыжки назад и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения.

Пользовался ли ты ручкой или пальцем, когда считал количество слов и строчек в своей книге? Ручка может послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и очень помогает при скорочтении.

Держи ручку в доминирующей руке. Подчеркивай каждую линию (не снимай с ручки колпачок) и фиксируй глаза на кончике ручки. Это поможет тебе не только следить за текстом, но и поддерживать одинаковую скорость во время чтения и уменьшить длительность фиксаций. Можешь держать ее так, как держишь, когда пишешь, но лучше всего держать ее под рукой, вплотную прижатой к странице.

1. Техника (2 минуты): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать скорость чтения. Подчеркивай каждую строчку, фокусируясь на кончике ручки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.

2. Скорость (3 минуты): повтори упражнение. Не трать на каждую строчку более, чем полсекунды (2 строчки за секунду). Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия. Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Третье – Расширение восприятия

Даже если сфокусироваться на центральной части экрана компьютера (целевой области центральной ямки глаза), твой глаз все равно воспринимает и видит его углы. Тренируя и расширяя свое периферическое зрение, можно увеличить скорость чтения на 300 процентов.

Нетренированные читатели используют примерно половину поля своего периферического зрения. Они движутся глазами от первого слова до последнего и тратят 25-50 процентов своего времени на то, чтобы “читать” поля, на которых ничего не написано.

В качестве примера возьмем такое предложение: “Когда-то давным-давно студенты любили читать по четыре часа в день”.

Если бы ты смог начать читать строчку со слова “давно” и закончить на слове “четыре”, ты бы смог пропустить 6 из 11 слов, и удвоить скорость своего чтения. Этот принцип очень прост и легок в применении.

1. Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай со второго слова каждой строчки и заканчивай на предпоследнем слове до конца строчки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.

2. Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай с третьего слова каждой строчки и заканчивай на третьем слове до конца строчки.

3. Скорость (3 минуты): начинай как минимум с четвертого слова каждой строчки и заканчивай на четвертом слове до ее конца. Повторяй это упражнение и не трать на одну строчку больше, чем полсекунды (2 строчки за одну секунду).

Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия. Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Четвертое – Посчитай новое количество слов в минуту

Отметь первую строчку и читай ровно минуту – пытайся читать как можно быстрее, но при этом осмысливая всю информацию. Умножь количество строчек на ранее высчитанное среднее количество слов в строчке, чтобы определить количество слов, которое ты можешь прочитать в минуту с новой скоростью.

Поздравляем – ты завершил беглый обзор принципов, которые можно использовать, чтобы ускорить человеческое когнитивное восприятие (обработку и использование информации).

Заключительные рекомендации: если ты используешь скорочтение для учебы, не нужно пытаться прочесть 3 главы за время, которое раньше понадобилось бы тебе, чтобы прочесть одну. Лучше прочитай одну главу 3 раза для лучшего запоминания.

Счастливого пути, скорочитатель!

Источник: LiveLib

Новости

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Международный семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны»

24 Апр 2024

22 апреля в рамках программы профессионального развития «Культурное наследие как основа межкультурного диалога. Стратегии сохранности в России и Беларуси» в Национальной библиотеке Беларуси состоялся семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Взгляд в вечность

23 Апр 2024

Юбилейная книжная выставка «Взгляд в вечность», посвящённая 90-летию со дня рождения белорусского ученого и литературоведа Владимира Михайловича Конана (1934–2011), проходит с 23 апреля по 20 мая в зале белорусской литературы (пом. 205).

Книжные выставки

Встреча с адвокатом о сдаче квартиры внаём без нарушения закона

24 Апр 2024

19 апреля в рамках программы «Библионочь-2024»  Национальной библиотекой Беларуси совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов была организована и проведена бесплатная тематическая встреча с адвокатом «Сдаём квартиру внаём без нарушения закона: особенности заключения договора найма».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям